«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» (2-е Тим. 3: 16-17).
Как известно, чтение, в целом, полезно для здоровья человека, оно благотворно влияет на работу головного мозга. Но всякая ли литература полезна для души человека? Давайте разберёмся. В книжных магазинах продаётся огромное количество различных книг. Далеко не все книги полезны для души, а многие вообще очень вредны. В книжных магазинах продаётся литература разных жанров: художественная (романы, детективы и т.д), научная, мистическая, книги по эзотерике, психологии и т.д. Чтение романов и детективов – это пустое времяпрепровождение, отвлекающее человека от главного – стяжания благодати Святого Духа для спасения души для Царства Небесного. Там написано только о земном, это может отвлечь человека от проблем, но пользу душе и духу не приносит. Можно сказать, что время земной жизни, отведённое человеку на покаяние, на совершенствование, стяжание добродетелей, благодати Святого Духа для спасения души, он тратит впустую, а потом этого времени не вернёшь. Тоже самое можно сказать и о фантастике. Научная литература безусловно умножает знания, развивает интеллектуальные способности, но она тоже только о земном, о материальном. А что такая литература даёт душе, чем способствует её спасению? Как говорит Екклесиаст: «Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце моё видело много мудрости и знания. И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.» (Еккл. 1: 16-18). Многие научные знания ещё к тому же могут ввести человека в гордость, он может возгордиться, что умнее других, а как известно: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (1-е Петра 5: 5). А эзотерика, психология, различные философские учения, а тем более книги по магии вообще вредны для чтения, так как уводят человека в противоположную сторону от Бога и от спасения души. Это те лжеучения о которых говорит Господь и Апостолы. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.» (Мф. 24: 24). «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.» (2-е Петра 2: 1-3). Святой Иоанн Кронштадский видел в видении, показанном ему о последнем времени, книги с лжеучениями, вот что он пишет: «И вот вижу целую гору книг, и между теми книгами ползают черви, которые распространяют страшное зловоние. Я спросил старца: «Что это за книги?» — «Безбожные, богохульные, которые будут заражать всех христиан богохульным учением!».
Какие же книги тогда полезны для чтения? Во-первых, способствует спасению души, приносит ей настоящую пользу чтение Священного Писания. Оно указывает человеку путь на небо, путь в жизнь вечную. Через слово Божие Сам Господь говорит с человеком. «Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею.» (Псалом 11: 6). Господь даёт человеку Свои заповеди, научает человека через Своё слово, чтобы он имел жизнь и вошёл в жизнь вечную. Слово Божие душу освящает, очищает, умудряет. «Закон Господень непорочен, обращаяй душы, свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце, заповедь Господня светла, просвещающая очи.» (Псалом 18: 7-8). Слово Божие имеет не только психологический эффект, но и духовный, оно даёт читающему и слушающему его благодать Святого Духа. Всё Писание богодухновенно, Библия – это живая книга, через неё говорит Дух Святой.
Также ещё очень полезно для души чтение трудов святых отцов Православной Церкви, которые опытно прошли узким спасительным путём, указанным Господом Иисусом Христом, исполнили Евангелие в своей жизни, опытно познали, что такое борьба со страстями и бесами. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.» (Евр. 13: 7-8). Если другая литература – это мёртвая буква, то Священное Писание и труды святых отцов – это живое слово, через которое говорит Дух Святой. «Он наделил нас способностью быть служителями нового завета. Данный завет – это не писаный Закон, нет, но он от Духа. Ведь буква убивает, а Дух дает жизнь.» (2-е Кор. 3: 6). Святые отцы служили Богу, были близки к Нему в их земной жизни и сейчас близки на небесах. Господь открывал им многие тайны, которые не были открыты другим людям. Поэтому, читая эти книги, мы общаемся с Богом и святыми, и Господь и святые научают нас истине. Читая труды святых отцов, мы принимаем образ мыслей, который возводит на небо. Через эти книги говорит Дух Святой и научает человека. Душа освящается, получает благодать Святого Духа. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися.» (Псалом 17: 25-26). «Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься. Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, — писания Отцов. Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа.» Святитель Игнатий Брянчанинов.
Надо время, данное Богом на покаяние и подготовку к вечной жизни в Царстве Небесном, использовать с пользой для своей души, читать душеполезную, душеспасительную литературу и стараться воздерживаться от душевредной, пустой литературы. Ведь когда душа переходит в иной мир, оказывается, что все эти мирские дела: наука, литература, мода, философия не нужны, а нужно было взыскать единого на потребу Царства Божия и правды Его: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6: 33). «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.» (Лк. 10: 41-42). По словам преподобного Серафима Саровского: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого». А чтение Священного Писания и трудов святых отцов как-раз-таки и даёт благодать Святого Духа читающим. «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.» (Фил. 4: 8).
Иногда конечно человек хочет, помимо духовного, чего-то ещё. Наиболее приемлемым вариантом является классическая литература. Некоторые классические произведения очень даже душеполезны, поучительны, например, романы Ф.М. Достоевского. Ещё очень поучительно читать сказки, потому что в сказках заложена Премудрость Божия. В сказках не только для детей поучение, но и для взрослых, которые это способны принять, ищущих Царства Небесного; «... когда-нибудь ты дорастёшь до такого дня, когда вновь начнёшь читать сказки.» Клайв Стейплз Льюис. Хроники Нарнии. Но всё-таки, на первое место следует ставить духовную литературу. Так как сейчас, в наше время практически нет духоносных наставников, то чтение Священного Писания и святых отцов просто необходимы и могут заменить духоносных наставников. Священное Писание и труды святых отцов учат нас руководствоваться заповедями Божиими. Лучше при чтении Священного Писания не толковать его самостоятельно, а руководствоваться толкованиями святых отцов, потому что они имели Духа Святого, а логическим мышлением можно неправильно истолковать Писание. Руководствуясь наставлениями, данными в слове Божием и трудах святых отцов, можно достичь спасения души для жизни вечной. «Еще раз советую: больше читай хороших книг. Мало есть людей, от которых можно что получить, да и заняты часто или больны, а книгу всегда можно читать». Игумен Никон (Воробьёв).
«Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.» (Притчи 4: 1-2).
«А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.» (Лк. 11: 28).