Выстроить систему лжи очень просто. Публикуется псевдонаучная работа, затем, не обращая вниманию на критику, публикуются еще несколько работ со ссылкой на нее, затем еще немного, со ссылками на предыдущие, и, вот, готово! «Британские ученые доказали, что…». А, когда задаешь вопрос: «Люди, откуда вы это взяли?!» и докапываешься до бездоказательного первоисточника информации, тебе говорят «Это не спортивно! Джентльменам верят на слово!».
Раз уж тронул историю с коллаборационистами, придется разбирать и казачков.
Среди предков моих тоже были казаки, но не «ряженные», а настоящие, боевые, терские, и откровенно говоря, мне не очень приятно наблюдать, как деградируют старые понятия о чести, ранее принятые у казаков. В сети появилось огромное количество публикаций, говорящих о том, что казачество чуть ли не поголовно служило оккупантам.
Прадед всегда говорил: «Нет плохих народов, но в каждом народе есть плохие люди». А, потому, давайте проверим один из таких «справочников». Называется он «Казачьи части рейха». В самом начале читаем: «Справочник военного коллаборационизма российского казачества во 2-й мировой войне, Вадима Махно, будет полезным подспорьем для историков и журналистов, исследующих проблематику коллаборационализма».
Заявка серьезная, но есть скверная привычка перепроверять информацию (хотя бы выборочно). Беру Крым, потому, что под рукой есть все данные. Ради интереса берем 1943 год, самый сложный период в истории войны.
Ну, что, поехали? Берем раздел 1943г.-1944г. ОБОРОНА КРЫМА (05.1943г.-09.05.44г.). Указано, что было
«26 формирований. 1 соединение, 2 полка, 12 батальонов, сотен, эскадронов, групп и абтелунгов, 4 казацко-татарских батальона, 8 районных отделений полиции ХССПФ «Керченский пролив», примерно 10 тыс. человек. Остатки казачьих частей, не успевшие эвакуироваться, были расстреляны на мысе Херсонес 12-13 мая 1944г., вместе с остальными восточными добровольцами».
Зная историю последних дней на мысе Херсонес, уже интересно.
Начинается обзор с подразделений Абвера в Крыму. По ним есть полные данные и в немецких документах, и в советских. Расхождения минимальные, т.к. на тот момент советская разведка работала уже прилично. Для удобства приведу советскую схему на 1 октября 1943 года, дата близка, и она позволяет зацепить те подразделения Абвера, которые были расформированы или ушли из Крыма после эвакуации 17-й армии с Тамани.
Автор начинает рассмотрение с подразделения «Nachrichtenbeobachter» (в дальнейшем, сокращенно НБО), но мы начнем уровнем выше, т.к. там тоже есть интересная информация, и есть возможность дать структуру Абвера в этом районе.
Штаб адмирала Шустера — командующего немецкими военно-морскими силами Юго-восточного бассейна, которому подчинялись:
Абверштелле Крым (Abwehrstelle Krim) – контрразведка
Марине Айнзацкомандо дас Шварце Меерс (Marine einsatzkommando das Schwartze meers). Команду возглавил корветтен-капитан Ротт (псевдоним Сир). В ее состав вошли 30 белоэмигрантов-членов РОВСа, завербованных в Софии «Бюро Делиуса».
Задача абверкоманды — добывание информации о военном и торговом флотах СССР на Азовском и Черном морях, об объектах морской инфраструктуры, судостроительных и судоремонтных предприятиях, обороне побережья.
Агентура команды вербовалась из военнопленных моряков и местных жителей. Команда не имела места постоянной дислокации и кочевала вслед за немецкими частями, выделяя при необходимости передовые группы — форгруппы.
В сентябре 1941 г. команда находилась в Кишиневе и выслала под Одессу форгруппу Георга Бирмана. Это подразделение ожидало захвата румынскими войсками Одессы и проводило опрос местных жителей и военнопленных о портовых сооружениях Одессы. В октябре 1941 г. форгруппа была отозвана в г. Николаев и воссоединилась с командой.
