Каро Семёнович Алабян - знаменитый советский архитектор, его карьера развивалась в сложный для многих советских граждан период с 1930-х по 1950-е года. Каро Алабяну, на мой взгляд, выпала нелёгкая доля жить и работать в эпоху сталинских репрессий. Он выжил, стал известен и добился больших успехов в карьере.
Алабяна многие советские граждане и коллеги уважали, с ним советовались, к его мнению прислушивались, о нём много говорили, он часто был на виду. Об известных, талантливых людях, их поступках судить очень сложно.
Имя архитектора Алабяна овеяно мифами, легендами, домыслами, в которых трудно и сегодня отличить правду и вымысел. При жизни у Каро Семёновича было немало как друзей, так и завистников, недоброжелателей. Мало что изменилось и после смерти архитектора.
Рассказывают, что своими успехами в карьере он обязан Анастасу Микояну, бывшему однокашнику. Микоян называл Каро Семёновича братом и это неслучайно, они воевали бок о бок в гражданскую войну и Алабян спас Микояна. Микоян в благодарность за спасение жизни поддерживал приятеля и, якобы, продвигал по службе.
В Москве имя Каро Алабяна связывают с созданием Театра Красной армии, здание построено по его проекту и его коллеги В. Симбирцева. Говорят, архитекторы создавали проект, учитывая пожелание самого генсека И. В. Сталина, который хотел, чтобы театр имел форму звезды.
Архитектор Алабян также разработал надземную часть станции метро «Краснопресненская», проектировал здания промышленных предприятий и жилых кварталов. Величественный Ленинградский проспект тоже его творение.
Предполагалось, что в этом месте будет парадный въезд в город, поэтому проспект спроектировали широким, вдоль которого расположились основательные дома – знаменитые сталинки. Здесь, на Ленинградском проспекте, высится знаменитый генеральский дом, это здание создано по личному проекту Каро Алабяна.
Этот дом и в настоящее время называют украшением проспекта. Даже если предположить, что создание этих величественных зданий архитектор разрабатывал, заручившись поддержкой высокопоставленного политического деятеля Анастаса Микояна, то заслуги Каро Алабяна за рубежом так объяснить не получится.
А талант архитектора по достоинству оценили на выставке искусств в Париже и, конечно, неспроста его работами восхищались жители Нью-Йорка. В послевоенное время Каро Семёнович и руководимое им бюро разработали архитектуру возрождённого Сталинграда. Он и его коллеги создавали проект главной улицы города Киева – Крещатика.
Каро Семёнович много работал и не следил за своим здоровьем, он ушёл из жизни в 1959 году после тяжёлой болезни. Архитектор обрёл свой последний приют на Новодевичьем кладбище. На могиле знаменитого архитектора установлен памятник работы скульптора Николая Никогосяна.
На мой взгляд, весьма странная, безликая работа. На одной из сторон прямоугольной тумбы выбиты даты жизни, имя, а на другой стороне – профиль умершего. Рядом похоронена жена Алабяна актриса Людмила Целиковская – таким было её последнее желание.
Спустя десятилетия после смерти знаменитого архитектора от посольства Армении в России поступило предложение открыть памятник Каро Алабяну, все финансовые расходы на себя взяла Республика Армения. Памятник решили поставить в Малом Песчаном переулке возле улицы носящей его имя.
Когда такое решение было принято, в Москве поднялась волна протеста. Архитектурное сообщество во главе с Александрой Селивановой – сотрудником Музея Москвы, выступило против установки монумента, доказывая, что такой чести архитектор Алабян недостоин.
Подтверждая свой протест, архитекторы и историки представили на суд общественности документы, подтверждающие нечистоплотность Алабяна. По мнению Александры Селивановой, в архивах хранятся доносы Каро Алабяна, которые он писал на своих коллег.
Товарищи, которых Алабян в своих пасквилях назвал врагами, пострадали, были впоследствии репрессированы. Протест профессионального сообщества властями Москвы во внимание принят не был и памятник главному архитектору столицы появился.
Работу Георгия Франгуляна, который разработал и создал скульптуру, горожане не оценили. Памятник Каро Алабяну стал предметом для едких замечаний и насмешек. Жители микрорайона монумент называют по-разному: танцор, кутюрье, даже танцором на лавашах.
Замысел художника Франгуляна для народа остался загадкой. По замыслу Франгуляна на постаменте возвышается бронзовая фигура Алабяна. Художник особый смысл придал ногам скульптуры, они похожи на циркуль, это сделано для того, чтобы показать умение архитектора сочетать в работе конструктивизм и советский ампир.
Кто бы мог подумать, что ноги бронзовой фигуры выполняют такую сложную задачу? На чертежах в руках скульптора можно рассмотреть самое известное разработанное им здание – Театр Советской (теперь Российской) Армии.
Как вы, уважаемые читатели, оцениваете личность и творчество архитектора Алабяна? Считаете ли Алабяна достойным увековечивания его памяти? Нравится ли вам памятник архитектору Алабяну? Нам очень интересно ваше мнение.
Большое спасибо, уважаемые читатели, за внимание к статье! Подписка, комментарии и лайки весьма приветствуются.
#москва #архитектура #армяне #знаменитости #ссср