Формат торговли сухофруктами имеет ряд преимуществ. Для сухофруктов не существует проблем со сроками годности, при этом на такой вид продукции сохраняется довольно высокая наценка
Предисловие
Непаханое поле для владельца магазина сухофруктов и с точки зрения развития дополнительных направлений - от реализации мёда и снеков в самой торговой точке до самостоятельного производства сухофруктов. Добавим к этому растущую в последние годы популярность здорового образа жизни и растущий спрос на полезные продукты - и получим довольно привлекательный формат для инвестиции суммы в полмиллиона рублей, которая еще и окупится в довольно сжатые сроки
Поэтапная организация
Этап первый
Выбор помещения
Для старта торговли сухофруктами подойдет как нестационарный торговый объект на рынке (например, ларек или выделенное торговое место с прилавком), так и стоящий отдельно небольшой магазин. Даже в таком случае вам будет достаточно торговой площади в 20-25 квадратов.
Стоимость аренды как отдельно стоящего магазина с хорошим пешеходным трафиком, так и торгового места на рынке примерно сопоставима и составляет порядка 50 000 – 60 000 рублей, если мы говорим о крупном городе-миллионнике.
При прочих вариантах отдельное помещение все же предпочтительнее, с точки зрения того, что у вас будет больше места под выкладку товара и возможность параллельно продавать сопутствующие товары.
Еще один популярный формат торговли сухофруктами - островок ТЦ площадью в несколько квадратов. В таком случае товарный ассортимент включает также орехи всевозможных видов. Размещаются такие точки в непосредственной близости от якорных арендаторов, а именно - возле продуктовых гипермаркетов. Стоимость аренды сильно варьируется от раскрученности самого ТЦ.
Этап второй
Создание ассортимента
Наибольшей популярностью в России пользуются следующие сухофрукты:
- Курага;
- Изюм;
- Чернослив;
- Сушеные яблоки;
- Сушеные сливы;
- Финики.
Эти 6 категорий товаров - must have для любого небольшого магазина , занимающегося продаже сухофруктов. Однако мы рекомендуем расширить ассортимент за счет чуть менее известных, но при этом не менее вкусных и полезных позиций: например, цукатов из папайи и ананаса, вяленой вишни, сушеного барбариса, сушеных долек арбуза и дыни, урюка (абрикосов с косточкой, которые высушиваются еще на дереве).
Этап третий
Закупка ассортимента
Как правило, объемы магазина, реализующего сухофрукты, не настолько существенные, чтобы выходить непосредственно на крупных поставщиков. Большинство владельцев небольших магазинчиков и торговых точек на рынках закупают продукцию на оптовых продуктовых базах, имея неплохой дисконт за счет покупки мелкого опта.
Для формирования полноценного ассортимента магазину сухофруктов средней руки необходимо закупать товара примерно на 200 000 рублей в месяц.
В случае, если вы поймете, что бизнес активно растет, можно расширить количество торговых точек до 5 штук в различных районах города. При сумме закупок порядка 1 000 000 рублей в месяц уже будет целесообразно работать не с посредниками на оптовых базах, а непосредственно закупать товар у производителей.
Причем необязательно, что это будут российские производства. За последние несколько лет наблюдается серьезный прирост импортных поставок на российский рынок сухофруктов. Например, согласно данным аналитиков этого рынка, за период с 2016 по 2019 год ввоз этих продуктов в нашу страну вырос на 34,1 тысячи тонн.
Маркетинговое агентство ROIF Expert утверждает, что рынок импорта сухофруктов в РФ поделен между пятью странами - это КНР, Узбекистан, Иран, Турция и Чили.
Наконец, при наличии хорошего рынка сбыта можно задуматься и о собственном небольшом производстве сухофруктов, благо этот процесс достаточно простой и не сильно трудоемкий.
Не забываем также про расширение ассортимента путем продажи меда и орехов - это позволит получать дополнительную прибыль с магазина.
