Если, по мнению зрителей того времени, московские примы ХIХ века еще уступали в технике и артистичности петербургским, то в ХХ веке на сцене Большого театра выступали уже настоящие звезды русского балета.
Екатерина Гельцер
Екатерина Гельцер начала свою балетную карьеру в Большом театре в 1894 году, но с 1896 по 1898 она стажировалась и выступала в Мариинском театре, где ей, ученице испанского хореографа Хосе Мендеса, удалось поднять свой и без того высокий уровень мастерства благодаря работе с Иогансеном и Петипа. В Москву она вернулась сильнейшей балериной. После партий Авроры в «Спящей красавице» и Раймонды в одноименном балете Гельцер стала знаменита, что позволило московской школе составить достойную конкуренцию лидирующей петербургской. С 1910 года прима принимала участие в «Русских сезонах» Дягилева, а после революции, когда большинство балетных звезд эмигрировали за рубеж, сорокалетняя Гельцер практически завладела сценой Большого и выступала до немыслимых для балерины шестидесяти лет.
Марина Семенова
В труппу Большого театра Марину Семенову, первую и любимую ученицу Вагановой, приняли в 1930 году, спустя четыре года успешной работы на петербургской сцене. В тот же год балерина исполнила главные партии в «Баядерке», «Спящей красавице», «Лебедином озере» и почти 20 лет оставалась одной из самых знаменитых и востребованных артисток балета. Публика называла ее «богиней», ее танец был филигранным — ничего лишнего, ничего случайного. Она была первой исполнительницей Маши в «Щелкунчике» в постановке Вайнонена и во многих других советских редакциях классических балетов. Семенова удостоилась личного приглашения мировой звезды балета Сержа Лифаря стать его партнершей в Парижской национальной опере — 1935-1936 годах артисты вместе танцевали «Жизель» и фрагменты из «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Шопенианы».
Ольга Лепешинская
Впервые на сцену Большого театра Ольга Лепешинская вышла в 10 лет, а уже в 16 танцевала Фею Драже в Щелкунчике. В 1933 году одаренная выпускница балетного училища была принята в труппу сразу на позицию солистки, где исполнила главную партию в «Тщетной предосторожности». Успех благоволил юной балерине, вскоре она станцевала Аврору в «Спящей красавице» и спустя несколько лет получила партию Одетты-Одиллии, но, исполнив ее несколько раз, отказалась от не близкой ей по духу роли, что было беспрецедентно для мира балета. В военные годы, будучи уже прославленной танцовщицей, Ольга Лепешинская стала одной из первых артисток балета, выступающих на фронте. После ее самоотверженных военных гастролей Захаров специально для примы поставил балет «Золушка». Ее считают любимой балериной Сталина — за веселый, бойкий нрав и амплитудные прыжки вождь называл Лепешинскую «стрекозой».
Галина Уланова
Самая титулованная балерина СССР, танцовщица с улыбкой Моны Лизы — Галина Уланова. Примой Большого театра она стала уже будучи звездой Мариинки. На московской сцене Уланова танцевала всю возможную классику, была каноничной Одеттой-Одиллией, а вершиной ее драматического перевоплощения стала сцена безумия Жизели в одноименном балете.
Ее танец невозможно было разделить на техническую и эмоциональную составляющие — безупречно и одухотворенно было каждое движение. О перфекционизме замкнутой балерины слагались легенды, которые были недалеки от правды — она мало говорила и много работала, за что ее прозвали «великой немой». Мировую славу 46-летней Улановой принесло ее выступление на первых гастролях Большого театра в Лондоне в 1956 году.
Майя Плисецкая
Майя Плисецкая — икона русского балета, поднявшая мировые балетные стандарты на немыслимый прежде уровень. В юности она боготворила Уланову и сама ставила себе самую высокую планку, благодаря чему не уступала кумиру в перфекционизме и усердии. Выпускница Московского хореографического училища быстро стала получать сольные партии, а после ухода Улановой со сцены именно Плисецкая стала первой балериной Большого. После партии Одетты-Одиллии за ней окончательно закрепился звездный статус — о ней писали, говорили, ей подражали и в балете, и в жизни. Ее свободные руки и феноменальные пируэты и сегодня считаются образцовыми во всем мире. Именно в исполнении Плисецкой «Умирающий лебедь» стал выплывать из-за кулис спиной к залу, демонстрируя королевский размах своих «крыльев».
В 1959 году после гастролей по США балерина получила мировое признание. Позже специально для Плисецкой Альберто Алонсо поставил «Кармен-сюиту», а Морис Бежар — балет «Айседора».
Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы два раза в месяц получать письмо с самыми интересными материалами про балет!