Найти в Дзене
Людовед

Белые "интернационалисты". Поляки. 1 часть.

Широко известно, что в годы Гражданской войны в составе Красной армии воевало около 250-300 тыс. интернационалистов, т.е. граждан других государств, выступивших с оружием в руках на стороне Советской России. А вот о том, как боролись против большевиков иностранцы уже на стороне белых, известно гораздо меньше. Вот и попробуем восполнить этот пробел. Итак – начнем с поляков. Сначала краткий обзор по всем фронтам. Позже некоторые эпизоды, если читателям это будет интересно, мы рассмотрим детальнее. Как известно, территория Польши была разделена, в своё время, между тремя государствами: Пруссией, Австрией и Россией. Соответственно, проживающие на присоединенных к Российской Империи территориях поляки стали подданными русского государства. В годы Первой Мировой войны в рядах императорской армии находились на службе 119 генералов, около 20 тыс. офицеров и 700 тыс. солдат римско-католического вероисповедания, весьма значительная часть из которых были поляками. Осенью 1914 г. из них был

Широко известно, что в годы Гражданской войны в составе Красной армии воевало около 250-300 тыс. интернационалистов, т.е. граждан других государств, выступивших с оружием в руках на стороне Советской России. А вот о том, как боролись против большевиков иностранцы уже на стороне белых, известно гораздо меньше. Вот и попробуем восполнить этот пробел.

Итак – начнем с поляков. Сначала краткий обзор по всем фронтам. Позже некоторые эпизоды, если читателям это будет интересно, мы рассмотрим детальнее.

Как известно, территория Польши была разделена, в своё время, между тремя государствами: Пруссией, Австрией и Россией. Соответственно, проживающие на присоединенных к Российской Империи территориях поляки стали подданными русского государства.

Добровольцы Пулавского легиона, 1914 г.
Добровольцы Пулавского легиона, 1914 г.

В годы Первой Мировой войны в рядах императорской армии находились на службе 119 генералов, около 20 тыс. офицеров и 700 тыс. солдат римско-католического вероисповедания, весьма значительная часть из которых были поляками. Осенью 1914 г. из них был организован Пулавский легион, в феврале 1915 г. переформированный в ополченческую дружину, а так же 2 кавалерийских эскадрона. Позже, в том же году, была создана Польская стрелковая бригада, развернутая 24 января 1917 г. в одноименную дивизию (в августе она получила №1). Из кавалеристов Пулавского легиона был образован уланский дивизион, позднее развернутый в полк. Так же в августе началось формирование 2-й и 3-й Польских стрелковых дивизий, Польской запасной стрелковой бригады, а также артиллерийских и технических частей (общей численностью около 24 тыс. человек).

Новый период в истории создания польских формирований в России наступил после прихода к власти Временного правительства, которое активно занялось созданием различных национальных войск на территории страны. Большое количество поляков, служащих в русской армии или находившееся по тем или иным причинам на территории Республики, позволяли надеяться на существенные мобилизационные возможности и создание крупных воинских частей. В мобилизационных оценках принимались во внимание поляки, граждане России, а так же около 100 000 пленных вражеских солдат польского происхождения в лагерях военнопленных.

Всего планировалось сформировать 3 корпуса: 1-й Польский корпус генерала Довбор-Мусницкого, организуемый в Белоруссии, 2-й Польский корпус генерала Станкевича, формируемый в Бессарабии, и 3-й Польский корпус генерала Эугениуша де Хеннинг-Михаэлиса создавался на Украине.

В период Временного правительства в России национальные воинские подразделения рассматривались как составная часть русской армии. Но с приходом к власти большевиков ситуация существенно изменилась. Польские части по отношению к русской армии теперь должны были быть формально нейтральными, а по отношению к странам Антанты они выступали как союзническая сила под гарантии возрождения польской государственности. Такой подход предполагалось реализовывать без какого-либо согласования с советскими властями.

Все ранее созданные польские части вошли в состав формируемого 1-го Польского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Ю.Р. Довбор-Мусницкого. В состав корпуса так же вошли также два Рыцарских легиона, которые являлись резервом офицерских кадров для формирующихся частей, и, по сути, в случае необходимости, являлись отборными боевыми единицами. Согласно штатам, в каждом легионе было 192 офицера, 48 солдат и 7 врачей. В середине января 1918 года численность корпуса достигла 29 тыс. солдат и офицеров.