Сотрудники команды вели розыск советских военно-морских карт, оборудования и документации заводов им. Марти и «Северная Верфь», собирали сведения о спущенных ими на воду судах. Команда также собирала и привлекала к восстановительным работам специалистов, вербуя в их среде агентуру.
До конца 1941 г. команда Ротта и ее форгруппы действовали в Симферополе, Керчи, Николаеве и Мариуполе.
Сотрудники форгруппы Бирмана собирали в Керчи важные сведения о расположении советских минных полей в фарватере Керченского пролива и в районе Севастополя, а также о местонахождении советских судов и состоянии береговых укреплений в районе Новороссийска.
В январе 1942 г. команда Ротга передала группу белоэмигрантов в ACT «Юг Украины» и выехала в Софию. В середине мая 1942 г. команда вновь прибыла на оккупированную территорию СССР и до конца июля дислоцировалась в Мариуполе, фор-группа Бирмана — в Таганроге. 21 июля 1942 г. команда выделила форгруппу под руководством обер- лейтенанта Вильке в Ростов-на-Дону.
В конце августа того же года вся команда собралась в Ростове-на-Дону, откуда форгруппа фон Грассмана (ранее также действовавшая в Мариуполе) выехала в Пятигорск для ведения раз- ведработы по Каспийскому морю. Форгруппа Бирмана была направлена в Майкоп, остальной личный состав органа передислоцировался в Новороссийск.
В ноябре 1942 г. команда прибыла в Майкоп, отправив форгруппу в станицу Ладыженскую для ведения опроса военнопленных. В январе 1943 г., после возвращения форгруппы Грассмана, вся команда эвакуировалась через Краснодар в Симферополь, после чего до середины марта 1943 г. вела разведку в районе Новороссийска.
В мае 1943 г. команда выбыла в Софию и на советскую территорию не возвращалась.
Абверкоманда НБО Наконец, мы добрались до того подразделения, с которого начал автор «справочника.
По непонятной причине, указано, что она «немецко-руско-казачья». Ну, вообще-то это полноценный отдел Абвера, занимавшийся морской разведкой.
АК НБО была организована в конце 1941 г. в Берлине и отбыла на Восточный фронт. До октября 1943 г. размещалась в Симферополе. Находилась в оперативном подчинении управления «Абвер-Заграница» и была придана штабу адмирала Шустера — командующего немецкими военно-морскими силами Юго-восточного бассейна.
До конца 1943 г. команда и ее подразделения имели общую полевую почту №47585, с января 1944 г. — № 19930. Позывной органа — «Татар».
До июля 1942 г. команду возглавлял капитан флота Боде, а с июля 1942 г. — корветтен-капитан (капитан 3-го ранга) Рикгоф (не Рыков, как указано на нашей схеме).
Команда вела сбор информации о Военно-морском флоте СССР на Черном и Азовском морях, речных флотилиях Черноморского бассейна. Помимо разведки команда вела диверсионную работу против Северо-Кавказского и 4-го Украинского фронтов, в период пребывания в Крыму — борьбу против партизан.
Сбор данных проводился через агентуру, забрасываемую в советский тыл, и путем опроса военнопленных, бывших военнослужащих ВМФ, и местных жителей, имевших отношение к военно-морскому и торговому флотам.
Это не русское, и, тем более, не казачье формирование. Это отдел немецкой разведки.
Автор указывает в ее составе: «Морской разведовательный казачий абтелунг (отряд) особого назначения морской Абверкоманды НБО полковника Шалибалиева И. П.»
В непосредственном подчинении НБО такого подразделения нет. В ее подчинении есть авбер-школа в поселке Тавель под Симферополем, но о ней мы поговорим отдельно.
