Я сидел за столом и поедал бутерброды под горячий растворимый кофе. На службе и растворимый сойдет за кофе. В кают- компании наблюдалась обычная в таких случаях суета. Помощники капитана подносили бумаги. Буфетчицы ставили на столы очередные тарелки с бутербродами и чайники с кипятком для кофе. Пограничники сверяли паспорта членов экипажа теплохода с "Судовой ролью" а, таможня за своим столом обводила фломастерами заполненные графы личных деклараций с долларами, марками и прочей "твердой" валютой. Шлеп, о штемпельную подушку. Бац, по лицевой стороне "декларации". Перевернул бумажку... Обвел тем же фломастером список моряцких забугорных покупок, прочеркнул пустые графы. Шлеп, о штемпельную подушку и, бац со всей дури по оборотной стороне все той же декларации. От равномерного стука личных номерных печатей по обеим сторонам деклараций и подушкам в несколько рук так и хотелось задергаться в такт всем телом . Мы эту процедуру иногда называли "игрой в шахматы".
Тонкая резинка печати крепилась снизу клеем к фигуркам "дорожных" шахмат. У каждого сотрудника смены была собственная фигурка. "Поиграем в шахматы" означало отштамповать несколько десятков а, иногда и сотен "деклараций" за раз. Кто- то "ходил лошадью". Другой шлепал "пешкой"... "Лички", как их до сих пор называют профессионалы, в нерабочее время хранились в ячейках специальных шкафчиков. Выносить за территорию поста их не разрешали. Обычно по номеру "лички" можно было определить статус служивого. Меньше номер, выше должность. В свое время мне "по наследству" досталась печать за номером "010". Свою печать я всегда держал при себе на связке с ключами от катера. Лично выточил для нее на токарном станке увесистый футляр из латуни. Всегда чувствовал отсутствие тяжести в сумке или кармане, если где- то ненароком забывал ключи и "личку".
Со временем печати изнашивались и, с каждым оттиском требовалось все больше и больше усилий для работы. Оттиск должен быть идеален! Иначе... Иначе у службы "сверхглубокого бурения" могут возникнуть ненужные подозрения и неприятные вопросы к владельцу печати. С течением времени стук по столу становился все назойливее. Оттиски становились все слабее. "Резинки" печатей меняли если превращались с хлам или их теряли. Если теряли... Совсем другая история! Отвлекся от темы...
Решил поработать мозгами. Так сказать, занялся аналитикой. Анализ судозаходов в иностранные порты, время стоянок и сравнение данных по валютным запасам личных деклараций "на отход" с "приходными", валютными ведомостями и еще масса различных факторов позволяли принять решение что, где и как искать на судне из "контрабаса". То-есть не задекларированные моряками товары. "Мелочевка" в виде лишних наборов косметики, пары джинсов и нескольких дешевых видеокассет нас не волновала. Нужен был "показатель". Серьезная партия чего- то дорогого в крупном объеме.
С этой целью забрал у коллег уже отработанные материалы. Часть "личных деклараций", "Судовую роль" и "Судовую декларацию".
Углубившись в изучение бумаг, призадумался. Что- то в них было "нечисто". Что- то подозрительно "не так". Из общесудовой декларации следовало, что теплоход вместо обычного рутинного рейса с заходами в Пальмас и Антверпен для "отоварки" экипажа, совершил ряд непонятных хаотичных передвижений с заходами в совершенно нетипичные для таких рейсов порты. Подозрительно выглядели запасы валюты у экипажа. Будто все разом решили заняться накопительством денег.
Попросил у "чифа" объяснения. Ведь лишние расходы на оплату портовых услуг и сборов Минрыбхозом СССР и пароходством не приветствовались. Как и ненужные расходы топлива и масел на ненужные переходы между иностранными портами. Была еще одна странность. На палубах большого судна не было подержанных иномарок членов экипажа. Такого в моей практике не наблюдалось! Да... Еще какое- то усталое угрюмое настроение комсостава судна.