Найти тему
Справочник кинопижона

От телесных ужасов в программу Канн. Обзор карьеры и фильмов Дэвида Кроненберга

Оглавление

Дэвиду Кроненбергу повезло. Действительно повезло. У него была образцовая для режиссера его типа карьера. Первый успех он приобрел в Канаде с малобюджетными, но эффектными хоррорами. Затем в 80-е перебрался в Голливуд, где поставил несколько ставших уже классическими ужастиков. На рубеже 80-х и 90-х переквалифицировался в почти серьезного режиссера, стал экранизатором трудноэкранизируемых авторов (Уильям Берроуз, Джеймс Баллард, Дон ДеЛилло), его фильмы начали регулярно оказываться в конкурсных программах Каннского, Венецианского и других крупных киносмотров. При этом нельзя сказать, что Кроненберг как-то принципиально изменился. Все это время он был примерно одним и тем же режиссером, только сначала он занимал нишу создателя эксплуатационных лент, затем мейнстримного режиссера, а потом и вовсе записали в арт-хаус.

Такой траектории могли бы позавидовать многие. При этом фильмография Кроненберга за редким исключением очень ровная. Ярких успехов и провалов в ней не так много. Вопрос только в том, попадаете ли вы с режиссером в одну волну или нет.

Небольшой дисклеймер. В статье ниже будут использованы максимально нейтральные кадры из фильмов Кроненберга, а также активно применяться эвфемизмы. Так статья имеет шансы не попасть в "шокирующий контент". "Яндекс.Дзен" следит за вашим душевным здоровьем и принимает активные меры, чтобы вы не были шокированы!

О 21 полнометражном фильме Кроненберга эвфемистично

Стерео (Stereo (Tile 3B of a CAEE Educational Mosaic)), 1969

У Дона Херцфельда есть такой анимационный фильм "Жанр", герой которого пытался нарисовать мультфильм про зайца, но никак не мог определиться в каком жанре его исполнить. В финале произведения заяц давал свою версию - "претенциозный студенческий фильм". Эта характеристика отлично характеризует "Стерео", хотя замах был явно на авангард.

Преступления будущего (Crimes of the Future), 1970

-2

Еще один претенциозный студенческий фильм, один пересказ сюжета которого грозит баном на "Яндекс.Дзене". Проблема в том, что если чем "Преступления будущего" и способны шокировать, так это тем каким же скучным и затянутым может быть часовой фильм.

Судороги (Shivers), 1975

-3

Первый "профессиональный" фильм Кроненберга. Здесь режиссер выступает на территории Уэса Крэйвена и Джорджа Ромеро, но эпатирует публику не ультражестокостью раннего Уэса и не зомби-социалкой Ромеро, а девиациями другого рода.

Бешеная (Rabid), 1977

-4

Развитие идей "Судорог". С чуть большим бюджетом, но сходной концепцией. Классика боди-хоррора, телесных трансформацией и необычный взгляд на тему вампирства. В главной роли Мэрилин Чэмберс - звезда фильмов, о которых запрещено писать на "Яндекс.Дзен".

Выводок (The Brood), 1979

-5

Если "Судороги" и "Бешеная" были интересны с точки зрения содержания, но по части формы выглядели откровенными бэшками, то "Выводок" - это первый фильм Кроненберга, в котором он освоил режиссерское мастерство. Это мастерски снятый и визуально дискомфортный боди-хоррор с оригинальной даже сейчас концепцией.

Беспутная компания (Fast Company), 1979

-6

Самый необычный фильм Кроненберга, который не вписывается ни в то, что он делал до, ни в то, что снимал после. Кино о "трудовых буднях" уличных гонщиков трудно назвать особенно увлекательным. Сила Кроненберга всегда заключалась в умении показывать на экране эрос и танатос. В историях, где их нет, режиссура достаточно средняя.

Сканнеры (Scanners), 1981

-7

"Фильм, в котором взрываются бошки". Вдруг, кто-то будет в "Яндексе" искать. Первый 100% хит Кроненберга, который запустил длинную и разветвленную франшизу о людях, использующих силу мысли как оружие, а также обратил на режиссера внимание Голливуда. Кроме того, открыл миру Майкла Айронсайда.

Видеодром (Videodrome), 1983

-8

Голливудский дебют Кроненберга. Карьера Кроненберга всегда была достаточно ровной, какого-то Opus Magnum в ней искать, пожалуй, бессмысленно. Но фильмом наиболее близко подошедшим к этому статусу стоит назвать именно "Видеодром". Любопытно, что высказывание о масс-медиа и перверсиях в формате конспирологического боди-хоррора смотрится актуально даже в век социальных сетей и человекомашинных комплексов. Для фантастики 80-х это скорее исключение.

Мертвая зона (The Dead Zone), 1983

-9

Экранизация Стивена Кинга стала самым простым голливудским проектом Кроненберга. История о человеке, в результате автокатастрофы научившемся предугадывать будущее, - единственный опыт режиссера в постановке классического голливудского хоррора. Рука Кроненберга ощущается в холодной и неприветливой атмосфере на экране, но никакой отсебятины в виде телесных модификаций и постфрейдистких перверсий в фильме нет.