Далее автор указывает: ««Марине Абвер айнзатцкомандо». Команда морской фронтовой разведки капитан-лейтенанта Ноймана АК НБО. Морской разведывательный казачий абтелунг (отряд) особого назначения при морской Абверкоманде НБО, приданной айнзатцкоманде капитан-лейтенанта Ноймана Команда морской фронтовой разведки лейтенанта Жерара де Сукантона, Абверкоманды НБО, «Марине Абвер айнзатцкомандо». Разведывательный отряд капитана Крамера, Абверкоманды НБО».
Что имелось в виду под этим набором названий, и, какое отношение они имеют к казачьим формированиям - непонятно. Приведем все в порядок. НБО подчинялись:
Абверайнзац командо капитан-лейтенанта Ноймана, это подразделение, подчиненное НБО. Разведку на линии фронта проводила «Марине Абвер Айнзатцкомандо» (Морская спецкоманда фронтовой разведки) капитан-лейтенанта Ноймана. Действовала с мая 1942 г. на керченском направлении, затем под Севастополем, в Керчи, Темрюке, Тамани и Анапе, Краснодаре. Команда двигалась вместе с передовыми частями немецкой армии и собирала документацию с уцелевших и затонувших советских судов, морских учреждений и вела опрос военнопленных, забрасывала агентуру в советский тыл. В конце февраля 1943 г. айнзатцкоманда, оставив в Темрюке головной пост, переехала в Керчь. В середине марта командой был создан еще один пост команды в Анапе. Постом последовательно руководили: фельдфебель Шмальц, зондерфюрер Харнак и зондерфюрер Келлерман. В октябре 1943 г., в связи с советским наступлением, айнзатцкоманда и ее посты переехали сначала в Джанкой, потом в Херсон. Никакого «казачьего абтейлунга» в ее составе нет.
Абверайнзац командо обер-лейтенанта Цирке 2-я команда морской разведки группы до сентября 1942 г. возглавлялась лейтенантом, бароном JI. Л. Жираром де Сукантоном, позднее — обер- лейтенантом Цирке.
В январе—феврале 1942 г. Абверкоманда НБО находилась в Таганроге, затем переехала в Мариуполь. В течение второй половины 1942 г. сотрудники органа вели опрос военнопленных в Бахчисарайском лагере «Толле», Мариупольском и Ростовском лагерях.
Из Мариуполя команда перебрасывала агентуру в тыл частей Красной Армии, действовавших на Азовском побережье и Кубани. Подготовка разведчиков велась в Тавельской и других школах НБО. Часть агентуры команда готовила самостоятельно на конспиративных квартирах в Мариуполе. Отдельным агентам поручалось войти в доверие к органам советской разведки и добиться заброски в немецкий тыл.
В сентябре 1943 г. команда выбыла из Мариуполя и проследовала через Осипенко, Мелитополь, Херсон и в октябре расположилась в г. Николаеве. В ноябре 1943 г. переехала в Одессу, весной 1944 г. — в Галац (Румыния). Здесь команда НБО была более известна как «Разведорган ,,Вайтланд“». В период пребывания в Румынии команда располагала головным постом в г. Рени и через него вела переброску агентуры в тылы Красной Армии. Формирование совсем не «казачье»
Отдел по борьбе с партизанами Крыма Отдел занимался контрразведывательной работой и сбором информации о партизанах путем опроса местного населения и пленных, организацией армейских операций против партизан.
Далее автор указывает:
«Тавельская разведшкола АК НБО лейтенанта Жерара де Сукантона. Кавказско-Казачья.
Казачья разведгруппа Разума А.И. — белоэмигранта.
Легион «Черное Море» АК НБО, сформирован в 1943г. в Крыму, вероятно путём объединения всех команд спецназа и охраны.
Русская команда Фосса, Морской фронтовой разведывательной команды «Марине Айнзатцкомандо дес Шварцез Миер».
Тавельская разведшкола – в реальности представляла собой не одну разведшколу Абвера, а сеть школ по подготовке диверсантов. Она не являлась «кавказско-казачьей», хотя и готовила ряд «национальных» подразделений, сформированных Абвером. О ней, и о подразделениях, созданных в ней, мы расскажем в отдельной статье.
