Найти тему
Себе на заметку

Глеб Жеглов и Давид Гоцман — две концепции отношений с миром

Вот в прошлой статье я попыталась порассуждать на тему разницы подходов Жеглова и Шарапова и у кого какая правда и куда она приводит.

Но Жеглов и Шарапов — это прям совсем разные краски человеческой палитры. Жеглова и Шарапова разделяет пропасть, пожалуй, бОльшая, чем Жеглова от так, вроде бы, ненавидимых им бандитов. Жеглова с Шараповым объединяет внешнее — они вроде воюют по одну сторону баррикад, а вот Жеглова с бандитами роднит внутрннее, ментальное. Отсутствие уважения к человеческой жизни и уважения к закону. И "цель оправдывает средства" — и у него и у них — девиз, позволяющий решать свои задачи переступая через черту. Но о паре Жеглов-Шарапов в другой статье (ссылочка ниже будет).

Но на этом фоне невольно задаешься вопросом "а как надо?", "какие ещё могут быть варианты?". Ведь путь Шарапова — он хоть и хорош этически и ведёт в нужную сторону в долгосрочной перспективе, но на короткой дистанции, да ещё и в суровые времена проигрывает жегловскому. Вот это вот "вор должен сидеть в тюрьме" здесь и сейчас подходами и этикой Шарапова решается не всегда быстро и эффективно.

Есть ли ещё какие-то опции? И тут нельзя не вспомнить ещё один яркий кинотипаж "сыскаря" — Давид Маркович Гоцман, из фильма "Ликвидация". Несмотря на некоторые явные перегибы и сцены несколько китчевого стиля, фильм я этот люблю.

Жеглов и Гоцман. Яндекс картинки
Жеглов и Гоцман. Яндекс картинки

"Ликвидация" во многом напоминает "Место встречи изменить нельзя" — харизматичный главный герой, яркая команда при нём, время действия — сразу после войны, разгул бандитизма, много разнообразных преступлений, но сквозь них — красной ниться деятельность некоей сильной банды, или преступной организации, уши которой иногда неочевидно, но торчат почти во всех расследуемых делах. Но, как и в знаменитом "месте", детективный сюжет здесь — это не всё.

"Ликвидация" Гоцман и команда. Яндекс картинки.
"Ликвидация" Гоцман и команда. Яндекс картинки.

В фильмах есть другой план — про характеры, жизненные установки и отношения с миром. И вот тут начинаются различия. Действие "места" — Москва, действие "Ликвидации" — Одесса, а это, как говорится, две большие разницы.  Фактура разная, ткань жизни разная, люди разные, даже характеры отрицательных персонажей и бандитов разные.  В Москве всё по законам жесткой тоталитарно-репрессивной бюрократии, жадности и наживы. И люди такие и атмосфера такая и коллизии жёсткие, тяжёловесные.

"Место встречи изменить нельзя" Яндекс картинки
"Место встречи изменить нельзя" Яндекс картинки

А Одесса — место, где более лёгкие материи составляют ткань жизни, об этом еще Бабель своими "Одесскими рассказами" поведал, да и вся одесская мифология — она про это. И Давид Маркович Гоцман аналог Жеглова чисто формально, а скорее он Беня Крик, та авторитеная сила, которая гораздо более тонко и умно держит нити одесской тёмной жизни, чувствует её "на кончиках пальцев" и умеет делать адски сложную, поистине соломонову работу — держать баланс противоречивых сил и интересов, не давая миру скатиться в террор и хаос. И как в весьма колоритном, хотя и малоизвестном фильме "Искусство жить в Одессе" показано, что бывает, когда на место тонкой материи приходит материя грубая — у которой, конечно, своя правда, но она не "делает мир", она делает войну и горе. И как бы она в разных интрепретациях ни казалась симпатичной (как Жеглов, например, ведь тут еще и невероятное обаяние и гениальная игра Высоцкого льёт воду на мельницу дьявола, но Жеглов — это безусловно, грубая материя, плоть от плоти узколобой жесткой системы дихотомий, её верный воин и слуга). Большая правда — она на стороне более тонких субстанций — Шарапова, Бени Крика, или подполковника Гоцмана. Да, эти материи — они имеют разные воплощения — интеллигента до мозга костей Шарапова, почти инородного тела в том месте и времени где мы его видим, или короля бандитов Бени Крика, или замнач одесского УГРО Давида Марковича-"биндюжника-биндюжником", как сказал про него один из главных героев.  

