Найти тему
Книжные тропинки

Отзыв о фильме «Птичий короб» (2018): когда душа слепа, а страхи видят

Оглавление

Информация об экранизации романа «Птичий короб» Джоша Малермана не стала для меня удивительной, но поставила в некоторый тупик: как они будут это снимать? Благоразумно рассудив, что лучше подождать отзывов, я не стала смотреть фильм в 2018 году. Однако все мои сомнения оказались ошибочными. Создатели картины нашли способ показать историю, в которой герои больше не могут видеть окружающий мир и, конечно же, ставка была сделана на жанр постапокалипсис.

Фильм режиссёра Сюзанны Бир «Птичий короб» (англ. «Bird Box»): жанры — драма, мистический триллер, психологический триллер, научная фантастика (постапокалипсис), социальная фантастика (антиутопия), психологические ужасы, лавкрафтианский хоррор; длительность — 124 минуты (2:04 часа); дата выхода — 2018 год; страна — США. Актёрский состав: Сандра Буллок, Треванте Роудс, Джон Малкович, Сара Полсон, Джеки Уивер, Роза Салазар, Даниэль Макдональд, Лил Релл, Том Холландер, Машин Ган Келли. Возрастное ограничение — с 18 лет.
Фильм режиссёра Сюзанны Бир «Птичий короб» (англ. «Bird Box»): жанры — драма, мистический триллер, психологический триллер, научная фантастика (постапокалипсис), социальная фантастика (антиутопия), психологические ужасы, лавкрафтианский хоррор; длительность — 124 минуты (2:04 часа); дата выхода — 2018 год; страна — США. Актёрский состав: Сандра Буллок, Треванте Роудс, Джон Малкович, Сара Полсон, Джеки Уивер, Роза Салазар, Даниэль Макдональд, Лил Релл, Том Холландер, Машин Ган Келли. Возрастное ограничение — с 18 лет.

Сюжет фильма «Птичий короб»

Фантастический триллер разворачивается в двух временных линиях: пять лет назад, когда случилась глобальная катастрофа, поставившая человечество на грань вымирания, и некое настоящее время, где Мэ́лори Хэ́йз (Сандра Буллок) с двумя малышами (Джулин Эдвардс и Вивьен Лира Блэр) вынуждена отправиться в путь по горной реке вслепую. Даже теперь, всё ещё остаётся загадкой истинная природа зловещего явления, охватившего планету, наверняка известно лишь одно — чтобы сохранить разум и жизнь смотреть нельзя.

Мэлори была одной из немногих, кто предчувствовал наступление тёмного во всех смыслах будущего, видя его пугающие очертания в своих ночных кошмарах. Правда, липкий страх одиночества и тоски она связывала тогда исключительно с неожиданной беременностью, напугавшей её — вольную художницу, не привыкшую нести ответственность ни за кого, кроме себя. В день, на который было запланировано посещение гинеколога, к Мэлори приехала старшая сестра Джессика (Сара Полсон) и вместе они отправились в клинику. Однако долго терзать себя вопросом, отдать ребёнка в более надёжные чужие руки или нет, ей не пришлось. Таких рук больше не осталось: люди вдруг повсюду начали сходить с ума, яростно нанося себе смертельные раны и увечья, подрывая автомобили вместе с собой и родными, а потом и Джес на её глазах бросилась под автобус.

В хаосе разразившейся эпидемии суицида какой-то мужчина помог Мэлори укрыться в доме на окраине шоссе. Вместе с ними, то же самое сделали ещё шесть человек, а спустя несколько дней к группе затворников присоединилась Олимпия (Даниэль Макдональд), которая, будучи, как и Мэлори беременной на пятом месяце, рискнула отправиться на поиски других выживших в своём районе города. Но на этом везение добровольных пленников каменного особняка закончилось: в попытке найти способ посмотреть на монстров погиб Грэг, во время вылазки в ближайший супермаркет за провиантом — Чарли. В конце концов, после ряда трагических событий остались лишь Мэлори, двое новорождённых детей и Том (Треванте Роудс). Постоянно меняя убежища, им удалось продержаться ещё четыре года, прячась как от таинственных существ, так и от тех, кто, посмотрев на них, стал одержим. Когда же погиб и Том в схватке со зрячими безумцами, Мэлори решается на отчаянный шаг — отправиться вниз по реке к лесному убежищу, где, вроде бы есть люди, сохранившие рассудок. Двадцать миль в ненадёжной лодке с завязанными глазами, полагаясь исключительно на слух и трёх птиц в коробке, чувствующими появление зловещего нечто.

