Меня зовут Екатерина Петровна. Мой муж, Евгений, всегда выпивал. Но мы прожили целых 18 лет, и все это время он держал свою слабость под контролем.
Никогда она не выходила за рамки, все еще удивлялись, как такое может быть?
В худшем случае он возвращался в приличном подпитии, и говорил, что прогулял больше, чем собирался — сразу, ничего не утаивал. После он всегда, что называется «сбавлял обороты» и если какие долги были, отдавал до последнего рубля.
До свадьбы меня знакомые отговаривали, убеждали, что алкоголики все одинаковые, он может и продержится некоторое время, а потом такое начнется, что сама сбежишь.
Но он и не настаивал, говорил только: «не будешь за это пилить, - будем хорошо жить, увидишь».
Я не спешила, ждала целых три года, которые мы прожили, и тогда я пришла к выводу, что у него есть сила воли, несмотря на зависимость.
И не ошиблась, - мы на самом деле, жили без проблем, без конфликтов, только добро разное наживали, я видела, что на первом месте у него наш семейный быт, а не бутылка.
Кроме того, узнала от его приятелей, что если кто не пил, то Евгений наоборот отговаривал всегда с пьющими время проводить с аргументом: «а то может прилипнуть, потом пожалеешь».
Когда отметили юбилейную, «розовую» свадьбу (а какой он букет роз тогда принес, я аж на ногах не устояла, - хорошо табуретка прямо за мной находилась!), то даже самые скептически настроены мои знакомые и подруги сдались, - сказали, такого не видели еще. Да я и сама не видела, и вряд ли бы поверила, если кто рассказал.
Но вот где-то год назад начало все рушится у нас. Евгений стал превращаться в обычного пьяницу. Пропивал все больше, время на себя и меня оставлял все меньше. Появились долги, которые даже мне приходилось за него отдавать.
Затем на работе пошли выговоры и штрафы. К нам стали заходить сомнительные личности, всегда уже навеселе или того хуже, - а раньше он никогда и никого близко к дому не подпускал.
Также я выяснила, что он сменил уровень заведений, вместо кафе и бар-ресторанов пошли настоящие кабаки и забегаловки, где собирается черт знает кто.
Потом как-то пришел домой без документов и кошелька, даже вспомнить не смог, где его обокрали, только запомнилось, что «сообразили на троих» у метро.
Дальше случился также первый раз, когда вернулся избитый, ничего объяснять не захотел, ходил все выходные чернее тучи.
Позже я заметила, что у него пропали недешевые наручные часы, - я проверила его вещи, и недосчиталась охотничьего ножа, дорогой подарок от друзей, и еще кучи мелочей не нашла.
Я наконец от намеков перешла к прямым вопросам: ты понимаешь, что происходит? На кого ты стал похож? Ведь сам же обещал и убеждал, что такого никогда не будет, и действительно не было, а теперь что?
Женя и не отрицает, но тему обсуждает как-то вяло и неохотно. Не скандалит. Но никаких причин не называет.
Когда я говорила, что если сам ты не способен теперь остановиться, то нужен врач, хотя бы проконсультируйся. Он ходил, но результата никакого. Вроде и готов что-то делать, но быстро теряет интерес, и снова за свое.
Мне все со стороны говорят — вот видишь? Это все равно случилось, они все такие, и тому подобное.
Но как же тогда он мог продержаться 18 лет? Хорошо, 17, потому что уже год у нас картина в доме печальная.
Я сама ходила к тому самому наркологу, но она ничего конкретного не сказала, - просто перечислила мне стадии болезни, какие-то таблетки советовала и еще говорила про «распад личности», а потом раскланялась.
Что это за распад и отчего он случился? А раньше почему без распада обходилось?
Дополнение:
Вы спросили, случались ли у нас и особенно у мужа какие-либо потрясения в последнее время, в любой сфере, или может быть, просто планы какие-то провалились, вообще, какой-то негатив.
В том-то и дело, что нет — мы как жили, так и живем уже долгое время, ничего не происходило, все шло, как обычно. Проблемы на работе появились, именно когда он стал, как говорится, перебирать через край.
Если хоть что-то произошло, я заметила бы какие-то перемены с ним. Тоже самое касается и всяких тайных любовниц, мой муж за все наши общие годы никогда к таким вещам тяги не имел, иначе давно бы уже вскрылось, да еще под градусами-то.
Началось его падение с той же самой старой компании, которую он знал еще до меня.
Я поговорила с друзьями и коллегами, - в основном, никто ничего не прояснил. Непьющие коллеги заметили то же, что и я — как он изменился за короткое время, и теперь от него такие же проблемы, как и от его собутыльников: просит в долг, не отдает, интерес только к тем, кто уже с утра обсуждает, где и с кем продолжить «рабочий день» вечером, - так это они называют, чтобы в открытую при всех не обсуждать свои пьянки.
Хотела добавить, что я не брошу Женю до последнего, - детей у нас нет, и я могу долго за него воевать, что называется, вот только знать бы, что делать...
Комментарий специалиста:
Екатерина Петровна, здравствуйте.
Алкоголь, при перманентном и многолетнем воздействии на организм человека, рано или несколько позднее, но в любом случае приведет к необратимым деструктивным изменениям, как в физиологической, так и в психической сферах.
Особенно актуально это для нашей страны, потому как здесь наблюдается как многократное превышение разумных (и даже неразумных) дозировок, так и склонность к напиткам повышенной крепости, а также высокий процент суррогатной продукции, плюс в целом низкая культура потребления спиртных напитков.
Несмотря на общую характеристику любых болезней, всегда присутствует индивидуальный фактор. Евгений именно такой случай: возможно, упомянутая Вами сила воли, умноженная на мотивацию позволяли ему вести образ жизни относительно здорового человека без критических изменений в поведении практически два десятилетия.
Но предел существует всегда, и распад личности, о котором Вам сообщила нарколог, это и есть комплекс негативных метаморфоз в характере и поведении человека, суть которых обыкновенно сводится к одному: утрата любого интереса к чему-либо и кому-либо, его единственной целью становится ежедневный стремление к удовлетворению зависимости, все остальное (и остальные) лишь препятствия, которые необходимо преодолеть любыми способами.
Вся тяжесть алкоголизма в том, что негативные личностные метаморфозы протекают медленно и незаметно даже для окружающих, не говоря уже о самой жертве.
Екатерина Петровна, Вашему мужу просто необходимо развязаться со своей компанией.
Пока она существует, что бы Вы не делали, никакого результата достичь не получится.
Учитывая всю серьезность проблемы, возможно ему следует оставить текущую работу, так как она не отделима от старого круга общения.
Если у Вас есть такая возможность, уезжайте куда-либо с мужем.
Обыкновенно такие люди быстро остаются наедине со своей бедой, но у него есть Вы, - готовая помочь. Однако даже первичный эффект возможен только на расстоянии от располагающей и приглашающей атмосферы, в отсутствии готовых предложить алкоголь людей, с которыми существует давняя связь. Потому что в такой ситуации именно они становятся самым высоким фактором риска рецидива.
Это первый шаг, но без него следующие шаги практически исключены.
Наша группа в социальной сети: https://vk.com/psychologistonline1980