Найти в Дзене
Лиля Санникова

Хрупкие шедевры

Героиня романа Елены Михалковой «Охота на крылатого льва» Виктория Маткевич прилетела на экскурсию в Венецию. В отеле «Эдем» «в холле, пока девушка за стойкой занималась её паспортом, Вике бросилась в глаза витрина у дальней стены. В ней скупо сияли, освещённые специальными лампами, стеклянные птички размером с кулак. А над птичками возвышалась ваза дивной красоты, словно созданная из застывшей радуги. – Муранское стекло! … Обстановка отеля, по мнению Вики, была из разряда «бедненько, но чистенько», однако с вкраплениями вопиющей роскоши. С потолка свисала огромная люстра удивительной формы. Больше всего люстра походила на прозрачных змей, собранных в пучок. – Тоже муранское стекло? – Вика указала на потолок. – Си! Восемнадцатый век!- Синьор Иланти рассказывал … о великолепном стекле, секрет которого мастера с острова Мурано хранили долгие годы. Они сделали круг и вернулись к витрине с вазой. Цветные струи, перетекающие друг в друга, завораживали. – Она продаётся? – спросила Вика. – Х
Богемское стекло
Богемское стекло

Героиня романа Елены Михалковой «Охота на крылатого льва» Виктория Маткевич прилетела на экскурсию в Венецию.

В отеле «Эдем» «в холле, пока девушка за стойкой занималась её паспортом, Вике бросилась в глаза витрина у дальней стены. В ней скупо сияли, освещённые специальными лампами, стеклянные птички размером с кулак. А над птичками возвышалась ваза дивной красоты, словно созданная из застывшей радуги. – Муранское стекло! … Обстановка отеля, по мнению Вики, была из разряда «бедненько, но чистенько», однако с вкраплениями вопиющей роскоши. С потолка свисала огромная люстра удивительной формы. Больше всего люстра походила на прозрачных змей, собранных в пучок. – Тоже муранское стекло? – Вика указала на потолок. – Си! Восемнадцатый век!- Синьор Иланти рассказывал … о великолепном стекле, секрет которого мастера с острова Мурано хранили долгие годы. Они сделали круг и вернулись к витрине с вазой. Цветные струи, перетекающие друг в друга, завораживали. – Она продаётся? – спросила Вика. – Хозяин оживлённо закивал, назвал цену и уставился на гостью, будто говоря: Вам сразу завернуть, или после ужина возьмёте? Вика сглотнула. Нет, ей, конечно, было понятно, что муранское стекло дешёвым не будет. Но внутренняя жаба от названной суммы хрипло квакнула и потеряла сознание. – Боюсь, я не ношу с собой столько,– пробормотала она. Хозяин секунду смотрел на неё, потом захохотал…. Отсмеявшись, он похлопал Вику по плечу. – У синьоры хорошее чувство юмора! Я сделаю вам скидку за проживание! Пять процентов! Вика принялась благодарить, но итальянец снисходительно улыбнулся… ».

Муранское (венецианское) стекло, которое отличалось абсолютной прозрачностью, богатством красок, разнообразием декоративных деталей, считается самым лучшим в мире. Кроме традиционных форм, мастера изготовляли сосуды в виде цветов, живописных птиц, гондол, колоколен. Венецианская республика особенно активно торговала со странами Востока и Запада. Одним из предметов торговли было муранское стекло. Получая от продаж немалую прибыль, Венеция всячески стремилась держать в тайне секреты его производства. Разглашение технологии каралось тюрьмой или смертью. Наверное, это было излишним, потому что стеклодувы и так мало жили из-за ядовитых веществ, применяемых в производстве.

В 17 веке мода на муранское стекло проходит, Европа отдаёт предпочтение гранёному богемскому. Случилось так, что некоторые мастера из Венеции переселились в другие страны Европы, в том числе в Чехию, и богемские стеклодувы узнали многие тайны. Они улучшили состав сырья, заменив соду карбонатом кальция, полученного из древесной золы. Изделия стали более прочными, а стенки сосудов толще. Состав имел зеленоватый оттенок, поэтому назывался «лесным». Затем мастера стали добавлять оксид свинца, богемское стекло получило особую прозрачность, блеск и сияние. Они уже не подражали заносчивым венецианцам, а стали с ними соперничать. А когда у мастера Мюллера получилось выплавить прозрачный состав необыкновенной искристости, чистоты и отличавшийся цветными переливами, весь мир заговорил о «богемском стекле». Стекло фабрик, работающих в других областях Чехии, называют чешским. И чешское, и богемское стекло считается хрусталем. Умельцы всегда берегли свои традиции. До сих пор некоторые операции делаются только вручную – шлифовка, позолота, огранка. Ежегодно создаются десятки миллионов качественных изделий непреходящей красоты, потрясающего изящества. Из-за высокого содержания оксида свинца (25%) стенки сосудов толстые, на свету видны скопления радуг.