Муха (The Fly), 1986

-10

Самый дорогостоящий и коммерчески успешный боди-хоррор в истории Голливуда. Обычно представители жанра хорошими спецэффектами и кассовыми успехами похвастаться не могут, оставаясь сугубо нишевыми фильмами. Как и Карпентер с "Нечто", Кроненберг взял классический ужастик 50-х и на его основе снял что-то более значительное. "Нечто" и "Муха" - два образца хоррора, когда их создатели не обделены талантом и не ограничены бюджетом и цензурой.

Связанные насмерть (Dead Ringers), 1988

-11

Примерно со "Связанных насмерть" Кроненберг начинает восприниматься в качестве уважаемого арт-поставщика. Тема трансформаций тела и разума и порожденных ими девиаций никуда не уходит, но реализуется уже не в рамках хоррора. Так, "Связанные насмерть" представляет опыт в жанре психологического триллера.

Обед нагишом (Naked Lunch), 1991

-12

Один из главных фильмов Кроненберга. Блестящая экранизация неэкранизируемого (кто читал, тот понимает) романа Уильяма Берроуза. Перед Кроненбергом стояла нехарактерная для него задача: максимально приглушить девиации первоисточника и вытащить из него труднодоступные сюжетные линии. Он с ней блестяще справился. Правда для этого ему пришлось снять наполовину адаптацию исходного текста, наполовину историю Берроуза, пишущего свой программный романа. Но это было единственное решение.

М. Баттерфляй (M. Butterfly), 1993

-13

Персонаж Джереми Айронса в течение нескольких сожительствует с китайской шпионской, которая на самом деле шпион, не догадываясь о половой принадлежности последнего. Не могу сказать, что полный провал, но история не работает. Дипломат Джереми Айронса должен выглядеть трагическим героем, но вместо этого выглядит сказочным... идиотом.

Автокатастрофа (Crash), 1996

-14

Экранизация романа Джеймса Балларда - один из самых прославленных и один из самых переоцененных фильмов Кронеберга. С одной стороны, автор и режиссер нашли друг друга. С другой - эффект от этого получился скорее негативный. Для Кроненберга слишком очевидный и комфортный материал.

Экзистенция (eXistenZ), 1999

-15

В 1999-м вышло сразу несколько фильмов на тему виртуальной реальности. Если "Матрица" и "Тринадцатый этаж" брали визуальной частью и парадоксами реальности первого, второго и третьего порядка, то "Экзистенция" предлагает больше психологии, чем философии.

Паук (Spider), 2002

-16

Кроненберг всегда имел известный интерес к Фрейду и психоанализу, но доминировать эта тема в его фильмах стала только в 21 веке. "Паук" принадлежит к числу наименее известных и недооцененных фильмов режиссера. Это буквально одиссея по разуму и воспоминаниям больного человека, гораздо более внятная, чем визуальные изыски Тарсема Сингха в "Клетке".

Оправданная жестокость (A History of Violence), 2005

-17

Если фильм выглядит и ощущается как экшн-триллер категории "Б", может это действительно экшн-триллер категории "Б"? Парадокс этого фильма, основанного на графическом романе, заключается в том признании, которое он получил только на основании того, что его снял Кроненберг. Да, он немного интеллигентней, чем большинство фильмов жанра, но можно ли считать арт-хаусом боксерский матч, если его снимет арт-режиссер?

Порок на экспорт (Eastern Promises), 2007

-18

Второй криминальный триллер Кроненберга подряд. Снова с Вигго Мортенсеном в главной роли. На этот раз посвящен постсоветскому криминальному миру в Лондоне. Опять же, он чуть умнее и чуть лучше большинства работ на тему, что тем не менее не выводит фильм за границы жанра. Как раз в середине 2000-х с Кроненбергом случилось худшее, что может произойти с режиссером: критики объявили его классиком и все его фильмы стали рассматривать с точки зрения априорной гениальности и невскрытых смыслов, которые обязательно надо извлечь.

Опасный метод (A Dangerous Method), 2011

-19

Фильм о рождении психоанализа и противостоянии Фрейда и Юнга получился почти стандартным голливудским биопиком. Да, он чуть-чуть откровеннее, чем принято снимать в Голливуд, но выстроен полностью по голливудским лекалам (сценарист Кристофер Хэмптон, и это чувствуется). Режиссура Кроненберга в фильма практически не ощущается.

Космополис (Cosmopolis), 2012

-20

Экранизация романа Дона ДеЛилло (в отличие от Берроуза и Балларда не читал) совершенно заслуженно считается худшим профессиональным фильмом Кроненберга. Даже не знаю, в чем проблема - в романе-первоисточнике или в интерпретации Кронеберга. Скучно и безжизненно.

Звездная карта (Maps to the Stars), 2014

-21

Не шедевр, но определенная реабилитация после "Космополиса". История о голливудских мечтах, оборачивающихся кошмаром, избита, и высказались на эту тему такие монстры кино, как Билли Уайлдер и Роберт Олтмен. Кроненберг ничего нового не сказал, но и провала избежал.

Именно "Звездная карта" до последнего времени была финальным фильмом Дэвида Кроненберга. В 2016-м он заявил, что уходит из кино, так как экономическая ситуация изменилась, и найти достаточное финансирование для своих проектов он уже не может. Кинониша, в которой он работал, практически схлопнулась. Среднебюджетное (15-20 миллионов долларов) арт-кино из кинотеатров ушло. Однако, не так давно стало известно, что Кроненберг нашел финансирование и уже снял новый фильм, который называется... "Преступления будущего". Данное обстоятельство и обнадеживает, и вызывает смутные опасения.