Давид Гоцман в фильме "Ликвидация". Яндекс картинки
Давид Гоцман в фильме "Ликвидация". Яндекс картинки

Кстати, и с отношениями человеческими у Гоцмана получше, у него женщина, друзья, нормальные социальные контакты с разными людьми. К нему, как говорится, люди тянутся, причём самые разношерстные.

"Ликвидация". Гоцман и беспризорник Мишка. Яндекс картинки.
"Ликвидация". Гоцман и беспризорник Мишка. Яндекс картинки.

У Жеглова этого и близко нет. Он гениальный коммуникатор только в контексте "муровец и люди по его делу".

"Место встречи изменить нельзя" Жеглов и Манька-облигация. Яндекс картинки
"Место встречи изменить нельзя" Жеглов и Манька-облигация. Яндекс картинки

А кто же в "Ликвидации" грубая сила и разрушающая сущность? Ведь должна же и она быть, причём не в банальной оболочке бандита, это слишком примитивный ход. И вот это, на мой взгляд, реальная смелость создателей, хотя и сделано тонко, не броско, не каждый заметит,  а может они и сами не закладывали в фильм то, что у них вышло. У кого роль этой грубой сущности, вторгающийся в некий мир как бы с благими намерениями? Разумеется, ведь какие еще намерения у всех грубых сил — самые, что ни на есть прекрасные — что у Жеглова, что у ... как бишь его... Симон (из "Искусства жить в Одессе")? и им подобных). Вторгающихся и нарушающих равновесие (ох писала и вспомнила про нарушение равновесия ещё один эпизод — у Стругацких в "Обитаемом острове", где опять же, преисполненный высокими намерениями герой попадает в очень специфический мир мутантов (да и весь мир "острова" это специфическое равновесие непривычного мира, который взламывает герой, ух, про Стругацких тоже много чего можно поговорить)?

Так вот здесь эта фигура — да-да, "маршал победы" Жуков.  Который был направлен в послевоенную Одессу для ликвидации разгула преступности. И хотя уже давно раздаются робкие попытки сказать про неоднозначность Жукова, но всерьез копнуть этот сложный материал никто не готов. Тут, конечно, далеко до разоблачений и вообще, сделано со вкусом, как говорится, без демонизации Жукова и припечатывания ему обличительных ярлыков. В фильме он показан фигурой непростой, неоднозначной, ибо плоские герои и чёрно-белое добро и зло ну совсем уж ширпотреб, этого и без Урсуляка хватает в современном кинематографе. Но, тем не менее, его образ построен именно так, что вроде он и на одной стороне с Гоцманом и одно дело делают, но один тонко балансирует и сохраняет равновесие, а другой машет кувалдой и "лес рубят, щепки летят", сеет хаос. И как в "месте" — хоть режьте меня — правда за Шараповым, а не за Жегловым, во всех их спорах и пересечениях, как правда за Беней, а не за Симоном, так и тут — правда за Гоцманом, а не за Жуковым.
Ну а если закончить с философствованиями — то герой — Давид Маркович — я влюбилась, я бы его смотрела и смотрела.  Фильм явно находится в некотором диалоге с "местом" и нельзя Гоцмана не сравнивать с Жегловым, а Машкова с Высоцким. И учитывая, какой соперник достался Машкову, надо сказать, что он выдержал испытание очень достойно.

Про Жеглова и Шарапова

Ещё про кино: "Служебный роман"

Почему мне не жаль Олю Рыжову

Почему Новосельцев вообще не подарок для Калугиной

Почему Самохвалов не мерзавец

#кино #Ликвидация #Давид гоцман #место встречи изменить нельзя #глеб жеглов #кино урсуляка #жеглов и гоцман