Дэвиду Кроненбергу повезло. Действительно повезло. У него была образцовая для режиссера его типа карьера. Первый успех он приобрел в Канаде с малобюджетными, но эффектными хоррорами. Затем в 80-е перебрался в Голливуд, где поставил несколько ставших уже классическими ужастиков. На рубеже 80-х и 90-х переквалифицировался в почти серьезного режиссера, стал экранизатором трудноэкранизируемых авторов (Уильям Берроуз, Джеймс Баллард, Дон ДеЛилло), его фильмы начали регулярно оказываться в конкурсных программах Каннского, Венецианского и других крупных киносмотров. При этом нельзя сказать, что Кроненберг как-то принципиально изменился. Все это время он был примерно одним и тем же режиссером, только сначала он занимал нишу создателя эксплуатационных лент, затем мейнстримного режиссера, а потом и вовсе записали в арт-хаус.
Такой траектории могли бы позавидовать многие. При этом фильмография Кроненберга за редким исключением очень ровная. Ярких успехов и провалов в ней не так много. Вопрос только в том, попадаете ли вы с режиссером в одну волну или нет.
Небольшой дисклеймер. В статье ниже будут использованы максимально нейтральные кадры из фильмов Кроненберга, а также активно применяться эвфемизмы. Так статья имеет шансы не попасть в "шокирующий контент". "Яндекс.Дзен" следит за вашим душевным здоровьем и принимает активные меры, чтобы вы не были шокированы!
О 21 полнометражном фильме Кроненберга эвфемистично
Стерео (Stereo (Tile 3B of a CAEE Educational Mosaic)), 1969
У Дона Херцфельда есть такой анимационный фильм "Жанр", герой которого пытался нарисовать мультфильм про зайца, но никак не мог определиться в каком жанре его исполнить. В финале произведения заяц давал свою версию - "претенциозный студенческий фильм". Эта характеристика отлично характеризует "Стерео", хотя замах был явно на авангард.
Преступления будущего (Crimes of the Future), 1970
Еще один претенциозный студенческий фильм, один пересказ сюжета которого грозит баном на "Яндекс.Дзене". Проблема в том, что если чем "Преступления будущего" и способны шокировать, так это тем каким же скучным и затянутым может быть часовой фильм.
Судороги (Shivers), 1975
Первый "профессиональный" фильм Кроненберга. Здесь режиссер выступает на территории Уэса Крэйвена и Джорджа Ромеро, но эпатирует публику не ультражестокостью раннего Уэса и не зомби-социалкой Ромеро, а девиациями другого рода.
Бешеная (Rabid), 1977
Развитие идей "Судорог". С чуть большим бюджетом, но сходной концепцией. Классика боди-хоррора, телесных трансформацией и необычный взгляд на тему вампирства. В главной роли Мэрилин Чэмберс - звезда фильмов, о которых запрещено писать на "Яндекс.Дзен".
Выводок (The Brood), 1979
Если "Судороги" и "Бешеная" были интересны с точки зрения содержания, но по части формы выглядели откровенными бэшками, то "Выводок" - это первый фильм Кроненберга, в котором он освоил режиссерское мастерство. Это мастерски снятый и визуально дискомфортный боди-хоррор с оригинальной даже сейчас концепцией.
Беспутная компания (Fast Company), 1979
Самый необычный фильм Кроненберга, который не вписывается ни в то, что он делал до, ни в то, что снимал после. Кино о "трудовых буднях" уличных гонщиков трудно назвать особенно увлекательным. Сила Кроненберга всегда заключалась в умении показывать на экране эрос и танатос. В историях, где их нет, режиссура достаточно средняя.
Сканнеры (Scanners), 1981
"Фильм, в котором взрываются бошки". Вдруг, кто-то будет в "Яндексе" искать. Первый 100% хит Кроненберга, который запустил длинную и разветвленную франшизу о людях, использующих силу мысли как оружие, а также обратил на режиссера внимание Голливуда. Кроме того, открыл миру Майкла Айронсайда.
Видеодром (Videodrome), 1983
Голливудский дебют Кроненберга. Карьера Кроненберга всегда была достаточно ровной, какого-то Opus Magnum в ней искать, пожалуй, бессмысленно. Но фильмом наиболее близко подошедшим к этому статусу стоит назвать именно "Видеодром". Любопытно, что высказывание о масс-медиа и перверсиях в формате конспирологического боди-хоррора смотрится актуально даже в век социальных сетей и человекомашинных комплексов. Для фантастики 80-х это скорее исключение.
Мертвая зона (The Dead Zone), 1983
Экранизация Стивена Кинга стала самым простым голливудским проектом Кроненберга. История о человеке, в результате автокатастрофы научившемся предугадывать будущее, - единственный опыт режиссера в постановке классического голливудского хоррора. Рука Кроненберга ощущается в холодной и неприветливой атмосфере на экране, но никакой отсебятины в виде телесных модификаций и постфрейдистких перверсий в фильме нет.
Муха (The Fly), 1986
Самый дорогостоящий и коммерчески успешный боди-хоррор в истории Голливуда. Обычно представители жанра хорошими спецэффектами и кассовыми успехами похвастаться не могут, оставаясь сугубо нишевыми фильмами. Как и Карпентер с "Нечто", Кроненберг взял классический ужастик 50-х и на его основе снял что-то более значительное. "Нечто" и "Муха" - два образца хоррора, когда их создатели не обделены талантом и не ограничены бюджетом и цензурой.
