Найти тему
Мгновения жизни

Анастасия Вертинская

Родилась 19 декабря 1944 года в Москве.

Заслуженная артистка РСФСР (11.08.1980).

Народная артистка РСФСР (17.03.1988).

Отец — Вертинский Александр Николаевич (1889-1957), великий русский шансонье, композитор, поэт, киноактер, один из родоначальников отечественного жанра авторской песни.

Мать — Вертинская (Циргвава) Лидия Владимировна, художница и актриса (1923-2013).

Сестра — заслуженная артистка РСФСР Марианна Вертинская (род. 1943).

В 1962 году актрису приняли в труппу Московского театра имени Пушкина.

В 1967 году окончила Театральное училище имени Б.В. Щукина.

В 1967-1968 годах — актриса театра имени Евгения Вахтангова,

В 1968-1980 - актриса театра «Современник». Актриса МХАТа (1980-1989).

В кино 15-летняя Анастасия попала благодаря режиссёру Александру Птушко – именно он пригласил её сняться в роли Ассоль в экранизации "Алых парусов". Фильм, появившийся на экранах страны в 1961 году и снискавший громадный зрительский успех, сразу сделал молодую актрису знаменитостью. Но уже в следующем году новая удачная роль – Гуттиэре в фантастической ленте Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва "Человек-амфибия", поставленной по книге Александра Беляева. Одной из лучших киноработ Анастасии Вертинской стала роль Офелии в "Гамлете" – известной экранизации шекспировской пьесы, созданной Григорием Козинцевым. Актриса продолжала успешно играть в кино и на телевидении, удачными были и роль Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука "Война и мир" (1966-1967, фильм удостоен приза Американской киноакадемии "Оскар") и роль Китти в фильме "Анна Каренина" (1968). За "Анной Карениной" последовали картины: "Влюблённые", "Не горюй!" (режиссёр Георгий Данелия, по роману французского писателя Клода Тилье "Мой дядя Бенжамен"), "Случай с Полыниным" (по повести Константина Симонова), "Преждевременный человек" (режиссёр Абрам Роом, по незавершённой повести Максима Горького "Яков Богомолов"), "Человек на своем месте"...

Почти одновременно с работой в картине по повести Максима Горького Анастасия Вертинская снялась в фильме по сказке Шварца "Тень". В 1978 году Михаил Козаков снял телевизионный фильм "Безымянная звезда" по одноименной пьесе румынского писателя Михаила Себастиана с Анастасией Вертинской в главной роли.

И на экране, и на сцене Анастасия Вертинская воплощает образы литературных героинь из произведений самых разных форм и жанров, сочинённых писателями самых разных эпох и направлений. Она – актриса утончённой психологической глубины и, по словам выдающегося режиссёра Анатолия Эфроса, "столь физически естественна и обладает такой изысканной актёрской грацией, что это кажется порой невероятным".

В уникальном театральном эксперименте Анатолия Эфроса – постановке "Бури" Уильяма Шекспира Анастасия Вертинская сыграла сразу две роли – Просперо и Ариэля.

В 1989 году российские зрители смогли увидеть её необыкновенное исполнение роли своего отца в задуманном и поставленном ею самой спектакле "Мираж, или Дорога русского Пьеро", приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьеса написана Анастасией Вертинской по книге воспоминаний отца.

Последняя роль в театре – в спектакле "Имаго" в постановке Нины Чусовой.

В течение ряда лет вместе с Александром Калягиным актриса преподавала актёрское мастерство в Оксфорде, в Париже (с театром "Комеди Франсез", в Чеховской школе), в Швейцарии (в европейской киношколе). На сцене парижского театра "Nanterre des Amandiers" вместе с учениками поставили спектакль "Чехов. Акт III", куда вошли третьи акты из "Дяди Вани", "Трёх сестер" и "Вишнёвого сада".

В 1991 году она создала и возглавляет Благотворительный фонд русских актёров (с 1996 года — Благотворительный фонд актёров).

А.А. Вертинская являлась автором телепрограмм "Золотое сечение" и "Другие берега" (канал ОРТ).

Анастасия Вертинская уже несколько лет не снимается в кино и не играет в театре. Актриса неожиданно начала заниматься кухней в ресторанах своего сына, Степана Михалкова. Она контролирует работу поваров в трёх отнюдь не последних московских заведениях.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Роли в театре

«Современник»

«Мастера» Р. Стоянова — Милкана

«Искусство комедии» Э. де Филиппо — Жена

«Голый король» Е. Шварца — Фрейлина

«Третье желание» В. Блажека — Модельерша

«Большевики» М. Шатрова — Девушка

«Чайка» А. Чехова — Нина Заречная (1970)

«С любимыми не расставайтесь» А. Володина — Ирина (1972)

«Погода на завтра» М. Шатрова — Работник узла связи завода (1973)

«Провинциальные анекдоты» А. Вампилова — Виктория (1974)

«Четыре капли» В. Розова — Муза (1974)

«Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Оливия (1975)

«Эшелон» М. Рощина — Катя (1975)

«Вишнёвый сад» А. Чехова — Раневская (1976)

«А поутру они проснулись» В. Шукшина — Интересная женщина (1977)

Московский Художественный театр

«Валентин и Валентина» М. Рощина — Валентина

«Чайка» А. Чехова — Нина Заречная

«Тартюф» Ж.-Б. Мольера — Эльмира, жена Оргона (пост. Анатолия Эфроса, 1981)

«Живой труп» Л. Толстого — Лиза (пост. Анатолия Эфроса, 1982)

«Наедине со всеми» А. Гельмана — Наташа Голубева

«Дядя Ваня» А. Чехова — Елена Андреевна

«Перламутровая Зинаида» М. Рощина — Пат

«Прекрасное воскресенье для пикника» Т. Уильямса — Доротея

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Орден Почета (7.04.2005).

Орден Дружбы (4.11.2010).