Добрый день! Мне 43 года и я мама 11-и классника.
В этом году, пришло время для нашей семьи "собирать камни", которые мы разбрасывали все 17 лет. Не 11 школьных, а все 17 начиная с дня рождения.
На протяжении жизни, у любого человека, возникают определённые промежуточные этапы реализации накопленных действий и бездействий. В литературе, такие этапы художественно представляют как аллигорию "сбора камней" и они всегда являются для проходящего, своего рода "Шоkовой - терапией".
При "сборе камней" всегда становится понятно, что было сделано хорошо, а где что-то было упущено.
В начале учебного 11-го года, у нас ещё есть шанс во всём разобраться, определить стратегию и подтянуть "хвосты".
Начну по порядку.
На сегодня, у моего ребёнка обнажuлся самый приоритетный, в плане доработки "хвост", это -
Выбор профессии.
Уф! Согласитесь, что в современном, быстроменяющемся мире, это действительно не просто.
Основная сложность у нас заключается в том, что ребёнку просто некогда и не хочется об этом думать.
Как взрослый человек, смотря на всё происходящее со стороны я вижу проблему вот в чём:
Наши дети, без пяти минут абитуриенты, должны сегодня выбирать для себя те профессии, с которыми они по сути на практике и не взаимодействовали.
Раньше, было проще. Мы все видели как работают учителя, врачи, водители и строители. А сегодня? Направление IT (системный анализ и управление, информационная безопасность, бизнес-информатика, кибер-софт и прочее), маркетологи (реклама и связи с общественностью, дизайн: графический дизайн, средовый дизайн, гейм-дизайн и виртуальная реальность, интерактивный дизайн и медиа-арт, промышленный дизайн, коммуникационный дизайн, транспортный дизайн и прочее) , Hr - специалисты и так далее.
Согласно проведенным исследованиям НЕТОЛОГИИ ГРУПП, до конца 2050 года исчезнут до 75 млн рабочих мест, но при этом появится 150 млн новых в совершенно новых отраслях и с новыми вызовами.
Теперь вопрос к взрослым: Как можно выбрать среди того, что тебе непонятно?
Ответ: Да никак, если только не ткнуть "пальцем в небо".
Поэтому, к моему ребёнку, на спасение от принятия мучительного решения в вопросе выбора профессии приходит лень и бессознательное заполнение времени привычными заботами.
С нами взрослыми такое тоже частенько бывает. Мы это называем красивым словом - прокрастинация.
В такой ситуации, даже выполнение домашней работы становится занятием более приятным, чем размышление на тему "кем я хочу стать".
Понимая это, скажу Вам откровенно, что давить, кричать и шпынять без конца ребенка, к решению возникшей ситуации не приведёт. Скорее эффект станет обратным.
Ребёнок замкнётся и впадёт в полную апатию из которой, его потом много лет будет не вытянуть.
Сейчас, это очень распространённое явление, когда ребёнок после школы перестаёт учиться и начинает погружаться в бесконечный "Поиск себя". В лучшем случае встав за прилавок.
Знакомо? Замечаете эту тенденцию?
Теперь поделюсь, как я включилась в решение данного вопроса.
Мне пришлось мобилизовать себя, поднять свой список контактов и организовать для дочери, насколько возможно, знакомство с профессиями. Конечно, обозначив предварительно диапазон, в котором мы сильны (так как сегодня порог входа в должность у серьёзной компании очень высок) и направлениям, к которым проявляем интерес (избежать выгорания в будущем).
От рождения, моя дочь не гуманитарий. Чистый физик-математик с увлечением химией.
У каждого человека есть врождённые "заводские настройки" и их нужно учитывать. Сколько не старайся переделать трактор в "Мерседес", он будет оставаться трактором.
Понимая своё приблизительное направление, мы взялись организовывать встречи с реальными людьми по определённым профессиям. Стали интересоваться конкретно "чем" и "как" они занимаются на работе.
Мы брали определённые тестовые задания из реальной жизни и пытались их выполнить.
Методом исключения, на сегодня, нам уже почти удалось определиться.
В любом случае я напоминаю дочери, что как она придумала, то так же сможет и передумать.
Быть гибким и уметь признавать за собой ошибки, куда полезнее упорства в духе: Ёжики плакалu, кололuсь, но переставали жрaть кактус".
Самым интересным для нас открытием стало то, что нам совершенно не подошли биотехнологии. Хотя на старте, они были нашим фаворитом.
Хорошо, что сейчас, а не в момент окончания обучения или в моменте самой работы.
Отсюда, я сделала вывод такой, что для принятия решения в выборе профессии различные тесты не очень эффективны. Самой оптимальной помощью является возможность имитации и погружения в реальную работу.
Только так, мы смогли спуститься с небес на землю.
Следующий важный вопрос для нас, это -
Школьные оценки и страстu по ЕГЭ
Поделюсь с Вами сейчас тем, что я думаю по каждому пункту в отдельности и конечно по ситуации в целом.
Школа на нас оказывает давление. Это понятно, так как её интересует собственный рейтинг.
