Был тихий, спокойный августовский вечер. Рабочий процесс шел своим чередом. Все пациенты были стабильны. В районе восьми вечера раздался звонок от администратора: «Елизавета Александровна, на прием к неврологу пришла собака, ждет осмотра, но ей совсем плохо, - могли бы вы посмотреть ее поскорей?». Я работаю в клинике врачом терапевтом, специализация - эндокринология, но к экстренным вызывают любого свободного врача. Захожу в кабинет и приглашаю владельцев с животным пройти за мной.
На приеме у меня оказывается собачка, йоркширский терьер 5 лет, по имени Маша. При взгляде на нее в который раз убеждаюсь, что администраторы у нас «золотые» - всегда намного больше внимания и заботы, чем полагается «по регламенту», и, возможно, это и спасло собаку.
Маша была в тяжелом состоянии, температура ниже нормы, давлении низкое, сердце билось с пониженной частотой, уровень глюкозы был выше нормы, собака не вставала и не реагировала на внешние раздражители, не поднимала голову. Сразу начали экстренные процедуры, установили дополнительные внутривенные катетеры, взяли кровь на исследования и стали вводить препараты, необходимые для стабилизации такого пациента. Состояние оценивалось как шоковое.
Первая помощь была оказана, и мы перевели Машу в отделение реанимации и интенсивной терапии. Теперь у нас появилось время для беседы с владельцами и выяснения, что же произошло. Сбор анамнеза (истории пациента) в данном случае является очень важным аспектом диагностики. Владельцы рассказали, что у собаки начались проблемы с 17 июля, она практически отказалась от еды, стала грустной и на животе появились красные пятна. Тут же Машу повели к врачу, где ей сделали укол «Дексафорта» (препарат гормональный из группы глюкокортикостеройдов). Маша начала чувствовать себя хорошо и в течение недели активно гуляла, ела и пила, все клинические симптомы прошли. Но ох как же бывает опасно пробовать лечение без подтвержденного диагноза, - вскоре Марусино состояние снова начало ухудшаться, аппетит пропал совсем, она стала вялой, не хотела гулять и играть. Появились уже неврологические симптомы. А дальше начались «Машины поездки»: она ездила по клиникам, выполняла все назначения врачей, но ничего не помогало и состояние ухудшалось, диагноза у собаки так и не было, владельцы были в панике и не знали куда им еще обратится за помощью и кто поможет собаке. В одной из посещаемых Машей клиник врачи предположили неврологические нарушения и направили ее к нам, в МВЦ «Пес и Кот», для осмотра невролога и стабилизации.
И вот она у нас в отделении реанимации и интенсивной терапии. Забегая вперед, скажу, что у Маши обнаружилось редкое, сложное, очень «хитрое» заболевание, которое требует осмотра профильного эндокринолога и прицельной диагностики - болезнь Аддисона. По сути, своевременно разглядеть эту болезнь может только узкий специалист, поэтому я особенно рада, что оказалась в нужное время в нужном месте и все закончилось благополучно).
Наши предположительные диагнозы по результатам исследований, общему состоянию и анамнезу:
- гипоадренокортицизм - недостаточность функции надпочечников,
- панкреатит - воспаление поджелудочной железы,
- системная воспалительная реакция (sirs).
После стабилизации жизненный функций, в этот же вечер Маше была проведена стимулирующая проба с АКТ (она используется для постановки диагноза гипоадренокортицизм) и другие исследования: узи жкт, tli тест, биохимический анализ крови, общий клинический анализ крови, электролиты.
До постановки диагноза и начала направленной терапии Маша получала препараты для поддержания жизненных функций и стабилизации общего состояния - несмотря на внутреннюю уверенность, мы не могли рисковать, начав лечение без подтверждающих диагноз результатов анализов.
Исследования подтвердили: основными диагнозами стали панкреатит и гипоадренокортицизм (болезнь Аддисона).
После недели интенсивной и направленной терапии в стационаре, Маша была выписана домой с назначениями одного единственного препарата «Кортинеф», который она будет принимать 2 раза в день и иногда приходить в клинику, контролировать анализы крови. Но в остальном у нее будет все хорошо, этот диагноз не приговор, с ним животные живут долго и счастливо.
Мы очень рады за Машу, ее владельцев и за то, что успели ей помочь!
История записана со слов нашего врача Ивановой Е.А.
Оригинал статьи тут.
Наша страница в Инстаграм здесь.