А вы знали, что до появления традиционных мигающих лампочек в конструкции автомобиля использовались семафоры? А о том, что первые «бегающие» указатели поворота появились задолго до светодиодов? Подробнее об этом и многом другом мы расскажем сегодня в нашей истории указателей поворота.
Руки-семафоры
В автошколах до сих пор учат стандартные сигналы рукой: вытянутая горизонтально левая рука – левый поворот, та же рука, согнутая в локте – правый поворот. Поднятая вертикально вверх – остановка. Кстати, в США и Канаде остановка обозначается рукой, согнутой в локте и направленной вниз. Именно этой неудобной системой сигнализации и пользовались владельцы самобеглых колясок начала XX века.
Первой попыткой облегчить жизнь водителей стоит признать изобретение инженера Перси Дугласа Гамильтона из США. В 1907 году он разработал и запатентовал устройство, «указывающее направление предполагаемого движения». Это были металлические таблички в форме ладони, которые крепились к заднему бамперу и наклонялись влево или вправо при помощи тросика. Устройство было неудобным и распространение не получило.
Гораздо проще оказались уменьшенные копии железнодорожных семафоров, которые крепились по обеим сторонам кузова и могли опускаться горизонтально, указывая сторону поворота.
Трафикаторы
Некоторые источники приписывают изобретение автомобильных семафоров актрисе Флоренс Лоуренс из США. Действительно в 1914 году звезда немого кино объявила о том, что изобрела удобную систему указателей. Но это были все те же металлические пластинки, которые крепились на задних крыльях, правда, по задумке Флоренс, они управлялись электрическими импульсами.
Но к тому времени по всему миру уже существовали разнообразные варианты семафоров, которые приводились в движение механическим, электрическим и даже пневматическим способом. А гораздо раньше в 1908 году итальянец Альфредо Баррачини придумал рычажный указатель поворота, который был заметен даже ночью, так как освещался при помощи небольших светильников.
В 1909 году британец по имени Перси Дуглас-Гамильтон запатентовал две стрелки, прикрепленных по одной с каждой стороны автомобиля, которые подсвечивались перед поворотом.
В 1912 году была изобретена система электрического освещения, использующая генератор и аккумулятор для питания ламп в фарах головного света. Но указателей поворотов на автомобиле либо не было вообще, либо они имели вид семафоров и даже получили собственное имя — “Трафикатор”. Чаще всего трафикаторы устанавливали над дверями (или на центральной стойке кузова). Водитель нажимал кнопку и электромагнит опускал указатель поворота в горизонтальное положение. При этом замыкался контакт и внутри трафикатора загоралась лампа.
Но трафикаторы часто отламывались, застревали в закрытом положении и вообще были капризными и сложными в использовании.
Подмигивающий указатель
В 1925 году Osram разработал и вывел на рынок первую в мире двухнитевую лампу BILUX со смещенными спиралями для автомобильных фар. Всего один отражатель обеспечивал возможность включения ближнего и дальнего света. Технология позволила объединить в одном источнике света все функции, которые раньше требовали применения сложных механических конструкций и занимали много места. Конструкция фары упростилась, пора было подумать об указателе поворота.
Это произошло в том же 1925 году. Классический (в нашем понимании) указатель поворота с лампой внутри запатентовал некий Эдгар А. Уолтс-младший. Несколько лет он пытался продать свое изобретение автомобильным компаниям. Но автопроизводители изобретение не оценили и покупать отказались. Срок действия патента истек через четырнадцать лет.
Чуть позже в 1929 году интересную систему разработал Оскар Дж. Симлер. Его конструкция крепилась на задней части автомобиля, имела подсветку и исполняла роль стоп-сигнала и указателей поворота.
А вот первую мигающую лампу в качестве указателя поворота запатентовал Джозеф Белл в 1938 году. В 1939 году концерн General Motors представил Buick Roadmaster с такими поворотниками в задних фонарях в качестве стандартной опции. Управление осуществлялось отдельным рычажком на рулевой колонке.
В 1940 году Buick получил еще и указатели поворота на передней части автомобиля и даже механизм самовыключения при возврате руля в исходное положение ☝
После Второй мировой войны указателями поворота и рычагом управления на рулевой колонке обзавелись практически все американские модели и большинство европейских.
Впрочем, потребовалось еще около десяти лет, чтобы мигающие указатели стали обязательной опцией по всему миру.
Первым же советским автомобилем с электрическими поворотниками стал роскошный ЗИС-110, производство которого стартовало в 1945 году.
Бегущий огонек
Совсем недавно с распространением светодиодов многие автопроизводители внедрили систему “бегающих” указателей поворота — красиво и информативно.
Но впервые такую функцию реализовал Ford еще в 1965 году на автомобиле Thunderbirds. Это были три самые обычные лампы накаливания, которые просто включались поочередно от внутренней стороны к наружней. Выглядело для того времени просто сногсшибательно.
В 1969 году бегающий поворотник Ford внедрил в своих моделях Mercury Cougars и Shelby Mustang. А в 1969 году Chrysler повторил на модели Imperial.
Кстати, в том же 1968 году в США вступил в силу Федеральный стандарт безопасности транспортных средств, который потребовал установки передних указателей поворота только желтого цвета (ранее допускался белый), а сзади красного или желтого. Этот стандарт действует и сейчас, благодаря чему все американские модели, из экономии, оснащаются красными поворотниками, тогда как по всему миру указатели поворота давно имеют желтый цвет.
Лампочки в зеркалах
Сегодня автомобили обязаны иметь не только передние и задние указатели поворота, но и боковые, для большей заметности.
Инженеры Mercedes-Benz в 1998 году взяли и установили на обновленный E-класс (W210) эти повторители на корпуса боковых зеркал. Идею тут же подхватили многие производители. А OSRAM и сегодня выпускает накладки со светодиодными повторителями для зеркал некоторых моделей Audi, BMW, VW и Seat.
Под мерное щелканье
Характерный цокающий звук поворотника знаком каждому водителю. Все мы привыкли к этому звуку, который изначально издавал биметаллический прерыватель. Его конструкция была довольно проста. В прерывателе находилась биметаллическая пластина состоявшая из двух металлов с разными коэффициентами расширения. На пластину подавался ток, она щелкала и изгибалась в сторону металла с меньшим тепловым расширением. Цепь размыкалась. Пластина охлаждалась и с прежним щелчком возвращалась на место. Цикл повторялся.
В современных автомобилях роль прерывателя выполняет бортовой компьютер или молчаливое твердотельное реле (оптореле). А привычный нам звук имитируется динамиками для напоминания о включенном указателе поворота.
Светодиоды в поворотник
OSRAM не рекомендует использовать в указателях поворота светодиодные лампы. Так как из-за уменьшения тока в цепи по сравнению со штатными лампами накаливания, реле поворотов переходит в аварийный режим (как при перегоревших лампах) и удваивает частоту мигания. Конечно, ценители LED-ламп пытаются найти выход установкой резисторов-обманок, или заменой реле поворотов.
Если вы все же решили заменить лампы, то обратите внимание, что для замены красных или оранжевых сигнальных автомобильных ламп или ламп, которые работают в красных или оранжевых фонарях, нужно выбирать красные или оранжевые светодиодные лампы соответственно.
Наша страница на DRIVE2: https://www.drive2.ru/o/OSRAM-RUSSIA