Особенности, главная тема, символизм и объяснение фильма «Птичий короб»

Мэлори Хэйз (Сандра Буллок) с детьми (Джулин Эдвардс и Вивьен Лира Блэр).
Мэлори Хэйз (Сандра Буллок) с детьми (Джулин Эдвардс и Вивьен Лира Блэр).

Жанр постапокалипсиса я условно делю на две категории в зависимости от того, что является сюжетообразующим элементом книги или фильма: первая — это истории-катастрофы с яркими спецэффектами и масштабными сценами разрушений, вторая — это истории-драмы о людях с их страхами и болью утрат на фоне исчезающего мира. Роман Джоша Малермана «Птичий короб» (2014) относится ко второй категории: апокалипсис в нём играет роль своеобразного «усилителя», который позволяет громче звучать чувствам и мыслям главной героини. Однако автор не даёт прямого объяснения: что случилось, кто напал и зачем? Продолжение на тот момент ещё не было анонсировано («Мэлори», 2020), а потому логично, что у создателей фильма «Птичий короб» (2018) появился огромный соблазн поставить против каждого из этих вопросов жирную точку. Но в итоге и они приняли решение сделать недосказанность главной особенностью сюжета. Таким образом, фокус картины вновь оказался направлен на эмоционально слабую, закомплексованную женщину, изначально неготовую стать ни матерью, ни лидером, ни спасателем, и всё же вынужденную примерить на себя сразу все эти роли. Сумеет ли она справиться? Вот основной вопрос. Потому фундаментальная тема «Птичьего короба»это становление личности, которой приходится действовать наперекор своему «я».

Главная героиня Мэлори в начале фильма предстаёт замкнутой, внутренне холодной, рациональной женщиной. Она не видит смысла в общении с людьми, практически не выходит на улицу. Зачем? Всё необходимое можно заказать через курьера. По сути, «свободолюбивая» художница обитает в четырёх стенах, «наслаждаясь» изоляцией, не желая видеть красок мира, не стремясь открываться для настоящей любви и новых впечатлений. Её характер сформировался в результате тяжёлого детства рядом с деспотичным отцом, а потом его, образно говоря, заменил наступивший апокалипсис. И Мэлори вновь сосредоточилась на банальном выживании, где нет места тёплым чувствам, даже к собственным детям, которых она умышленно зовёт Мальчик и Девочка. В наречении ребёнка есть определённый символизм, дать имязначит подпустить к себе, к своему сердцу. Но Мэлори знает, сделай она это и ей не выжить, потому что любовь способна убивать, так же безжалостно, как и то, что захватило мир снаружи.

Апокалипсис и монстрыэто ещё два важных символа, несущих глубокую смысловую нагрузку. В числе их значений: слепота и страх. Как они связаны? С точки зрения психосоматики слепота, как правило, базируется на одной из трёх проблем личности: нежелание видеть будущее, окружающую действительность или себя, свои недостатки (ложные установки здесь: не вижу — значит, этого нет, я в безопасности, со мной всё хорошо). Мэлори упорно не хочет расставаться со своими детскими страхами, цепляется за них как за спасательный круг: она боится доверять, боится надеяться, боится любить. Потому внешний мир как бы даёт ей возможность продолжать существовать в уже привычном и очень удобном «коробе» (по аналогии с Беликовым из рассказа «Человек в футляре» А.П. Чехова или рыбёшкой из сказки «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова-Щедрина). Но однажды правила меняются и Мэлори оказывается вынужденной отправиться в путь, трижды становясь перед сложнейшим выбором: во-первых, ей приходится поверить на слово Рику, что тот не фанатик и говорит правду о Святилище, во-вторых — не потерять надежду на спасение, когда лодка разбилась, а дети оказались в холодной воде, в-третьих — открыть Девочке своё сердце, сказать ей открыто о любви, когда та заблудилась в лесу и не пожелала больше отзываться. Лишь пройдя через все три испытания, Мэлори становится другим человеком, и последний эпизод фильма это наглядно иллюстрирует: сперва женщина даёт имена детям и отпускает их играть (избавляется от страхов), а затем освобождает птиц (свои настоящие чувства), окончательно разрушая этим символичным действом невидимую стену, которую выстроила вокруг себя. Если концовку рассмотреть через нравственно-философскую призму, то смысл (идея) картины заключается в том, что вера, надежда и любовь это не слабости, а три мощные и вполне действенные силы, способные в тяжелейшие моменты помочь сохранить жизнь и рассудок.

