Найти тему
Иркмотор

Как секретный завод вдруг стал никому не нужен. А затем он превратился в рынок

Оглавление

Это военное производство имело весьма мирное название – Иркутский завод радиоприемников имени 50-летия СССР. Однако 18 его цехов производили продукцию под грифом «секретно», и только два цеха выпускали качественные радиолы и радиоприемники.

Радиозавод был одним из крупнейших в Иркутске производственных объединений, на нем работало около десяти тысяч человек (точная цифра по понятным причинам не называлась). Там трудились уникальные специалисты – они могли разработать и запустить в производство многое – от доильного аппарата и электроплитки с электронным управлением до радиостанции на бронетранспортер.

На радиозаводе выпускали до 50 больших радиостанций на колесной базе – на ЗИЛах, на ГАЗах, на бронетранспортерах.  Кузова для этих радиостанций, к примеру, на базе ГАЗ-51 строили в исправительно-трудовой колонии в соседнем Ангарске.
На радиозаводе выпускали до 50 больших радиостанций на колесной базе – на ЗИЛах, на ГАЗах, на бронетранспортерах. Кузова для этих радиостанций, к примеру, на базе ГАЗ-51 строили в исправительно-трудовой колонии в соседнем Ангарске.

Основной продукцией радиозавода была техника радиоуправления армейскими подразделениями, а также – средства радиоэлектронного противодействия (РЭП), призванные глушить эфирные частоты.

Радиоэлектронные глушилки и радиостанции иркутского производства на БТРах поставлялись в армию
Радиоэлектронные глушилки и радиостанции иркутского производства на БТРах поставлялись в армию

Эту историю я вспомнил после того, как недавно рассказал читателям нашего канала «Иркмотор» про знаменитый иркутский завод «Кедр», на рубеже 1980-1990 годов поставлявший свою высококачественную продукцию в пять стран. Но после смерти его директора предприятие #Кедр развалилось…

Подробнее про завод «Кедр» здесь

Иркутскому #радиозаводу также не суждено было пробиться сквозь волны рыночных отношений в конце 1990-х годов прошлого столетия. К 2000-м предприятия не стало, и оказалось, что его история тоже никому не нужна. Кроме немногих заводских старожилов.

Рэм Михайлович Манн, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов Знак Почета, почетный радист СССР. Фото Константина Куликова
Рэм Михайлович Манн, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов Знак Почета, почетный радист СССР. Фото Константина Куликова

Мне посчастливилось побеседовать с человеком, который полвека отдал родному заводу радиоприемников, в том числе 24 года в должности главного инженера предприятия. Рэм Михайлович Манн – интервью с ним я записал еще в 2007 году, когда он был в достаточно почтенном возрасте – 80 лет. Он прекрасно помнил, как все начиналось.

– В марте 1943 года я закончил ремесленное училище, и был отправлен на авторемонтный завод слесарем, – вспоминал Рэм Михайлович. - квалификацию набирал быстро. Тогда мне было всего 16 лет, но я мог уже самостоятельно делать капитальный ремонт автомобиля – двигателя, коробки, заднего моста, тормозной системы.

База располагалась в предместье Марата и занималась ремонтом автомобилей. Но не тем, что делают в нынешних автосервисах, устраняя последствия заурядных уличных дорожно-транспортных происшествий. Шла тяжелая война, и в Иркутск привозили разбитые военные грузовики прямо с фронта – без моторов, кабин, мостов.

Первый «Студебеккер» иркутской сборки вышел за заводские ворота 21 июня 1945 года
Первый «Студебеккер» иркутской сборки вышел за заводские ворота 21 июня 1945 года

А к концу войны приступили к сборке американских «Студебеккеров», которые приходили в виде машинокомплектов. Сборка автомобилей велась на простейшем конвейере, который установили на ремзаводе.

Вскоре автозавод переехал в новые цеха с настоящими автоконвейерами. И от сборки американских грузовиков там перешли на наши. В 1950 году иркутский автозавод начал серийную сборку автомобилей ГАЗ-51. И уже на следующий год вышел на проектную мощность – 50 автомобилей в сутки.

