Найти тему
Сергей Ибрагимов

Антиутопии Хаксли и Исигуро – фантазии авторов или наше будущее?

Кадзуо Исигуро, "Клара и Солнце"
Кадзуо Исигуро, "Клара и Солнце"

Хотел бы поделиться своими мыслями о двух текстах, недавно мною прочитанных. Этим летом я имел удовольствие познакомиться с произведением Кадзуо Исигуро «Клара и Солнце» (“Clara and The Sun”), а две недели назад в журнале Эксперт (№36 за 2021-й год) я прочитал интервью заведующего лабораторией геномной инженерии МФТИ Павла Волчкова; статья шла в разделе «наука и технологии» и называлась «Поколение генетически неуязвимых». Оба прочитанных мною текста произвели на меня сильное впечатление и, чтобы не сделать неверных/поспешных выводов, интервью Павла Волчкова я перечитал 2 раза прежде, чем садиться за эту статью.

Пойдём в хронологическом порядке и начнём с произведения «Клара и солнце», где автор фантазирует и размышляет о нашем потенциальном будущем и поднимает множество проблем возможного будущего человечества. Я не буду пересказывать эту книгу, а остановлюсь только на той сюжетной линии, которая имеет отношение к данной публикации. Итак, в этом будущем для того, чтобы у детей была возможность поступить в университет (а значит, по мнению большинства «будущих» родителей, иметь жизненные перспективы) ребёнка надо генетически усовершенствовать. При этом закончится это усовершенствование может плачевно (дети иногда умирают от этого) и все об этом знают, но тем не менее всё равно, осознано идут на этот риск. Мать главной героини уже проведя данное медицинское вмешательство с первым ребёнком и, потеряв её, идёт на риск и проводит аналогичную операцию со второй дочкой. Что из этого вышло обсуждать здесь не будем; кому интересно – прочтёт книгу. Теперь переходим к вышеописанной статье в «Эксперте», которая, сильно по смыслу связана с «Кларой и Солнцем». На мыслях, высказанных Павлом Волчковым остановимся поподробнее.

Журнал "Эксперт" 36 номер за 2021 год
Журнал "Эксперт" 36 номер за 2021 год

«Главный хайп в науке последнего времени – редактирование генома» заявляет нам учёный из МФТИ в первой же строчке статьи. Далее идёт краткое описание CRISPR/Cas9 технологии, позволяющей редактировать любые ДНК, в том числе и человеческие. Лаборатория Волчкова занимается применением этой технологии в МФТИ. До этого наш учёный длительное время работал в США; вернуться в Россию его заставило желание создать свою компанию с чем в Америке, по его мнению, у него возникли бы проблемы.

Павел Юрьевич Волчков, заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ
Павел Юрьевич Волчков, заведующий лабораторией геномной инженерии МФТИ

Здесь Волчков нашёл инвестора, и они совместно организовали проект по созданию генной терапии генетической болезни сетчатки. Лаборатория Волчкова создала свою собственную систему доставки генетического материала в ядро клетки на основе аденоассоциированных вирусов. ДНК, доставленная в ядро, не встраивается в геном, а существует там в виде отдельной частицы. И пока живёт клетка, в ней будет находится эта «чужеродная» ДНК и участвовать в создании «зашитых» в её код белков (именно поэтому, если мы хотим, чтобы терапия была длительной, мы должны доставлять ДНК в ядра редко обновляемых клеток).

Волчков не ограничивается этими исследованиями. Помимо доставки ДНК в ядро клетки ведутся работы по редактированию генома для терапии генетических заболеваний (например, врождённой дисфункции коры надпочечников). В отдалённой перспективе – редактирование генома человека для борьбы со старением, профилактики онкологических заболеваний, получении «не стареющей» иммунной системы.

В конце интервью Волчков ссылается на практические работы по созданию человеческого эмбриона, неуязвимого к ВИЧ за счёт «вшивания» в него соответствующего гена (этот эксперимент в нашей стране осуществил Денис Ребриков – проректор медицинского университета имени Н.И. Пирогова) и делает заявление, прочитав которое я и решил рассматривать «Клару и солнце» и интервью Волчкова в рамках единой публикации в Дзене. Цитирую с сокращениями: «…Мы уже близки к тому, чтобы начать использовать такого рода технологии для редактирования и улучшения генома будущих детей. Это максимально профилактическая медицина. Тут вопрос, скорее, когда общество дозреет. Как только инвесторы понимают, что возникла технологически зрелая штука, они начинают туда инвестировать, и параллельно они будут инвестировать в изменение законодательства – и общественного мнения. Я думаю, что рано или поздно мы как раз сместимся к полностью профилактической медицине, которая будет осуществляться на этапе планирования детей.»

"Дивный Новый мир", Олдос Хаксли
"Дивный Новый мир", Олдос Хаксли

Не знаю как вы, дорогие читатели, а я в словах уважаемого Павла Волчкова отчётливо вижу антиутопии Исигуро или «Дивный новый мир» Хаксли. Хочу ли я, чтобы мои потомки жили в таком мире? Однозначно НЕТ! Но что можно по этому поводу сделать? Поделюсь своими мыслями:

1. Ни в коем случае нельзя «запрещать» эти исследования. Они обязательно должны широко финансироваться и доводиться до конца. Сторонникам «не пущать» хотелось бы напомнить про попытки английских рабочих ломать станки, чтобы они не отнимали у них рабочие места. Развитие техники, как мы знаем, это не остановило.

2. Эти технологии надо поставить на службу человечеству, а не «инвесторам». Все эти клеточные технологии необходимы, чтобы нас лечить, а не для того, чтобы делать из наших потомков необходимый «человеческий товар» для новых хозяев. «Профилактическая» медицина ведь может быть разной. Хозяину не нужен разносторонний раб для выполнения простой работы, и он может захотеть, чтобы на этапе «планирования детей» их умственные способности были ограничены.

3. Главное, если мы хотим, чтобы эти прорывные исследования служили нам, а не использовались как оружие против наших потомков мы обязаны становиться теми самыми разносторонними, гармоничными людьми и разбираться в современных науках, в политических и экономических процессах, которые пытаются поставить себе на службу эти новые науки. Тогда нас не смогут обмануть, не смогут под видом «профилактической медицины» загнать в «дивные новые миры», описанные у Исигуро и Хаксли.