Учитывая концепцию фильма, становится понятно, чем руководствовались сценарист и режиссёр, оставив монстров за кадром. Страх — по своей природе иррационален, человек испытывает его лишь тогда и до тех пор, пока источник и причина этого чувства остаются неизвестными. Если героине по сюжету требуется побороть своих внутренних «монстров», задача апокалипсиса — усилить её страхи, довести их до предела. А этого можно добиться, если подключить самый мощный из них, способный лишить самообладания любого — страх неизвестности, и чем дольше он длится, тем сильнее будет эффект его воздействия на конкретного персонажа и зрителя. Потому, несмотря на значительное количество простейших бытовых сцен, мелькающих на экране, атмосфера фильма великолепно удерживает двухчасовой хронометраж в диком напряжении.

Ещё один несомненный плюс экранизации — великолепная игра актёров, сумевших точно уловить и передать психологию героев в крайне нетипичных обстоятельствах. Особенно хочется выделить Сандру Буллок в роли женщины с замашками отставного военного, и Джона Малковича в образе деспотичного Дугласа.

Различия между фильмом «Птичий короб» и одноимённой книгой Джоша Малермана

Отличия фильма «Птичий короб» Сюзанны Бир от романа Джоша Малермана.
Отличия фильма «Птичий короб» Сюзанны Бир от романа Джоша Малермана.

Если не брать в расчёт фокус истории, то основная сюжетная линия в фильме не отличается от романа, точно так же практически один в один совпадают и их финалы. Изменения затронули лишь героев, да отдельные эпизоды, которым была придана чуть большая динамика и саспенс. Итак:

  1. В романе «Птичий короб» Мэлори двадцатилетняя девушка. По фильму главная героиня женщина средних лет, которую сыграла на тот момент 54-летняя Сандра Буллок.
  2. Старшая сестра МэлориШеннон у Джоша Малермана покончила с собой в ванной комнате, заколовшись ножницами. В экранизации она (уже Джессика) бросилась под автобус.
  3. По сюжету книги Мэлори отправилась в дом на Ривербридж, узнав о нём из объявления в газете, а в фильме все обитатели дома собрались вместе практически одномоментно, после эпидемии суицида на трассе. При этом состав героев разный. В литературной версии это: Том, Дон, Джулс, Феликс, Шерил и Олимпия, а на экране: Том, Дуглас, Грэг, Чарли, Люси, Феликс, Шерил и Олимпия. Кроме того, светло-русого, голубоглазого Тома сыграл чернокожий актёр, а молодую женщину Шерил пожилая актриса. Наконец ещё обитателями дома у Джоша Малермана были три собаки: бордер-колли по кличке Виктор и две лайки.
  4. У Мэлори из книги не было с собой пистолета, потому сцена с безумцем на реке выглядит иначе. Кроме того, в фильм, к большому сожалению, не вошли эпизоды с бойней птиц в небе и нападение волков на главную героиню с детьми. Они очень эффектные!

Рекомендации к просмотру

Хоррор-драма «Птичий короб» — это крепкий представитель жанра постапокалипсис. Фильм напряжённый, пугающий, завораживающий, даже несмотря на тот факт, что сюжет его довольно прост, а большинство ходов можно легко предугадать. В нём есть своя толика оригинальности и неповторимого лавкрафтианского хоррора. По атмосфере он близок к лентам «Явление» Найта Шьямалана и «Тихое место» Джона Красински, так что если подобное кино вам нравится, то и «Птичий короб» однозначно придётся по душе.

Оценка: 5/5

Интересное по теме

Дзен | Телеграм | ВКонтакте | Поддержать канал