Но в 1952 году иркутского автозавода не стало...

Семь лет прошло после Великой Отечественной войны. Промышленность активно восстанавливалась и развивалась. Особо энергично – автомобильные предприятия, в том числе и Горьковский автозавод, который теперь и сам неплохо справлялся со сборкой своих автомобилей.

"Радийками", как их называли в войсках, на базе грузовиков комплектовались подразделения, в задачи которых входило непосредственное участие в тактических операциях
"Радийками", как их называли в войсках, на базе грузовиков комплектовались подразделения, в задачи которых входило непосредственное участие в тактических операциях

Зато радиопромышленности в стране фактически не было, а народному хозяйству так нужны радиоприемники. Хотя, если точно, то

в первую очередь были нужны именно радиостанции для армии.

Возможно, как раз это стало причиной появления в 1952 году очередного судьбоносного постановления Государственного комитета обороны о перепрофилировании иркутского автозавода.

И заводчане начали ломать свой автосборочный завод, возводя на его фундаменте завод радиоприемников.

– Рэм Михайлович, «ломать завод» – это вы условно?

– Нет, ломали по-настоящему. Там ведь такие огромные конвейеры были под потолок, как на нормальном автозаводе. Все это выносили и отправляли в металлолом. А затем на этом месте начали осваивать производство больших радиостанций на колесной базе – на ЗИЛах, на ГАЗах, на бронетранспортерах. До 50 радиостанций в месяц выпускали.

Транзисторную радиолу "Илга-301" с 1979 года выпускал 19-й цех радиозавода. Вся линейка бытовой радиоаппаратуры пользовалась популярностью у потребителей. Фото retrotexnika.ru
Транзисторную радиолу "Илга-301" с 1979 года выпускал 19-й цех радиозавода. Вся линейка бытовой радиоаппаратуры пользовалась популярностью у потребителей. Фото retrotexnika.ru

В 1990-е годы у иркутского завода радиоприемников, а затем производственного объединения «Восток», была попытка вернуться в автомобильную промышленность. Но все эти поздние попытки выпускать те же пожарные машины, оснащая серийные грузовики спецоборудованием, не развились даже до уровня мелкосерийного производства.

-8

А потом не стало и самого радиозавода

– Развалить этот завод – невероятнейшая глупость всех чиновников – от областного уровня от самого верха, - заявил мне Рэм Манн, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов Знак Почета, почетный радист СССР. – На этом месте, в этих корпусах можно было создать замечательный автозавод, потому что все здесь приспособлено для того, чтобы изготавливать автомобили. Да и не только их.
Заводской инженерно-технический персонал имел очень высокую квалификацию. У нас был лучший в области инструментальный цех – 250 производственных рабочих, которые могли все. Даже авиационный завод нам заказывал пресс-формы. На заводе трудилось почти восемь тысяч иркутян.

Незадолго до этого моего интервью 80-летний Рэм Михайлович не удержался и съездил на завод, которому посвятил более 50 лет собственной жизни. Обошел всю территорию огромного когда-то предприятия, взглянул на развалины и оставшиеся цеха, которые в духе нынешнего времени уже начали обрастать сайдингом и превращаться в офисы и магазины.

– Вышел из проходной, – с улыбкой сказал он, – и со мной случилась настоящая истерика: стою и плачу.

Народ идет мимо, удивляется. А я ничего с собой поделать не могу. Больше я туда никогда не поеду...

В общем, печальная история. Друзья, а вы что думаете в ее контексте? Я лично знаю многих прекрасных инженеров-электронщиков, которых на рубеже 1980/1990-х просто выставили за ворота иркутского радиозавода. Но они сумели использовать и мастерски применить свои таланты в новой стране. Правда, это уже другие истории.

В публикации использованы фото из архивов автора и Р. М. Манна

Комментируйте, ставьте лайки и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ. Этим вы и нас поддержите и не пропустите новые публикации.

А еще вас могут заинтересовать эти наши публикации (жми на названия):

-10
-11