Позавчера в комментариях к рассказу "Страховка" у меня спросили, какой-такой подвиг совершил Феофан Первый, как он "спас Ленку". Я этой истории не знала, специально позвонила Юле. Так что вся дальнейшая история только со слов её мужа Гриши:)
Дворы в Якутске в советское время были как под копирку: огороженные невысоким металлическим заборчиком площадки между двух КПД-шек, на которых располагались железные лесенки а-ля «шведская стенка», турник, пара-тройка железных же качелей, песочница с небольшим домиком, если повезет, то небольшая карусель, и она – Её Величество Горка.
Горки тоже были преимущественно железные, я уже писала рассказ, как прилипла языком к такой вот железной горке (история здесь). Был у этих горок существенный недостаток – зачастую они были не единые литые, а из железных листов, наложенных друг на друга. Помню, вышла гулять с Яной в родительском дворе, решила проехаться с такой горки. На мне была юбка модного тогда фасона «годе», довольно длинная. И вот я поехала, фалда моей юбки угодила как раз на стык таких листов… Висела я довольно долго, во дворе никого не было, кричать было стыдно, внизу горки растерянно бегала маленькая дочка. Хорошо, мужик какой-то вышел, увидел меня и отцепил, правда, долго смеялся, но всё же.
Двор, в котором вырос Гриша, был точно таким же. Дети тогда выходили гулять самостоятельно уже с трёх лет, некоторые и того раньше. С самого утра во дворе копошились дети всех возрастов, сначала те, кто помладше, к обеду – вернувшиеся из школ младшеклассники, а к вечеру уже носились разновозрастные дети от 3 до 15.
Кода написала, что двор был «таким как все», я была неправа. Нет, в этом дворе был Кот, именно так, с большой буквы. Звали кота Феофан, был он обычным полосатиком, каких много на свете. Отличали его повышенная независимость, достаточно свирепый нрав и удивительная способность отличать «своих» от чужих. Двор был большой, две пятиэтажки, 80 квартир в одном доме и столько же в доме напротив. Если по двору проходили жильцы, Феофан на них внимания не обращал. Но вот стоило только появиться чужаку – кот, шипя и выгибая спину, какими-то странными боковыми прыжками приближался к незнакомцам, пугая некоторых из них до полуобморока.
Феофан не был бездомным, у него были хозяева - старички, живущие на первом этаже. Я часто упоминаю, что в Якутске дома стоят на сваях, да еще и первый этаж является техническим, поэтому первый, считай, как нормальный второй с половиной. Тем больше было восхищение котом, который ладно выходил с балкона, но ведь еще и заходил тем же путём! И это при том, что под окнами не было никаких деревьев. Гриша всегда, открыв рот, наблюдал за ловким Феофаном, мастерски забирающимся на балкон по каменным выступам кладки техэтажа.
Кроме людей, Феофан знал и всех собак, живущих во дворе. По словам Гриши, собаки тоже знали нахального кота и даже откровенно побаивались, предпочитали обойти стороной скамейку, которую облюбовал Феофан. Был случай, когда зашедший в их двор чужой мужик с овчаркой увидел кота и решил натравить на него свою собаку. Феофан, увидев чужаков, тут же встал в боевую позицию, распушился и яростно зашипел. Овчарка притормозила, подумала, развернулась и потрусила вон со двора, таща за собой удивлённого хозяина. Местные ребятишки, среди которых был и Гриша, в восторге обступили кота, а тот, не обращая ни на кого внимания, сел с гордым видом, мол, подумаешь! Я и медведя могу прогнать!
В один из дней во дворе произошло ЧП. Было холодно, потому дети, выходившие погулять, скоро уходили обратно домой. Двор, как это ни странно, оказался почти пуст, только Феофан сидел на своей скамейке, да маленькая Леночка каталась с горки. По причине прохлады на Лене был длинный полосатый шарф, колыхание которого привлекло внимание кота. Он подошёл поближе к горке, как будто присматривался, стоит ли поохотиться на это что-то, трепыхающееся на ветру?
Лена в очередной раз забралась на горку, поехала вниз и тут кончик её шикарного шарфа попал ровно в стык между двумя железными листами горки. Девочка оказалась в прямом смысле повешенной. Она даже кричать не могла, только колотила ногами по горке, с каждым ударом всё тише. Много ли нужно, чтобы случилось страшное? И оно бы случилось, если бы не Феофан. Всегда молчаливый, кот истошно заорал на весь двор, привлекая внимание людей, тех, кто волей счастливого случая оказался в тот момент на балконе. В начале 80-х балконы в Якутске почти никто не стеклил, и потому крик кота услышали многие. Те, кто сообразил, что происходит, прямо в чём были, кинулись во двор. Лену спасли, потом врачи сказали, что «ещё чуть-чуть и последствия были бы необратимы, если бы девочка осталась жива, то только овощем, мозг умер бы». Гриша крепко запомнил эти слова, для него и других детей прошедшая рядом Смерть стала огромным потрясением:
- Я ведь тогда о смерти не задумывался, казалось, что буду жить вечно. А тут – всего полшага до неё, и кто, маленькая девчонка, не помню, то ли 4 ей было, то ли 5!
Поздно вечером в дверь хозяев Феофана позвонили. Старички с опаской подошли, прислушались, потом робко спросили:
- Кто там?
- Это я, Серёга. Я к Феофану.
Голос соседа с третьего этажа, отца Леночки, был узнан, потому двери были открыты со вздохом облегчения:
- Ты чего так поздно? И зачем тебе наш кот?
Серёга был чуть подвыпивший после перенесенного стресса, в руках у него был какой-то свёрток. Немного смущаясь, он сказал:
- Поблагодарить хотел, за Ленку. Дочка у меня единственная, если бы не ваш кот, - он махнул рукой, - Даже представлять не хочу!
В этот момент в коридор важно выплыл Феофан, по случаю находившийся дома. Серёга присел на корточки, протянул руку и на полном серьёзе сказал:
- Спасибо, братан! Я тут тебе принёс в благодарность…
Когда сосед ушёл, старики заглянули в принесённый сверток и ахнули: там лежало не меньше 2 кг отборной печёнки. Те, кто помнит дефицит начала 80-х, поймут. Надеюсь, котику хоть немного, но досталось😊