Этап четвертый
Мебель и оборудование
Если покупать торговую мебель для магазина сухофруктов с нуля, сумма затрат составит порядка 50 000 рублей. Однако ничего не мешает вам поискать подержанные витрины, прилавки и стеллажи на досках объявлений наподобие “Авито” или “Юлы” - в таком случае можно уложиться в 20 000 – 25 000 рублей на старте.
Также желательно укомплектовать магазин ролл-ставнями - на их производство и установку уйдет порядка 20 000 рублей. На покупку кассы и весов уйдет еще 10 000 и 5 000 рублей соответственно.
Этап пятый
Документы
Для регистрации магазина сухофруктов оптимальным вариантом станет открытие ИП, работающего на упрощенной форме налогообложения. В таком случае предприниматель заплатит налогов на 6% от общей суммы доходов или 15% от разницы дохода и расхода.
Этап шестой
Поиск персонала
Для организации продаж в магазине сухофруктов достаточно будет двух продавцов, которые станут работать по графику 2/2. Уровень их дохода формируется из небольшой окладной части (порядка 10 000 рублей) + бонусной составляющей, зависящей от объема продаж. Средний уровень ФОТ на каждого продавца - порядка 25 000 рублей. Основные требования - доброжелательность по отношению к клиентам, честность, ответственность. Как правило, оптимальный вариант кандидатуры - женщины за 40 лет с опытом работы в розничных продажах.
Этап седьмой
Реклама
Несмотря на то, что основной упор при открытии магазина сухофруктов делается на розничные продажи, можно активно развивать также онлайн-направление.
- Соцсети. Например, создать небольшой интернет-магазин и заняться продвижением своих аккаунтов в социальных сетях (к примеру, взять “ВКонтакте” и “Инстаграм”). Рекомендации для ведения аккаунтов SMM - регулярные и частые посты на тему реализуемых товаров, качественный контент (не поленитесь, проведите пару профессиональных фотосессий продукции и довольных клиентов), положительные отзывы блогеров (особый упор можно сделать на тех, кто специализируется на здоровом образе жизни и правильном питании).
- Сайт и контекст. По затратам создание небольшого продающего сайта-магазина обойдется в 8 000 – 10 000 рублей. Сухофрукты можно продвигать через рекламу в “Яндекс.Директ” и Google Adwords, заложив бюджет в 10 000 – 15 000 рублей в месяц. Это позволит генерировать новый поток лидов на товары. Доставку можно организовать через популярные курьерские компании, наподобие СДЭК, ПЭК или DPD. По городу можно доставлять заказы своими силами либо через курьеров агрегаторов.
- Скидочная система. Для постоянных клиентов в офлайне можно продумать систему скидок - при наценке в 100% на рентабельности не сильно скажется скидка в 5-10%, а клиенты в итоге будут довольны.
Затраты и прибыль
Преимуществом магазина сухофруктов в том, что на старте бизнес потребует не так уже много вложений. Давайте перечислим основные из них.
Стартовые вложения:
- Закупка товара (80% сухофрукты, 20% - орехи, мед и другие сопутствующие товары) - 200 000 рублей;
- Аренда магазина либо торгового павильона на рынке 60 000 рублей + гарантийный платеж за последний месяц аренды (залог) - 60 000 рублей;
- Затраты на зарплату персоналу (2 продавца) - 50 000 рублей;
- Закупка торгового оборудования - 50 000 рублей;
- Покупка кассы - 10 000 рублей;
- Покупка весов - 5 000 рублей;
- Вывеска, штендер - 30 000 рублей;
- Реклама онлайн - 25 000 рублей;
- Затраты на открытие ИП через консалтинг - 3 000 рублей.
Итого: 493 000 рублей.
Наценка на товар при его продаже на рынке и в магазине составляет порядка 100 % и выше, поэтому размер ежемесячной выручки торговой точки составляет порядка 420 000 руб.
Вместо заключения
Магазин сухофруктов приносит наибольшую прибыль в период с октября по апрель, при этом в летний период наблюдается определенный спад. Этот фактор следует обязательно учитывать, открывая магазин сухофруктов - оптимальным временем для запуска бизнеса видится конец осени.