Командование и значительная часть личного состава корпуса, настроенного националистически, резко отрицательно отнеслись к известию о большевистском перевороте. Они отказались подчиниться приказу нового советского командования о проведении в польских частях и соединениях выборов в полковые и корпусной комитеты. Впрочем, нашлось немалое число и тех, кто приветствовал Октябрьскую революцию и позже вошел в состав уже советских формирований. О них я рассказывал в этой статье ранее. В середине января 1918 г. поляки, выступавшие за воссоздание «Великой Польши», в ответ на попытку большевиков их разоружить, оказали ожесточенное вооруженное сопротивление.

Части 1-го Польского корпуса в Бобруйске, 1918 г.
Части 1-го Польского корпуса в Бобруйске, 1918 г.

Серьезные бои в районе Рогачева, Жлобина и Бобруйска продолжались с переменным успехом до 18 февраля. К этому моменту 1-я и 2-я Польские стрелковые дивизии понесли тяжелые потери, но, с подходом к ним на помощь 3-й дивизии корпуса, их остатки сумели отступить в район Бобруйска и Слуцка. 18 февраля перешли в наступление германские войска, прервав перемирие с большевиками, заключенное на время проходивших переговоров. Воспользовавшись этим, в ночь с 19 на 20 февраля поляки захватили Минск, а 21 февраля в город вошли и наступающие следом немцы. 26 февраля 1918 года командование польского корпуса подписало с немцами договор, согласно которому корпус выполнял функции оккупационной власти на территории ряда уездов Белоруссии в интересах германского командования. Однако, после подписания мирного договора с Советской Россией, Германия отказалась от дальнейшего сотрудничества, и 21 мая польский корпус был разоружён, а его личный состав – распущен.

Формирование 2-го и 3-го Польских корпусов началось в ноябре 1917 года.
2-й Польский корпус создавался под командованием генерала Станкевича (позднее генерала Ю. Галлера) и формировался на территории Румынии и Бессарабии. В его состав, в частности, были включены и бывшие польские части австро-венгерской армии, перешедшие на сторону Антанты. К марту 1918 года в его рядах было более 4000 солдат. С конца марта 1918 г. корпус под давлением наступавших германских войск был вынужден отходить на восток. После отклонения поляками германского ультиматума о капитуляции, 11 апреля, в районе г. Канева, немцы с помощью украинских союзных частей, атаковали польские позиции и, после многочасового боя, вынудили корпус капитулировать и разоружиться. После этого большинство служивших в нем ранее поляков отправилось в направлении Одессы, в районе которой находились части 3-го Польского корпуса.

3-й корпус создавался в Житомире, Виннице и Одессе под командованием генерала Э. де Геннинг-Михелиса. Всего в его составе насчитывалось около 3000 офицеров и солдат. Завершить его организацию полностью не удалось, а 18 апреля 1918 г. поляки были блокированы австро-венгерскими войсками и интернированы.

Летом 1918 г. генерал Галлер объявил о создании Польской Восточной армии, целью которой являлось освобождение Польши, оккупированной Германией и Австро-Венгрией. Пунктами организации польских частей были выбраны города Нижний Новгород, Мурманск и Одесса.

Польские войска в Архангельске.
Польские войска в Архангельске.

«Польский батальон», впоследствии переименованный в «Польский Мурманский батальон», был организован в г. Кола (под Мурманском) из прибывших сюда добровольцев с территорий России и Украины. После завершения формирования отряд перебросили на архангельский фронт, где он действовал против большевиков на р. Онеге и под Архангельском. На 1 ноября 1918 г. отряд под командованием майора Скоковского насчитывал 286 человек (в том числе 90 офицеров). В его состав входили: штаб, стрелковая и пулеметная роты, офицерская батарея и Двинский отряд, а также польская миссия, вербовочное бюро и офицерские кадры в Архангельске. На 15 января 1919 г. численность батальона составляла 22 офицера и 286 солдат, а в его составе появилась кадровая (запасная) рота. 20 сентября 1919 г., при эвакуации «союзников» с Русского Севера, батальон был вывезен ими из Архангельска в Польшу; всего с 3 июня по 12 октября было эвакуировано 449 польских военнослужащих, в том числе 34 офицера. По возвращении в Польшу эти военнослужащие вошли в состав 3-го батальона Грудзянского (позднее 64-го Поморского Мурманского) пехотного полка и в его составе снова приняли участие в боях с большевиками.

