Друзья, один из прошлых постов у нас был посвящен рассказу о фургонах и пикапах, которые существовали в семействе «Москвичей» 408/412. А сегодня – продолжение по грузовым вариантам машин более позднего семейства 2140. Формально перечень модификаций в нем должен был остаться таким же. Да что уж там: первоначально в НАМИ даже не хотели присваивать обновленным машинам завода АЗЛК индексы по новой нормали! В 1974 году базовые модели перспективных «Москвичей» именовались как 408Н и 412Н, а фургоны на их базе – как 433Н и 434Н (плюс экспортные вариации 433НЭ, 434НЭ, 434НПЭ, 434НПЮ). Однако по ходатайству заместителя главного конструктора завода тов. Липгарта (сына «того самого» Липгарта, что работал прежде на ГАЗе) всем машинам семейства присвоили-таки новые обозначения из четырех цифр. Так базовые седаны превратились в «Москвичи» моделей 2138 и 2140, а фургоны на их базе – в 2733 и 2734.
Однако серийное производство фургонов в этом поколении – до сих пор до конца не решенное уравнение со многими неизвестными. Далее поделюсь тем, что удалось выяснить, оставив другие вопросы предметом будущих изысканий. Согласно заводской статистике, товарный выпуск фургонов «Москвич» не продлился и двух полных лет: в 1976 году их сделали 4163 штуки, в начале 1977-го – 526 (в т.ч. 52 экспортных и 30 экспортных тропических). Причем все они – исключительно модели 2734, с 1,5-литровыми двигателями. Данные по выпуску фургонов 2733 отсутствуют: в статистике даже нет строки с такой моделью. Лишь в 1981 году в официальную статистику просочился еще один-единственный экземпляр фургона 2734. Менее 5 тысяч выпущенных машин – вот та причина, по которой о фургонах этих моделей многие даже в советские годы слышали (читали в книгах и журналах), но никогда не видели в глаза!
С указанного времени грузовые фургоны моделей 2733 и 2734 были исключены из номенклатуры основного производства Автозавода имени Ленинского комсомола. А у Министерства автомобильной промышленности СССР в плановых заданиях перестали числиться хоть какие-нибудь малотоннажные грузовые автомобили грузоподъемностью менее 0,5 т (автомобили Иж-2715 и Иж-27151 сюда не попадали, поскольку их завод-изготовитель относился совсем к другому министерству). Но история грузовых модификаций «Москвичей» на этом отнюдь не завершилась. В апреле 1977 года завод АЗЛК официально получил задание на проектирование… грузового автомобиля «Москвич» с кузовом «пикап» на базе фургона. Предполагалось создание трех модификаций пикапов: 27334 – с мотором 408, 27344 – с мотором 412, 27345 – с мотором 412 и правым рулем. Фактически требовалось оформить документацию на вариант кузова, который и так уже существовал на заводе много лет, никогда не выпускаясь официально.
Задание выполнили оперативно: уже осенью того же 1977 года были зарегистрированы технические условия на грузовые «Москвичи» моделей 27344 и 27345 для экспорта, а также на сборочный «автомобиле-комплект» пикапа. Разумеется, появился и опытный образец:
Действие технических условий на пикапы поддерживали до 1984 года, а на автомобиле-комплект пикапа аннулировали в 1983-м. Между тем, в 1980-м завод продлил и действие технических условий на сами фургоны 2733 и 2734. Более того, упоминание про формально не выпускаемые московские фургоны нашлось и в прейскуранте оптовых цен 1980 года. Согласно этому документу, на фургон «Москвич-2733» действовала цена 2080 рублей, на «Москвич-2734» – 2340 рублей, доплата за очиститель фар составляла 27 рублей.
Зачем все это было нужно? Предположу, что оформление всех этих документов оставляло лазейки для продолжения «неофициального» выпуска грузовых версий и их последующей реализации и легализации. В плановом задании завода грузовые модификации заднеприводных «Москвичей» так никогда больше и не появились, и если вы посмотрите отраслевые статистические справочники Министерства автомобильной промышленности, никаких данных по выпуску любых модификаций фургонов 2733 и 2734 в 1980-е годы вы там не обнаружите. Из номенклатурных справочников того времени по продукции основного производства предприятий Минавтопрома «Москвичи»-фургоны тоже исчезли. Тем не менее, если внимательно посмотреть годовые отчеты АЗЛК, то в них можно найти и данные по «побочным» изделиям, которые не относились к продукции основного производства и выпускались «для собственных нужд» вне плановых заданий. Среди этих изделий есть и те самые грузовые пикапы! Которые строились в значительных количествах, но никогда не входили в официальную статистику производства автомобилей в СССР. Все эти автомобили выпускались на основе бракованных кузовов седанов и универсалов, а потому отличались специфическим внешним видом. И под строкой «пикапы» явно проходило и некоторое количество фургонов.
Сколько же реально выпускали таких «неофициальных» грузовиков на АЗЛК? Немало! Просто для примера приведу цифры за три конкретных года: 1983 – 908 шт., 1984 – 275 шт., 1985 – 394 шт. Выпуск этих пикапов так и продолжался в полный рост до 1988 года, пока «Москвич-2140» окончательно не покинул конвейер. Скажу больше, в гаишной базе есть даже несколько экземпляров таких пикапов с указанным годом выпуска 1989, причем даже оформленных за самим заводом АЗЛК! (Видимо, их дособрали позднее, использовав остававшиеся в закромах кузова седанов). Все эти пикапы использовались не только самим АЗЛК для межцеховых перевозок, но и продавались иным организациям, официально вставая на учет в ГАИ. А потому многие из них не только спокойно дожили до 1990-х годов, но и потом попали в частные руки.
Еще пару слов имеет смысл сказать про обозначения этих пикапов. Первоначально они оформлялись как «Москвич-27334» и «Москвич-27344», исходя из модели установленного двигателя: 408 в первом случае, 412 в любой из модификаций во втором. Однако если заглянуть в гаишную базу данных, можно увидеть, что среди автомобилей «Москвич-27334» после 1983 года полно экземпляров с 412-м мотором (точнее, почти во всех случаях, где вообще конкретизирована модель установленного двигателя, указан 412-й).
А завершу сегодняшнюю статью фотографией самодельного грузопассажирского «каблучка» на базе «Москвича-2140», который долгие годы эксплуатировался в городе Узловая Тульской области:
Неплохой "дабл-кэб" получился? ))
Продолжение про грузовые "Москвичи" из семейств 402, 407 и 403 читайте ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!
Читайте также на канале "МАШИНА":
- Как ГАЗ-69 претворился Лэнд Ровером
- Советские грузовики с манипуляторами: 20 архивных фото