Приветствую, друзья!
Знакомьтесь! Перед вами бортовой, среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-51 поздних годов выпуска. Музейный экспонат не совсем в заводском исполнении, так как имеет технические изменения, их мы коснемся по ходу публикации. Ну, а пока давайте вспомним историю создания автомобилей семейства ГАЗ-51.
Конец 30-х годов, стране нужен надёжный и простой в обслуживании грузовой автомобиль. Для его создания берутся лучшие на то время технические решения, не обошлось без заимствования у лидеров автомобильной индустрии.
В 1937 году начато проектирование опытного образца ГАЗ-51. В 1938 году приступают к производству комплектующих, а уже в 1939 году первый опытный образец был собран. После успешных испытаний, летом 1940 года ГАЗ-51 был представлен на ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставке), в наше время ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства).
Несмотря на то, что опытный образец ГАЗ-51 получился перспективным, запланированное в 1941 году серийное производство так и не было начато, потому как Великая Отечественная война внесла свои коррективы.
В 1943 году вернулись к разработкам грузовика ГАЗ-51. Только теперь
с другим видением. Ведущий конструктор Александр Дмитриевич Просвирнин, лауреат Сталинской премии, опираясь на боевой опыт военных машин, вносит кардинальные изменения в конструкции довоенного ГАЗ-51. В итоге довоенный ГАЗ-51 и вновь построенный ГАЗ-51, это разные грузовики, имеющие лишь общее название.
Серийный выпуск ГАЗ-51 начался только в 1946 году, модифицированная версия ГАЗ-51А появилась в 1955 году и выпускалась до 1975 года. Изготавливался и собирался ГАЗ-51 на Горьковском автомобильном заводе, так же ГАЗ-51 собирался на Иркутском автосборочном заводе и на Одесском автосборочном заводе. За 29 лет, в общей сложности в различных модификациях было произведено 3 481 033 экземпляра.
Лицензионная сборка грузовиков ГАЗ-51 была налажена:
- в Польше в г. Люблин на заводе FSC под индексом GAZ Lublin-51
- в Северной Корее в г. Токчхон под индексом Sungri-58
- в Китае в г. Нанкин, видоизменённый, под индексом Yuejin NJ130
Знакомство с музейным экспонатом ГАЗ-51
Кузов деревянный с откидными бортами на три стороны. Не самосвал!Грузоподъемность грузовика 2,5 тонны.
На авто присутствует вся необходимая световая оптика, отвечающая современным требованиям безопасности дорожного движения. Более того, рассматриваемый ГАЗ-51 на полном ходу, готов хоть сейчас к выполнению поставленной задачи.
Обратили внимание на боковые зеркала? Они от ГАЗ-52. Установлены для лучшей обзорности.
Спереди подвеска зависимая рессорная, балка со шкворнями. Амортизаторы гидравлические. При своевременном обслуживании данный тип подвески очень надёжный. Всё, что требуется - не забывать шприцевать шкворни.
На передней и задней оси тормоза барабанного типа. Привод тормозов гидравлический. Стояночный тормоз выведен на кардан.
ГАЗ-51 автомобиль рамный. Рама состоит из двух продольных лонжеронов. Дорожный просвет 245 мм. Объем топливного бака, который расположен под кабиной с водительской стороны, составляет 90 литров. Сухая масса автомобиля примерно 2,7 тонны. Длина - 5715 мм. Ширина - 2280 мм. Высота - 2130 мм.
Как видим на фото выше, задний мост не родной, он от грузовика ГАЗ-52, либо ГАЗ-53. ГАЗ-51 оборудовался разрезным задним мостом. Сзади подвеска зависимая, рессорная.
Перейдём к кабине
Исходя из того, что кабина цельно металлическая, автомобиль поздних годов выпуска. Напомню, что на ранних версиях ГАЗ-51 кабина была деревянная, обшита листовым металлом, с брезентовой крышей.
Лобовое стекло из двух половинок. Есть дворники, но без электро мотора, в действие приводятся за счёт создаваемого работающим двигателем вакуума. В общем привод у дворников вакуумный!
А вот ещё одно подтверждение, что рассматриваемый ГАЗ-51 поздних годов выпуска! Это надпись на щитах капота "горьковский АВТОЗАВОД". На ранних версиях ГАЗ-51 было выштамповано "АВТОЗАВОД им.Молотова".
Думаю, Вы знаете из-за каких событий переименовали "Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова" на "Горьковский автомобильный завод". А если нет, напомню. В 1957 году Молотов возглавил "антипартийную группу", направленную против Хрущёва. За принятие участия в "антипартийной группе" Молотов был снят со всех постов и выведен из состава Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза. Как следствие, города, названные в его честь были переименованы, как и завод.
Вернёмся к ГАЗ-51. Заглянем под капот
ГАЗ-51 оборудован бензиновым, карбюраторным, нижнеклапанным, рядным, шестицилиндровым двигателем с жидкостным охлаждением. Объем двигателя 3,5 литра, мощность 70-75 лошадиных сил. Коробка передач четырёхступенчатая механическая. Привод на заднюю ось. Напряжение бортовой электросети 12 Вольт.
Максимальная скорость, примерно, 70 км/ч.
Заглянем в кабину
Кабина, как уже сказал, металлическая, двухдверная, двухместная.
На ранних версиях ГАЗ-51 отопление и вентиляция салона осуществлялась за счёт поступающего воздуха через люк при движении автомобиля, на поздних версиях появился электромотор с вентилятором. В рассматриваемом ГАЗ-51 в районе ног пассажира установлен дополнительный отопитель салона.
Запускается двигатель нажатием на, так называемую, четвёртую педаль (показана ниже в галерее на третьей фотографии). Но при желании или севшей аккумуляторной батарее, двигатель можно запустить с кривого стартера, его кстати хорошо видно на фото, где авто показан спереди.
ГАЗ-51 советский грузовой автомобиль, реально заслуживает уважения, как работяга послуживший стране не одно десятилетие. Даже в наше время, правда это будет очень редкий случай, ГАЗ-51 можно встретить на дорогах общего пользования. Вот что значит сделано под знаком качества СССР.
Подытожу: интересно, сейчас Горьковскому автомобильному заводу слабо сделать такой же надёжный грузовик?! На этом, друзья, у меня всё. Если понравилась статья, жмите на большой палец и до новых встреч.