Найти тему
ПравоВкурсе

Жалоба в прокуратуру. Как правильно составить и что указать?

Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.

Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения?

На кого и за что можно пожаловаться?

Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет.

Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:

- Жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников; жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;

- Жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;

- Жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;

- Жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;

- Жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д.

Органы прокуратуры РФ не осуществляют надзор за исполнением законов гражданами, то есть физическими лицами. Такие обращения необходимо направлять в соответствующие органы контроля либо правоохранительные органы. А вот их бездействие уже может быть поводом для обращения в прокуратуру.

Требования к составлению жалобы.

Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):

- Наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;

- ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается; изложение существа вопроса;

- Личная подпись и дата подачи.

По существу вопроса рекомендуется указывать в жалобе следующее:

- Описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства:

- Дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;

- Суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;

- описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;

- При наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;

- Требования заявителя: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.

Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше