Найти тему
Время Романовых

Шпиль Петропавловского собора. Что было взято за его образ?

Шпиль собора в Петропавловской крепости так привычен для нашего глаза, что мы уже и не осознаём, сколько труда, отваги и смекалки потребовалось, чтобы сохранить до нашего времени это архитектурное чудо Петровской эпохи. Шпиль в данном случае - это не просто часть сооружения, а полноценный исторический символ, говорящий с нами на языке 18 века. И заслуживает он отдельного внимания. Что же про него можно рассказать?

По указу Петра I в июне 1712 года только-только приехавшему тогда в Россию и еще не известному архитектору Доменико Трезини было поручено построить новый большой каменный храм Святых Петра и Павла, соответствующий статусу новой столицы. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, стоявшей со времён закладки крепости и основания города.

Конструктором первого шпиля был голландский мастер Герман фон Болес. Находившийся на нем флюгер, основание которого составили четыре специально подобранных кедра, не был похож на те, что чаще всего использовались в ту эпоху. Ангел держался руками за осевой шток с поворотным механизмом. Высота колокольни со шпилем составила 112 метров. Только в 1733 году, уже после кончины императора, были завершены работы по строительству этого каменного храма.

Идея установить на вершине собора ангела-защитника города принадлежит Доменико Трезини. Как гласит легенда, его путь в Петербург проходил через болотистые местности, объезжать которые приходилось через деревни и городки, в результате чего он в полной мере погрузился в жизнь неизвестной для него страны и вдоволь налюбовался колокольнями, куполами и церквями, которых было немало. Так в главном, по его же словам, проекте архитектор создал острый, уходящий в небо шпиль, как будто бы стремящийся к Богу. Такое для России было непривычно. А вот в Европе, кстати, такие строения встречались довольно часто.

Согласно другой истории, Трезини таким образом решил создать своеобразный памятник своему покровителю, императору Петру I, внешний облик которого, а особенно высокий рост, так поражал его. Хотя, возможно, это лишь фантазии.

-2

С первого дня, как работы были закошены, шпиль собора с ангелом на вершине поразил петербуржцев и гостей города и стал визитной карточкой города. В дальнейшем его изображение можно было часто встретить на открытках и других памятных вещах из Петербурга. Эта тенденция сохраняется и сегодня. Но прекрасный шпиль, как и весь собор, в дальнейшем еще ждали серьезные испытания.

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся и упал на крышу собора. В результате пожара выгорели все деревянные конструкции крыши, был разбит портик храма и даже расплавились колокола. Императрица Елизавета сразу же издала указ о восстановлении собора. Однако прошло 18 лет, прежде чем последствия этого пожара были полностью ликвидированы. В 1776 году на колокольне мастер Крас из Голландии установил куранты.

10 сентября 1777 года во время наводнения и сильнейшего урагана ангел-флюгер на шпиле был сильно повреждён. Оторвавшееся крыло чуть было не упало прямо на генерала Сукина. Опять пришлось строить очень высокие леса, чтобы его восстановить. По рисунку зодчего Антонио Ринальди был изготовлен другой ангел, который был меньше прежнего. Ещё через год от шпиля провели громоотвод, чтобы не повторялось впредь таких ужасных несчастий.

Во время сильного урагана в 1830 году ангел с крестом на шпиле накренился и в любой момент мог упасть. Надо было строить новые леса, но никто не решался начать эти дорогие и опасные работы. И вдруг в октябре никому не известный кровельщик из Ярославля Пётр Телушкин предложил губернатору Петербурга починить в одиночку ангела на шпиле. Он просил только денег на материалы, что составляло 1500 рублей, по его подсчетам, а за работу — сколько начальство заплатит.