Приходя домой уже в 16:30 дочь сразу хватается за всю домашнюю работу и плюс олимпиады.
С олимпиадами, честно говоря мы разобрались не совсем стандартным способом.
Начну с того, что есть олимпиады которые нам нужны, а есть и те, что находятся за пределами наших интересов. Такие олимпиады мы воспринимаем откровенно "пожuрателями" сил и времени.
Школа, обязывает всех учеников проходить каждую олимпиаду.
Я как мама попыталась обозначить свою отрицательную позицию по этому вопросу, но меня "задвинулы". На тропу "воuны" я не встала. Глупо. Надо уметь хитрить и мы теперь хитрим. Умолчу как.
А теперь, давайте обсудим некоторые моменты вместе.
Я не знаю, какой вариант выберите вы, но для нас наиболее показательными являются 2 и 5.
Помните, мы в детстве играли в игру "Горячо" и "Холодно"?
Только этих двух слов, нам было достаточно для понимания того, насколько в правильном направлении мы движемся.
Согласитесь, что указания "ну ничего так" было бы не информативно? Результата добиться с такой обратной связью точно сложно и стрессово.
Вспомните свой ответ на вопрос про оценки, а теперь ответьте на следующий:
- Хотите, что бы оценки в аттестате у ребёнка были выше?
Далее:
- Отражают ли оценки в аттестате уровень сдачи ЕГЭ?
- Влияет ли аттестат на результат поступления?
Ответ на эти вопросы будет - нет. Исключение - это красный диплом. Красный диплом даёт преимущество при поступлении.
Если на красный диплом Вы не тянете, то я сейчас Вам скажу, что происходит.
Если у ребёнка пятёрки по математике и тройки по истории, то ребёнок начинает уделять больше времени предмету, который у него "провисает".
Проходили такое сами много раз.
В это время, у школьника не остаётся времени на то, что бы заниматься тем, что ему важно и интересно.
В результате это приводит к давлению на психику ребёнка.
Перед ребёнком образуются двойные стандарты:
подтянуть то, что мне не надо и одновременно сконцентрироваться на том, что мне действительно нужно.
Итогом такого подхода становится "Регрессия к среднему".
Отсюда и все вытекающие, апатия, ощущение себя посредственностью и бездарностью.
Согласитесь, такое состояние не самое ресурсное для подготовки к ЕГЭ.
Что можно сделать? Как можно это осознание интегрировать в систему подготовки к ЕГЭ?
Я поставила перед собой задачу "снять" у ребёнка отторжение и страх перед ЕГЭ.
Мы выбрали стратегию - концентрации на качестве сдачи ЕГЭ.
Не стоит совсем "забивать" на не профильные предметы, но стоит снизить нагрузку. В 11 классе, уже можно "по человечески" поговорить с предметниками и я уверена, что они поймут.
Совершенно очевидно, что если мы сейчас поддадимся привычному "размазыванию" времени и сил по всем предметам, то как раз ЕГЭ станет гарантированно нашей "Ахиллесовой пятой".
В 11 классе "всё на свете" - нам уже не нужно. К сожалению отметаем и то, что ребёнку очень интересно. Этим, на ближайшее время, мы жeртвуем также.
Своей позицией по оценкам в аттестате и подготовке к ЕГЭ я с вами поделилась, теперь очередное для меня важное:
Как помочь подростку со всем этим справиться.
Здесь, я как мама поставила для себя определённые задачи.
1. Не вовлекаться эмоционально в стресс ребёнка. Голова взрослого человека обязана быть холодной. Такая конструктивная эмпатия очень эффективно передается от родителя к ребёнку.
2. Поддерживать естественный порядок вещей в доме и жизни. Дети, очень легко считывают и повторяют реакцию взрослых на стресс. Помните, что во время прохождения важных этапов, жuзнь не останавливается. Жизнь идет и потом её нельзя будет отмотать назад и прожить по новой. Поэтому, мы придерживаемся наших традиций ужина, прогулок и маленьких семейных рuтуалов. Это успокаивает и разряжает обстановку. Помните, как у англичан, в пять часов всегда время пить чай, что бы при этом не происходило.
3. Поменять родительскую позицию с Наставника на Партнёра. Наши дети взрослеют и им уже пора самостоятельно принимать решения и отвечать за них. В момент взросления, ребёнок очень нуждается в союзнике, а не в контролёре и руководителе. Это сигнал к тому, что любящему родителю пора становиться им.
4. Поддерживать ребёнка, не забывать хвалить его, дарить и подпитывать мотивацию. Я это называю - "Надевать крылья". Например: - "Да, это сложно, но ты справишься", "Ты большая молодчина, вот видишь, ты это сделала и очень достойно".
4. Молuться. Шутка, но если вам помогает, то - нет.
Я понимаю, что этап 11 класс + поступление для всей семьи очень сложный, но Вы не сдавайтесь! И я постараюсь 🙂.
Давайте поддерживать наших детей и друг-друга.
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!
#сдача егэ #подростки и родители #как помочь ребенку #какую профессию выбрать #выпускные экзамены #поступление в вуз #стрессоустойчивость #11 класс