На юге России в 1918 г. также были созданы и воевали против большевиков польские воинские части. Еще весной 1918 г. генерал Галлер направил в Ставрополь для связи с Добровольческой армией полковника Ф. Зелиньского, и генерал Алексеев обещал польскому командованию содействие прибывавшим на Кубань польским добровольцам. При штабе армии был образован Польский отдел и организован Польский отряд в Добровольческой армии в составе пехотного батальона, уланского дивизиона и взвода полевой артиллерии. Позже в Екатеринодаре, на основе Польского отряда, была сформирована 4-я дивизия польских стрелков под командованием полковника Зелиньского. В ноябре того же года дивизию реорганизовали в Отдельную бригаду польских стрелков под командованием полковника Малаховского. До конца года польские воинские части активно участвовали в боях с советскими войсками. В декабре 1918 г. бригада морем была переправлена в Одессу, где, в начале 1919 г., вновь была переименована в 4-ю дивизию польских стрелков уже под командованием генерала Л. Желиговского. Она дралась с большевиками под Тирасполем, а затем под их давлением отступила в район г. Черновцы, где начала боевые действия и против украинских войск. Здесь дивизия воссоединилась с основной польской армией и составила ее 10-ю дивизию Каневских стрелков (28, 29, 30, 31-й пехотные полки).

Парадный марш штурмового батальона 5-й польской дивизии в Новониколаевске (Новосибирске).
Парадный марш штурмового батальона 5-й польской дивизии в Новониколаевске (Новосибирске).

На востоке России после занятия Самары войсками Чехословацкого корпуса и частями Народной армии Комуча,в городе был образован Польский войсковой комитет, организовавший вскоре из местных поляков и большого числа бывших военнопленных польской национальности 1-й пехотный батальон, который участвовал в боях с красными под Уфой. Позднее, тоже по большей части из бывших военнопленных, был создан Польский легион в Сибири, развернутый в январе 1919 г. в 5-ю дивизию польских стрелков (Войско Польское в Сибири) под командованием полковника К. Румши. Дивизия состояла из управления, 3 стрелковых (1, 2, и 3-го), 1-го уланского и 5-го артиллерийского полков, штурмового, инженерного и запасного батальонов, дивизионного обоза и парка. Численность дивизии на 11 июня 1919 г. составляла 11 776 человек, в том числе 755 офицеров.

Дивизия занималась охраной Сибирской железнодорожной магистрали и активно использовалась в противопартизанских карательных операциях. После обрушения Восточного фронта, вынуждена была вступить в непосредственные боевые действия против частей регулярной Красной армии, прикрывая отход на восток разгромленных колчаковских войск и интервентов. После тяжелых боев у станции Тайга в начале 1920 г., остатки разгромленной дивизии сложили оружие и, за малым исключением, попали в большевистский плен.

Сумевшие избежать этой участи польские военнослужащие, вернулись в Польшу через Владивосток и Китай (120 офицеров и 700 солдат), и послужили основой для создания в июле 1920 г. Отдельной Сибирской пехотной бригады (1-й и 2-й Сибирские пехотные полки), которую вновь возглавил полковник Румша, и которая снова включилась в борьбу с советскими войсками уже на территории Польши.

Как можно видеть на примере изложенного выше, на стороне Белой армии достаточно активно воевали граждане уже воссозданной на тот момент Польской Республики. Причем, в отличие от интернационалистов у красных, воевали они в интересах собственного национального государства и с санкции и при поддержке руководства своей страны. Сфера их участия в войне отнюдь не ограничивалась только общей, оспариваемой сторонами границей между Советской Россией и Польской Республикой, а велась, фактически, по всей территории России.

Если поднятая тема кажется вам интересной - не забываем поддерживать автора лайками и комментариями. Заранее спасибо!)))

#гражданская война в россии #польша #интернационалисты #белая армия #история