Протянуть железнодорожную линию от берега Лены в районе Якутска до Магадана — давняя идея. Однако в скором будущем этот масштабный проект может быть наконец реализован. К 2022 году должны определиться с вариантом маршрута и подготовить соответствующее предложение, о чем стало известно в конце этого лета.
Рождение долгостроя
Строительство стальной магистрали, объединяющей Якутию и Магаданскую область, обсуждают уже более ста лет, но пока «железку» удалось довести лишь до станции Нижний Бестях. Укладывать путь от Нерюнгри в северном направлении начали в 1985-м, и к 2004 году дотянули до Томмота. Проект после распада СССР осуществлялся в непростых обстоятельствах: ввиду нехватки средств работы неоднократно замедлялись или полностью останавливались.
Весной 2005 года строительство продолжили до Нижнего Бестяха. В этот раз вновь не обошлось без трудностей. С 2007 года из-за задержки финансирования проект серьезно затормозился. Но позднее ситуация стабилизировалась, и, нарастив темпы, к 2011 году от станции Томмот из намеченных 439 км было уложено около 85%.
Полностью завершить линию предполагалось к концу 2012-го. Власти Якутии тогда заявляли, что после сдачи объекта в эксплуатацию необходимо сразу же продолжить укладку пути на восток — от Нижнего Бестяху до Магадана. Эта линия уже была обозначена в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года и считалась перспективной.
Дальневосточные чиновники отмечали, что компании и отдельные специалисты, участвующие в строительстве участка Томмот – Нижний Бестях, уже имеют серьезный опыт работы в условиях Севера. Поэтому вполне логично, если тем же составом будет начат новый проект — линия Нижний Бестях – Магадан протяженностью около 1,8 тыс. км. Реализовать его планировалось за десять лет, строя примерно по 200 км в год.
Но вначале не удалось вовремя запустить строящуюся дорогу — из-за конфликта заказчика с генподрядчиком во временную эксплуатацию линию сдали лишь летом 2014-го, а в постоянную — только в июле 2019 года. А в 2018-м Минэкономразвития РФ не пропустило проект магистрали на Магадан из-за отсутствия технико-экономических показателей. В ведомстве отметили, что инициатива стоит больших денег (по разным оценкам — около 500 млрд руб.) и существует серьезный риск обрести один из самых крупных долгостроев.
И все же — на Магадан
Казалось, Нижний Бестях надолго останется тупиковой станцией. Но уже в следующие годы ряд чиновников начал выступать с заявлениями о необходимости строительства железной дороги к берегам Охотского моря. В частности сенатор Совфеда РФ Анатолий Широков летом 2020 года говорил о необходимости этой магистрали, отмечая, что от ее наличия зависит будущее Колымы.
С этим соглашался и глава РЖД Олег Белозеров, подчеркивая, что появление линии в регионе поспособствует освоению новых месторождений полезных ископаемых. Он заявил, что компания изучает этот вопрос и в дальнейшем планирует провести дополнительные исследования по общим техническим решениям.
Летом 2021-го стало известно, что рассматривается шесть возможных вариантов маршрута. До конца года, основываясь на итогах проведенной экспедиции, специалисты из АО «Институт экономики и развития транспорта» должны решить, где пройдет дорога, в каких населенных пунктах нужно строить станции и сколько будет стоить подобный проект.
В Стратегии РЖД, опубликованной более десяти лет назад, линию планировалось провести от Нижнего Бестяху до Магадана через с. Мегино-Алдан, п. Усть-Нера и Момский район Якутии. Но по той схеме основная линия идет дальше на Чукотку, а ветка длиной 785 км — на Магадан. По большей части путь проходит вдоль автодороги Р-504 (Колыма).
Среди шести ныне рассматриваемых вариантов два считаются приоритетными: как раз тот, что подразумевает строительство стальной магистрали параллельно действующей автомобильной дороге и идущий на одном из участков не через Усть-Неру, а южнее, мимо с. Томтор. Уже через несколько месяцев должны быть обнародованы результаты и представлен окончательный вариант. По заявлению РЖД, проект может быть реализован до 2035 года.
Читайте: В Сибири возобновят проект железнодорожной ветки, которая в будущем должна связать Транссиб и Севсиб