Найти тему
Литературный кайф

Айседора Дункан и Сергей Есенин: любовь живет 2 года

Сергей Есенин и Айседора Дункан во время путешествия по Америке
Сергей Есенин и Айседора Дункан во время путешествия по Америке

Невероятно яркая, но короткая история любви, оставившая значительный след в биографии Сергея Есенина и в истории русской поэзии.

Айседора Дункан была одной из самых значительных фигур в истории танцевального искусства Европы и Америки начала XX века. Она стала основоположницей «свободного танца» - избавленного от тяжёлых одежд, свободного и открытого, в чем-то повторяющего традиции Античности.

Танец Айседоры Дункан
Танец Айседоры Дункан

Многие современные поэты и писатели вдохновлялись Айседорой. Александр Блок называл ее своей музой, Андрей Белый говорил о том, что ее танец - символ счастливого будущего человечества.

В 1921 году Дункан получила приглашение Луначарского открыть школу танцев в Москве. К этому моменту Сергей Есенин был уже известным поэтом-бунтарем, купающимся в лучах славы, всеобщего почитания и женской любви. Их первая встреча произошла в студии Яковлева на одном из творческих вечеров. «Айседора явилась заполночь: в красном греческом хитоне, с красными как медь волосами, она обвела комнату взглядом и отыскала Есенина - спустя мгновение поэт сидел у ее ног. Провела рукой по льняным волосам: «Зо-ло-та-я го-ло-ва!».

Айседора знала всего несколько русских слов, Есенин не умел говорить по-английски совсем. Но язык взаимной симпатии и любви к искусству позволил им понимать друг друга на уровне жестов, мимики и звуков. В конце вечера влюблённые друг в друга поэт и танцовщица уехали вместе. Они долго колесили по Москве на извозчике, сонный кучер несколько раз случайно объехал вокруг церкви. «Повенчал», - рассмеялся Есенин.

Пара селится в выделенном Айседоре особняке на Пречистинке. Вся их жизнь превращается в сплошные светские приёмы, вечера и походы в театр. Айседора много танцует для гостей, но, в первую очередь, для Есенина. Женщина была старше возлюбленного на 18 лет. Она окружила поэта какой-то даже материнской любовью, возможно, он напоминал ей погибшего сына. Любовь Айседоры тяготила Есенина, она всегда была рядом, а для его бунтарского характера это было тяжелым испытанием.

Первое очарование любви сменяется частыми ссорами, громкими скандалами и даже рукоприкладством. В ярости Есенин уходит, но потом снова возвращается к терпеливо ждущей его Айседоре. «Айседора имеет надо мной дьявольскую власть. На что мне она? Что я ей? Мои стихи… Мое имя… Ведь я Есенин… Я люблю Россию, коров, крестьян, деревню… А она любит греческие вазы. В греческих вазах мое молоко скиснет… И все-таки я к ней возвращаюсь».

Между тем проходит год. Проект танцевальной школы Айседоры Дункан остаётся висящим в воздухе - денег на содержание образовательной организации ей не дают. Дальнейшее пребывание танцовщицы в России не имеет смысла, и она собирается обратно в Америку. Естественно Айседора зовёт с собой Есенина - ей хочется показать ему другую жизнь, отвлечь от грустных мыслей и алкоголизма, которым поэт уже был одержим. Есенин, в свою очередь, мечтает о мировой славе. Для того, чтобы осуществить поездку, влюблённые должны были пожениться. Во время заключения брака Айседора намеренно умолчала о своём возрасте, убедив Есенина в том, что она старше его всего на 8 лет, а не на 18. После регистрации брака супруги взяли двойную фамилию - Есенины-Дункан.

Покинули страну они на самолёте. Примечательно, что Айседора, панически боящаяся летать, составила завещание, согласно которому в случае ее смерти все имущество должно было перейти Есенину, а в случае его гибели - родному брату Айседоры.

К счастью, завещание не понадобилось - супруги спокойно долетали до Берлина.

В Европе выступления Есенина вызвали фурор в среде русской эмиграции. Он был прекрасно принят, но не оставил своих привычек - пьянство, дебоши, пьяные выходки и постоянные скандалы с женой - стали его постоянными спутниками.

Разъезжая по Европе на бьюике (говорили, что Дункан не признавала поездов), Есенин продолжал выступать, заводить литературные знакомства и дебоширить — Айседора едва выдерживала его выходки и не скупилась на злобу в ответ.

Отплытие в Америку стало кульминацией их сложного путешествия.

Айседора Дункан и Сергей Есенин в Америке
Айседора Дункан и Сергей Есенин в Америке

Есенин встретил США с неприсущим ему равнодушием и отторжением: страна, окрещенная им «Железным Миргородом», потрясла поэта своей «буржуазной бездуховностью». В «царстве машин» крестьянский поэт-самородок не нашел себе места — в том числе и потому, что здесь он не более чем муж великой танцовщицы. Газеты о нем молчат.

Безумное разгульство Есенина становится поводом общественного осуждения. Парижские газеты пишут о безумстве и алкоголизме поэта.

В 1923 году пара вынуждена вернуться в Москву.

Здесь их отношения перешли на завершающий этап. Есенин тяготится присутствием Айседоры и ее любовью. Он говорил друзьям, что старуха ему не нужна, в Европе он теперь знаменитее, чем она. Айседора терпела, она мечтала излечить его от алкоголизма, вывести из депрессии.

В августе этого же года влюблённые разошлись, Дункан уехала на Кавказ, оттуда она продолжала писать поэту письма, звала его к себе. Есенин отвечал ей все реже. Последняя его телеграмма была короткой: «Я люблю другую. Женат и счастлив».

Так закончилась яркая и быстротечная история любви Сергея Есенина и Айседоры Дункан.