Связанные насмерть (Dead Ringers), 1988
Примерно со "Связанных насмерть" Кроненберг начинает восприниматься в качестве уважаемого арт-поставщика. Тема трансформаций тела и разума и порожденных ими девиаций никуда не уходит, но реализуется уже не в рамках хоррора. Так, "Связанные насмерть" представляет опыт в жанре психологического триллера.
Обед нагишом (Naked Lunch), 1991
Один из главных фильмов Кроненберга. Блестящая экранизация неэкранизируемого (кто читал, тот понимает) романа Уильяма Берроуза. Перед Кроненбергом стояла нехарактерная для него задача: максимально приглушить девиации первоисточника и вытащить из него труднодоступные сюжетные линии. Он с ней блестяще справился. Правда для этого ему пришлось снять наполовину адаптацию исходного текста, наполовину историю Берроуза, пишущего свой программный романа. Но это было единственное решение.
М. Баттерфляй (M. Butterfly), 1993
Персонаж Джереми Айронса в течение нескольких сожительствует с китайской шпионской, которая на самом деле шпион, не догадываясь о половой принадлежности последнего. Не могу сказать, что полный провал, но история не работает. Дипломат Джереми Айронса должен выглядеть трагическим героем, но вместо этого выглядит сказочным... идиотом.
Автокатастрофа (Crash), 1996
Экранизация романа Джеймса Балларда - один из самых прославленных и один из самых переоцененных фильмов Кронеберга. С одной стороны, автор и режиссер нашли друг друга. С другой - эффект от этого получился скорее негативный. Для Кроненберга слишком очевидный и комфортный материал.
Экзистенция (eXistenZ), 1999
В 1999-м вышло сразу несколько фильмов на тему виртуальной реальности. Если "Матрица" и "Тринадцатый этаж" брали визуальной частью и парадоксами реальности первого, второго и третьего порядка, то "Экзистенция" предлагает больше психологии, чем философии.
Паук (Spider), 2002
Кроненберг всегда имел известный интерес к Фрейду и психоанализу, но доминировать эта тема в его фильмах стала только в 21 веке. "Паук" принадлежит к числу наименее известных и недооцененных фильмов режиссера. Это буквально одиссея по разуму и воспоминаниям больного человека, гораздо более внятная, чем визуальные изыски Тарсема Сингха в "Клетке".
Оправданная жестокость (A History of Violence), 2005
Если фильм выглядит и ощущается как экшн-триллер категории "Б", может это действительно экшн-триллер категории "Б"? Парадокс этого фильма, основанного на графическом романе, заключается в том признании, которое он получил только на основании того, что его снял Кроненберг. Да, он немного интеллигентней, чем большинство фильмов жанра, но можно ли считать арт-хаусом боксерский матч, если его снимет арт-режиссер?
Порок на экспорт (Eastern Promises), 2007
Второй криминальный триллер Кроненберга подряд. Снова с Вигго Мортенсеном в главной роли. На этот раз посвящен постсоветскому криминальному миру в Лондоне. Опять же, он чуть умнее и чуть лучше большинства работ на тему, что тем не менее не выводит фильм за границы жанра. Как раз в середине 2000-х с Кроненбергом случилось худшее, что может произойти с режиссером: критики объявили его классиком и все его фильмы стали рассматривать с точки зрения априорной гениальности и невскрытых смыслов, которые обязательно надо извлечь.
Опасный метод (A Dangerous Method), 2011
Фильм о рождении психоанализа и противостоянии Фрейда и Юнга получился почти стандартным голливудским биопиком. Да, он чуть-чуть откровеннее, чем принято снимать в Голливуд, но выстроен полностью по голливудским лекалам (сценарист Кристофер Хэмптон, и это чувствуется). Режиссура Кроненберга в фильма практически не ощущается.
Космополис (Cosmopolis), 2012
Экранизация романа Дона ДеЛилло (в отличие от Берроуза и Балларда не читал) совершенно заслуженно считается худшим профессиональным фильмом Кроненберга. Даже не знаю, в чем проблема - в романе-первоисточнике или в интерпретации Кронеберга. Скучно и безжизненно.
Звездная карта (Maps to the Stars), 2014
Не шедевр, но определенная реабилитация после "Космополиса". История о голливудских мечтах, оборачивающихся кошмаром, избита, и высказались на эту тему такие монстры кино, как Билли Уайлдер и Роберт Олтмен. Кроненберг ничего нового не сказал, но и провала избежал.
Именно "Звездная карта" до последнего времени была финальным фильмом Дэвида Кроненберга. В 2016-м он заявил, что уходит из кино, так как экономическая ситуация изменилась, и найти достаточное финансирование для своих проектов он уже не может. Кинониша, в которой он работал, практически схлопнулась. Среднебюджетное (15-20 миллионов долларов) арт-кино из кинотеатров ушло. Однако, не так давно стало известно, что Кроненберг нашел финансирование и уже снял новый фильм, который называется... "Преступления будущего". Данное обстоятельство и обнадеживает, и вызывает смутные опасения.