Это военное производство имело весьма мирное название – Иркутский завод радиоприемников имени 50-летия СССР. Однако 18 его цехов производили продукцию под грифом «секретно», и только два цеха выпускали качественные радиолы и радиоприемники.
Радиозавод был одним из крупнейших в Иркутске производственных объединений, на нем работало около десяти тысяч человек (точная цифра по понятным причинам не называлась). Там трудились уникальные специалисты – они могли разработать и запустить в производство многое – от доильного аппарата и электроплитки с электронным управлением до радиостанции на бронетранспортер.
Основной продукцией радиозавода была техника радиоуправления армейскими подразделениями, а также – средства радиоэлектронного противодействия (РЭП), призванные глушить эфирные частоты.
Эту историю я вспомнил после того, как недавно рассказал читателям нашего канала «Иркмотор» про знаменитый иркутский завод «Кедр», на рубеже 1980-1990 годов поставлявший свою высококачественную продукцию в пять стран. Но после смерти его директора предприятие #Кедр развалилось…
Подробнее про завод «Кедр» здесь
Иркутскому #радиозаводу также не суждено было пробиться сквозь волны рыночных отношений в конце 1990-х годов прошлого столетия. К 2000-м предприятия не стало, и оказалось, что его история тоже никому не нужна. Кроме немногих заводских старожилов.
Мне посчастливилось побеседовать с человеком, который полвека отдал родному заводу радиоприемников, в том числе 24 года в должности главного инженера предприятия. Рэм Михайлович Манн – интервью с ним я записал еще в 2007 году, когда он был в достаточно почтенном возрасте – 80 лет. Он прекрасно помнил, как все начиналось.
– В марте 1943 года я закончил ремесленное училище, и был отправлен на авторемонтный завод слесарем, – вспоминал Рэм Михайлович. - квалификацию набирал быстро. Тогда мне было всего 16 лет, но я мог уже самостоятельно делать капитальный ремонт автомобиля – двигателя, коробки, заднего моста, тормозной системы.
База располагалась в предместье Марата и занималась ремонтом автомобилей. Но не тем, что делают в нынешних автосервисах, устраняя последствия заурядных уличных дорожно-транспортных происшествий. Шла тяжелая война, и в Иркутск привозили разбитые военные грузовики прямо с фронта – без моторов, кабин, мостов.
А к концу войны приступили к сборке американских «Студебеккеров», которые приходили в виде машинокомплектов. Сборка автомобилей велась на простейшем конвейере, который установили на ремзаводе.
Вскоре автозавод переехал в новые цеха с настоящими автоконвейерами. И от сборки американских грузовиков там перешли на наши. В 1950 году иркутский автозавод начал серийную сборку автомобилей ГАЗ-51. И уже на следующий год вышел на проектную мощность – 50 автомобилей в сутки.
Но в 1952 году иркутского автозавода не стало...
Семь лет прошло после Великой Отечественной войны. Промышленность активно восстанавливалась и развивалась. Особо энергично – автомобильные предприятия, в том числе и Горьковский автозавод, который теперь и сам неплохо справлялся со сборкой своих автомобилей.
Зато радиопромышленности в стране фактически не было, а народному хозяйству так нужны радиоприемники. Хотя, если точно, то
в первую очередь были нужны именно радиостанции для армии.
Возможно, как раз это стало причиной появления в 1952 году очередного судьбоносного постановления Государственного комитета обороны о перепрофилировании иркутского автозавода.
И заводчане начали ломать свой автосборочный завод, возводя на его фундаменте завод радиоприемников.
– Рэм Михайлович, «ломать завод» – это вы условно?
– Нет, ломали по-настоящему. Там ведь такие огромные конвейеры были под потолок, как на нормальном автозаводе. Все это выносили и отправляли в металлолом. А затем на этом месте начали осваивать производство больших радиостанций на колесной базе – на ЗИЛах, на ГАЗах, на бронетранспортерах. До 50 радиостанций в месяц выпускали.
В 1990-е годы у иркутского завода радиоприемников, а затем производственного объединения «Восток», была попытка вернуться в автомобильную промышленность. Но все эти поздние попытки выпускать те же пожарные машины, оснащая серийные грузовики спецоборудованием, не развились даже до уровня мелкосерийного производства.
А потом не стало и самого радиозавода
– Развалить этот завод – невероятнейшая глупость всех чиновников – от областного уровня от самого верха, - заявил мне Рэм Манн, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов Знак Почета, почетный радист СССР. – На этом месте, в этих корпусах можно было создать замечательный автозавод, потому что все здесь приспособлено для того, чтобы изготавливать автомобили. Да и не только их.
Заводской инженерно-технический персонал имел очень высокую квалификацию. У нас был лучший в области инструментальный цех – 250 производственных рабочих, которые могли все. Даже авиационный завод нам заказывал пресс-формы. На заводе трудилось почти восемь тысяч иркутян.
Незадолго до этого моего интервью 80-летний Рэм Михайлович не удержался и съездил на завод, которому посвятил более 50 лет собственной жизни. Обошел всю территорию огромного когда-то предприятия, взглянул на развалины и оставшиеся цеха, которые в духе нынешнего времени уже начали обрастать сайдингом и превращаться в офисы и магазины.
– Вышел из проходной, – с улыбкой сказал он, – и со мной случилась настоящая истерика: стою и плачу.
Народ идет мимо, удивляется. А я ничего с собой поделать не могу. Больше я туда никогда не поеду...
В общем, печальная история. Друзья, а вы что думаете в ее контексте? Я лично знаю многих прекрасных инженеров-электронщиков, которых на рубеже 1980/1990-х просто выставили за ворота иркутского радиозавода. Но они сумели использовать и мастерски применить свои таланты в новой стране. Правда, это уже другие истории.
В публикации использованы фото из архивов автора и Р. М. Манна
Комментируйте, ставьте лайки и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ. Этим вы и нас поддержите и не пропустите новые публикации.
А еще вас могут заинтересовать эти наши публикации (жми на названия):