Упомянутая «русская команда Фосса» в документах не прослеживается. Кроме группы из 30 эмигрантов в ее составе никаких «казаков» нет, к казачьим частям она отношения не имеет. Что такое «Легион Черного моря» тоже не совсем понятно.
Далее автор рассматривает части и подразделения не крымского формирования, отступившие с Кубани.
«-Русско-казачья группа Крупинского 106-й Абвергруппы.
- Морская русско-казачья группа Шеффеля АГ106.
- 1-я Волчья сотня ГУКВ подъесаула Беспалова (на базе Особой горной казачьей сотни) из 150 человек, сформирована 12.43г. в пос. Тавель.
-3-я Волчья сотня ГУКВ есаула П.Б. Рябовола из 146 человек. Взводные: сотник Салай, сотник Злой, хорунжий Деченко, хорунжий Сионец. Из казаков станиц Динская, Старокамышовская и Ново-Титаревская.
-Казачий эскадрон (200 сабель), 3-го батальона Кавказского соединения Абвера «Бергман», сформированного в 1942г. в г. Нальчик из перебежчиков и казаков-добровольцев.
Абвергруппа-106 находилась в подчинении 17-й армии. Начальник — обер-лейтенант Эбберг. Агентура поставлялась из Варшавской и Полтавской разведшкол и Тавельской школы АК НБО. АГ-106 функции контрразведки 17-й армии. Одновременно вела агитацию в пользу РОА, используя эмигрантов-членов РОВС. В своем составе имела группу агентов-радистов из числа бывших советских военнослужащих — уроженцев Армении. Помимо них в группу входила разведывательная агентура зондерфюрера Крупинского и группа военно-морской разведки Шеффеля, прикомандированная из АК НБО. К казачеству она отношения не имеет. Это немецкие формирования, которые, действительно имели свою местную агентуру, но не более того.
Из тех казачьих сотен, которые указаны автором, в официальном перечне частей, нет ни одной. Причина проста, они были влиты в другие подразделения, указанные ниже, и посчитаны дважды. Дальше указывается:
«741-я ВОСТОЧНАЯ БРИГАДА ОСНАЗ ГА «Юг-А»:
-Донской казачий полк, имени атамана Платова, майора Томсена, 17-й ПА ГА «А» вермахта, 5 эскадронов, 1530 человек. Переброшены с Кубани, действовали против партизан. Убыл в 1-ю казачью кавалерийскую дивизию.
-18-й Кавалерийский немецко-казачий полк, отступивший с Кубани, по личному разрешению Гитлера принимал в свой состав казаков. Уже при обороне Кубанского предполья он имел в своём составе 500 казаков из 2 тыс. человек. А после обороны Кубани — оборонял Донбасс, вошёл в состав Сводно-Казачьей Кавалерийской дивизии полевой полиции ГА «Юг», как 18-й Сводно-Казачий кавалерийский (не немецкий) полк.
-1/97-й казачий разведывательный дивизион 97-й горно-егерской дивизии, эвакуированный с Кубани, убыл на Миус — фронт в составе 44-го корпуса.
-1/933-й Казачий (комендантский) эскадрон 933-й полевой комендатуры, эвакуирован с Кубани».
Для начала, 741-я бригада восточных войск, это формирование совсем другого времени, состоящее из других частей. Умышленно, или нет, создается «каша», в которой можно разобраться, если очень хорошо разбираешься в материале.
4-й казачий полк «Платов» в большинстве публикаций, посвященных этой теме, отсутствует, однако, на момент переправы 17-й армии через Керченский пролив, в нем числится один батальон (2-й). Откуда взяты данные о численности полка - непонятно, они очень завышены никак не соотносятся с реальностью.
В 97-й дивизии есть приданный стройбат Turkestanisches Bau-Bataillon 432 (6 рот), 97-я пионерная украинская рота, но никаких казачьих частей у нее нет.
Никаких казачьих частей в составе немецкого полка нет.
