За шесть лет работы в школе я был не только учителем-предметником, но и классным руководителем.
Дали мне хороший класс; выпустил я, надеюсь, тоже хороший класс. А вот что было между принятием класса и его выпуском…
Всякое было. Помню, что брать я классное руководство категорически не хотел. Мои знакомые учителя перед моим отбытием на отбытие срока в Тимофеевку в один голос советовали мне тоже от классного руководства отказываться.
Тогда-то я впервые услышал анекдот о школе, который запомнил на всю жизнь:
Идёт учительница домой поздно вечером, после родительского собрания. В тёмном переулке на неё нападает грабитель с ножом:
- Часы давай!
Учительница, мгновенно:
- Часы не дам, бери классное руководство!
Собственно говоря, никто меня и не спрашивал, буду я классным руководителем или нет. Есть приказ и всё – будь добр, исполняй.
Дела своего я не знал и качествами характера, нужными для такой работы тоже не обладал. Я не был общительным, не умел располагать людей к себе и т.д. Я знаю, что кому-то удавалось «проскочить» именно на своих качествах характера, но у меня такой возможности не было.
Не помню кто, но хорошо сказал: «В любви, как в медицине – плохонький врач втрое любезнее». Примерно что-то подобное и у меня было, когда я начинал работать учителем и классным руководителем. Три года у меня были сплошные метания из крайности в крайность – от заискивания к агрессивности и обратно.
Тем не менее, мы смогли вместе дойти до последнего года обучения, когда уже нужно было выпускаться. И вроде бы все уже должны были к тому моменту повзрослеть, но… Лично мне взросление всё равно давалось с трудом, ребятам – тоже.
Случилось так, что из-за чего-то (сейчас уже не помню) я с ними разругался очень крепко, готов был даже отказаться от классного руководства. Поэтому даже классных часов не проводил несколько недель. А у меня в это же время случился ещё и конфликт с директором (не мог я без этого никак!); кто-то рассказал руководству, что у меня с моим классом нелады, и этим школьное начальство и решило воспользоваться.
На очередной педсовет пригласили троих ребят из 11 класса – как раз тех, с кем я ругался больше всего.
И вот доходит очередь до моего вопроса, директор спрашивает:
- Ребята, с вами классный руководитель проводит классные часы?
Ну, думаю, всё. Я с ними на ножах, классных часов никаких я не проводил, сейчас всё выложат, как есть.
И ребята, практически в один голос, не раздумывая, ответили:
-Да, проводил! – и ещё даже темы классных часов назвали, буквально на ходу придумали.
После педсовета я своим ученикам руку пожал и извинился перед ними. И они передо мной тоже. После этого случая мы больше не конфликтовали – до самого выпуска.
Я тогда очень многое передумал. Не дело, конечно, что я вот так работу в классе запустил и не старался всё уладить. И очень плохо я думал о ребятах своих, которые на самом деле очень выросли и повзрослели – и ко мне относились хорошо, несмотря ни на что. Урок для меня был. На всю жизнь…
______________________________
Автор – Тимофей Михайлов (г. Самара): историк, писатель, публицист, сценарист, поэт, композитор, волонтёр.
· Уважаемые читатели и подписчики, в силу ряда причин я принял решение отключить комментарии к публикациям. Очень надеюсь на ваше понимание. Вы можете комментировать мои публикации и общаться со мной, если добавитесь ко мне в друзья ВКонтакте по ссылке: tirom_dsv