-2

В 1895 году из Богемии в Австрию переселилась семья потомственных огранщиков богемского стекла Сваровски, прихватив с собой рецепты выплавки бесценного хрусталя. Это продукцией их потомков – дорогущими и модными стразами Сваровски– заполнены многочисленные киоски в международных аэропортах. Но в кристаллах нет природного хрусталя, это полностью искусственные изделия. Однако стекло Сваровски активно использовали в поставках гитлеровской армии качественной военной оптики: бинокли, буссоли (вид компаса), дальномеры, прицелы и очки.

Ведущая программы «Идеальный ремонт» Наташа Барбье частенько ездила в Италию за люстрами из муранского стекла для нового интерьера отремонтированных квартир. Хотя в недавнем советском прошлом было за счастье повесить в «зале» люстру из нашего хрусталя, а наличие хрустальной посуды считалось признаком роскоши. Конечно, получить хрустальную статуэтку или вазу было приятно каждой женщине. Хлебосольные советские домохозяйки считали нерушимым принципом подать угощения гостям в хрустальной вазе, которые были намного красивее и изящнее тех, что делали из обычного стекла, содержащего меньше 4% оксида свинца. Хрусталь с оксидом свинца более 30%– продукт класса люкс. При лёгком стуке оно будет звенеть не меньше 4 секунд.

Советский хрусталь, российское стекло
Советский хрусталь, российское стекло

Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике наглядно можно убедиться в том, что стекло– один из древнейших материалов, созданных человеком, которое сопровождает нас в течение 5 тысячелетий, а изобретение стеклодувной трубки относится к числу великих открытий человечества. Крупнейшее собрание художественного стекла насчитывает 13 тысяч предметов. В основе коллекции – более 2000 изделий из хрусталя Гусевского завода, основанного в 1756 году знаменитым промышленником Мальцовым. С 1830 года этот завод стал производить «Царское» стекло, используя природный уран. Эти изделия выделяли радиацию, поэтому уже в советское время было рекомендовано хранить эти изящные зеленоватые вазы за стеклом, и запрещено класть в них пищевые продукты.

Урановое стекло
Урановое стекло

В стране в 1879 году насчитывалось уже 175 стекольных заводов, потому что в России богатые запасы сырья в виде тонкого речного песка, поташа (из золы растений), поваренной соли, извести, а также сравнительно небольшая энергопотребность стекольного производства. Для окрашивания стекла применялись окись меди (зеленый цвет), серы и угля (желтый цвет), марганец (фиолетовый), окись железа (дымчато-желтый цвет). Первый завод был создан в далеком 1635 году в пустоши Духанино Дмитриевского уезда близ Москвы. Однако найденные при раскопках стеклянные бусы, которые были в большом почёте у славян, свидетельствуют о том, что в период с 10 по 12 век в Киевской Руси работали стекловарные мастерские. Но монгольское нашествие остановило развитие ремесла на несколько столетий.

Великий М. В. Ломоносов ставил опыты по получению цветного и более прочного стекла на Усть-Рудницком заводе, производящем смальту, бисер, стеклярус, мозаичные портреты. Большой художественный интерес представляют стёкла в церкви Покрова Богородицы в селе Покровском в Филях. О долговечности цветной стеклянной мозаики свидетельствует внутренняя отделка Исаакиевского собора в Петербурге, площадью 593 квадратных метров. В таком хрупком материале как хрусталь может быть воплощён даже самый смелый проект. Хрустальных дел мастера создают шедевры, творя вечную красоту тонких стеклянных граней.

Хрусталь светился незаметно

Во мраке комнаты ночной.

В шкафах стоял он повсеместно,

И днём сверкал такой родной.

В его искристых завитках

Души увидим мы порывы,

А сколько было мастерства

В творенье из песка и пыли! ( Гафин Иван)