1-я сотня 933-го эскадрона была придана группе армий «А», и, действительно, некоторое время находилась в Симферополе.
Смотрим текст дальше:
«ВЕРБАНД «ФЕОДОСИЯ» Фон Панвица. Согласно записи в служебном формуляре, полковник Фон Панвиц в 1943г., в Крыму командовал Казачьим соединением (вербандом) «Феодосия». Соединение существовало временно, создано для обороны побережья Крыма».
Генерал Гельмут фон Панвиц, занимался в Крыму формированием штаба казачьей дивизии, и наименование «Reiterverband Pannwitz», действительно, относится к костяку 1-й казачьей дивизии. Все прибывшие с Кавказа части были объединены в два двухбатальонных полка «Платов» и «фон Юнгшульц», общей численностью 2458 человек, и направлены для формирования сначала в Данциг, потом, после вливания в дивизию других казачьих частей, дивизия была направлена в г. Рума.
Далее идет не совсем достоверная информация:
«В это время в Крыму действовали:
8 батальонов полиции «Свободная Кубань» ССПФ «Керченский Пролив» РСХА-СС.
Смешанные татарско-казачьи части крымского формирования 1944г. (пополнены казаками в конце 1943г.):
4 татарско-казачьих ШУМА -батальона ССПФ РСХА-СС «Крым»:
148-й Белгородский;
151-й Алуштинский;
153-й Феодосийский;
152-й Джанкойский.
В конце 1943-го-начале 1944г. в татарских ШУМА — батальонах началось массовое дезертирство, переход к партизанам, большие потери татарские батальоны перенесли в связи с немецкими чистками. Татар расстреливали, заключали в концлагеря, разоружали и переводили в ХИВИ (части обеспечения).
Всего в 1944г. в Крыму и на Тамани осталось 13 батальонов полиции:
8 казачьих батальонов полиции «Свободная Кубань»;
1 крымско-татарский Бахчисарайский ШУМА — батальон №149, уничтожен РККА при обороне Бахчисарая;
4 татарско-казачьих ШУМА — батальона (бывшие татарские);
№ 152 Джанкойский — перешли к партизанам 220 татар во главе с командиром, баталайн-фюрером полиции (майором) Рагимовым, а казаки остались у немцев.
Уничтожены в при обороне станции Ислам-Терек 3 татарско-казачьих ШУМА — батальона:
№ 148 Белгородский;
№ 151 Алуштинский;
№ 153 Феодосийский.
Из 1500 человек, 800 татар сдалось РККА, а казаки, вероятно, погибли в бою».
В «справочнике» указывается, что:
«В справочнике представлен чрезвычайно интересный материал, охватывающий исключительно сухие цифры и голые факты. Неоспоримое достоинство справочника полное отсутствие оценочных суждений, личных комментарий политического свойства, не говоря уже о мифах и идеологемах, каковыми перенасыщена историография последней мировой войны, а уж тем более историография коллаборационизма».
В реальности, информация очень сильно «заточена» в идеологическом отношении. Для начала «Белгородского» батальона у нас никогда не было. Современный Белогорск, в то время был Карасубазаром. Да, переселенцы-казаки очень охотно шли в полицейские и карательные части, там неплохо платили. 8 батальонов «Свободная Кубань» ни в полиции, ни в вермахте не прослеживается. 152-й и 153-й батальоны «Шума» расформированы, числятся шесть батальонов со смешанным составом. Их общая численность 1841 человек (об этом уже писалось). В районе станции Ислам-Терек, действительно, сдалось без боя 800 человек из состава трех батальонов «Шума» (№№ 147, 148, 154). Данные об этом есть в советских (и немецких) документах. Это практически весь их личный состав (342+287+279=902). При этом, шуцманами был перебит немецкий рамочный персонал. Еще три батальона (№№149, 150, 151) отошли на Севастополь.
Никаких героических казаков, погибших в бою с ненавистными советскими войсками, не наблюдается. Ну что, достоверный «справочник»? А, главное, какой «объективный» и «беспристрастный»…