Президент Академии художеств Алексей Оленин из окна своего дома наблюдал через подзорную трубу работу ярославского кровельщика, а потом в журнале «Сын Отечества» напечатал об этом статью. Работа заняла у мастера полтора месяца, после чего Телушкин был представлен царю. Государя особенного поразило, что забираться на высоту мастеру приходилось без использования строительных лесов, лишь на веревке. Император вручил ему серебряную медаль «За усердие» на анненской ленте и большую сумму денег (порядка 3000 рублей). Также, говорят, Телушкин получил грамоту, по которой мог брать выпивку в любом кабаке совершенно бесплатно. Однако этот документ он потерял, и ему поставили специальное клеймо на лице под скулой. После этого Телушкин, заходя в питейное заведение, без слов щелкал по клейму пальцами и получал напитки. Именно с этим связывают оставшийся до сих пор в обиходе жест, обозначающий употребление алкоголя.

В середине 19 века стало ясно, что все деревянные конструкции шпиля надо менять на металлические. На специальном конкурсе победил военный инженер Дмитрий Журавский, который уже приобрёл известность при строительстве мостов железной дороги Петербург — Москва. В пользу ему пошло то, что он был единственным из конкурсантов, кто математически рассчитал всё металлическое сооружение. Журавский предложил конструкцию восьмигранной усечённой пирамиды, соединенной кольцами. В работе ему помогали архитектор Константин Тон и инженеры Александр Рехневский и Павел Мельников.

-3

Новый шпиль был создан очень быстро, в 1857-1858 годах. Каркас шпиля и огромное количество мелких деталей изготовили рабочие Воткинского железоделательного завода. Впервые при сборке были применены заклёпки. Медные позолоченные листы делали на Невьянском заводе, тоже на Урале.

Когда старого ангела с крестом опустили на землю, выяснилось, что вся его конструкция совершенно обветшала. Новую фигуру спроектировал академик Роберт Зелеман. По-видимому, это была точная копиия ангела работы Ринальди. Журавский создал новую конструкцию поворотного механизма флюгера, которая исправно работала свыше 130 лет.

Высота самого шпиля с ангелом стала теперь 47 метров, вес — 56 тонн. На позолоту ушло 8 килограммов драгоценного металла. Внутри шпиля появилась лестница на 2/3 высоты, далее шел выход наружу, ещё выше - скобы. Общая высота колокольни с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метров. До 1952 года это было самое высокое здание в России. Хоть это первенство собор утратил, он все еще считается главной доминантой среди всех храмов Петербурга.

Кстати, после прихода к власти большевиков было высказано предложение снести ангела, как напоминание о религиозных верованиях, а на вершину шпиля водрузить фигуру...Сталина! Вот уж неожиданный поворот. Но от идеи этой быстро отказались, боясь, что статуя вождя может накрениться, а висеть вниз головой такому человеку точно было нельзя.

В годы Великой Отечественной войны альпинисты покрыли шпиль маскирующей краской и сеткой, которые после победы были сняты. Шпиль держался за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигался. Однако небольшие повреждения ангел все-таки получил. Любопытно, что благодаря вращению Земли флюгер постоянно немного качается, но за все годы сместился лишь на 3 сантиметра с изначальной точки.

Из-за сурового климата в российской местности шпиль продолжает периодически испытывать сложности и до сих пор наиболее уязвимыми местами шпиля являются стыки медных золочёных листов, куда время от времени проникает вода. Также постепенно снашиваются детали поворотного механизма, а смазку там использовать никак нельзя. Поэтому в самом начале 2000-х годов был осуществлен капитальный ремонт флюгера. В 2003 году ангел был торжественно освящен, а в позолоченную вершину шпиля вложили капсулу с посланием для потомков. Это было уже не первое такое «письмо в будущее» - при реставрации там нашли предыдущее послание, оставленное реставраторами послевоенных лет.

-4

И все же ангел на шпиле Петропавловского собора считается не просто важным историческим объектом культурного наследия Петербурга, но и хранителем города, который с высоты своего полета неизменно следит за сохранностью Северной столицы и охраняет ее от возможных бед. Для жителей он стал настоящим защитником.

Так что всем, кто окажется на территории Петропавловской крепости, советую почаще присматриваться к деталям и поднимать голову вверх, где в небесном своде скрывается такое великолепное творение.