Если повнимательнее присмотреться к Центру культуры и искусства на Соборной, можно обнаружить, что он состоит из двух частей. Эти половины и номера имеют разные: улица Большая Московская, 33 и 35. По словам экскурсовода-любителя Татьяны Быковой, которая вновь провела познавательную прогулку для «Ключ-Медиа», левое крыло построено в стиле «ампир» — помпезном и торжественном. А вот правое — уже в строгом классицизме. Так почему они всё равно являют собой будто бы одно гармоничное целое?
«Левая часть этого здания — нарядная, игривая, такое настроение ей задают арабески под фронтоном и капители-завитушки, словно женские кудряшки. Она как бы приглашает нас внутрь на бал или карнавал. Это там дворяне в свое время их и устраивали (прим. ред.: о чем мы уже вам рассказывали. Раньше культурный центр назывался Домом дворянского собрания», — рассказывает Татьяна.
Правая половина стала оплотом народного образования, которое появилось во Владимире очень быстро. Произошло это с подачи Екатерины II, она 8 апреля 1786 года издала указ о создании «народных школ» во всех городах России. Публичные бесплатные учебные заведения послужили прототипом общеобразовательных школ настоящего времени.
«По велению императрицы открыть Народное училище в губернском Владимире следовало за месяц. Представляете? Всего за 30 дней, с нуля, нужно было реализовать целую, совсем не разработанную систему. К указанной дате ничего подготовить не успели, кроме помещения. Образовательное учреждение предложили разместить на верхнем этаже Христорождественской приходской церкви».
Для преподавания в училище во Владимире обустроили трех столичных семинаристов. Однако городские купцы своих чад отдавать на обучение не стремились. Большинство местных граждан продолжало воспитывать детей по прежним обрядам.
«В 1787 году Христорождественская церковь была разобрана, и на ее месте выстроили двухэтажный дом. Он принадлежал купцу Паркову. Училищу пришлось арендовать другие помещения. Сначала — второй этаж здания „Присутственных мест“. Затем — нижний этаж каменного дома протоиерея владимирского Успенского девичьего монастыря Якова Иванова».
В 1804 году Главное училище преобразовали в мужскую гимназию. Количество учащихся увеличилось, храм науки обрел, казалось бы, постоянную крышу. Это был дом губернатора Долгорукова по адресу Большая Московская, 24.
«Эта обитель сгорела в сильном пожаре в 1840 году. На тот момент благородные дворяне уже были озадачены вопросом обустройства пансиона для гимназии. Лучшего места, чем дом купца Петровского, соседний особняку Паркова, было просто не найти. Правда, большую постройку следовало перекроить».
Дело поручили нашему губернскому архитектору Евграфу Петрову. Проектирование и руководство шли очень медленно. Вскоре архитектор и вовсе скончался, так и не закончив работу.
«Тогда из Москвы пригласили известного архитектора Дрегалова, автора-проектировщика Дома дворянского собрания. Итак, спустя девять лет с начала проекта, к 1841 году, возведение закончили, и городу явился гармоничный архитектурный ансамбль, который мы наблюдаем и по сей день».
Здание пансиона оказалось просторным, поэтому было принято решение перевести сюда всю губернскую гимназию. Получился комплекс: теперь воспитанники и жили, и учились в одном месте.
«Гимназия состояла из девяти классов: „восемь нормальных и приготовительного“. Плата с приходящих составляла сорок рублей в год. В 1896 году в гимназии числилось 250 учеников».
У ребят был гимнастический зал, хор и духовой оркестр. Всё это вполне себе представляется возможным уместить в один крупный комплекс на Соборной. Если заглянуть во двор, пройдя через арку, взору откроются дополнительные сооружения. В том числе, пристройки, «маркированные» более поздними датами.
«Была у гимназистов и своя домовая церковь, освященная во имя Александра Невского. Она помещалась в двух классных комнатах на третьем этаже здания. Службы были сокращены до минимума, но проводились с определенной периодичностью: утренняя — в праздники, обедня и вечерняя — в предпраздничные дни. Из гимназистов ходить туда особо никто не любил, но большинство были богобоязненными, поэтому приходилось».
Маленькая колоколенка, по мнению Татьяны, — как будто бы память о Христорождественской церкви, символичное обозначение одного из исчезнувших древних храмов Владимира.
«Гимназия и домовая церковь просуществовали до 1918 года. Потом учреждение преобразовали в Единую трудовую школу, где срок обучения составлял девять лет. Быт „буршей“ переместился в здание Главпочтамта на нынешней улице Подбельского».
К СЛОВУ: в краеведческих источниках можно найти еще больше информации об этой старинной части Владимира, «Мономаховом городе». Например, существует рассказ одного из жителей окрестностей — свидетеля периода прокладки водопровода и обнаружения археологами и древнего погоста, и остатков построек домонгольских времен.
Сегодня бывшее Владимирской мужской гимназией и пансионом величавое здание продолжает выполнять, по сути, ту же функцию «Присутственных мест». Там обосновались кружки и секции, досуг для детей и взрослых. Надеемся, теперь станет чуточку приятнее и вам проходить мимо или даже посещать этот дом культуры: с уважением и знанием его истории.
фото: lubovbezusl.ru
Источник: Kluch.media