Предложение включить ПДД в школьную программу и ЕГЭ вызвало неоднозначную реакцию. Разберемся в аргументации сторон.
Детская смертность на дорогах – тяжелая для обсуждения тема. Подобные аварии мало кого оставляют равнодушными, вызывая общественный резонанс.
По данным ГИБДД, за 2020 год на дорогах России произошло 15,2 тыс. аварий с участием детей до 16 лет. В них было ранено 16,7 тыс. детей и подростков, а погибло – 502.
Стоит отметить, что относительно 2019 года количество аварий сократилось на 24%, а смертность почти на 11%, что во многом связано с введением карантинных ограничений и снижением активности на дорогах. Тем не менее, в этом вопросе никогда нельзя поставить точку.
Как появилось предложение ПДД в ЕГЭ?
26 июля Национальный автомобильный союз (НАС) обратился к правительству России с предложением включить в школьную программу и ЕГЭ сдачу теоретической части водительского экзамена.
В организации обосновали необходимость этого тем, что современные школьники получают мало сведений о правилах дорожного движения, а доступность личного транспорта, например, электросамоваров, наоборот, растет. Руководитель НАС Антон Шапарин так прокомментировал инициативу:
«В настоящее время полноценные уроки по ПДД заменены на проведение факультативных занятий вне учебного плана, конкурсов, издание газет, что не способно заменить системного образования в данной сфере».
Сейчас в школьной программе есть основы правил дорожного движения, они преподаются на ОБЖ и занимают всего четыре урока, что эксперты считают недостаточным.
Идею поддержал и глава ГИБДД Михаил Черников, который предложил вернуть в российские школы уроки вождения. Это позволило бы выпускникам в 17 лет получать вместе с аттестатом и водительские права. Он заявил:
«Обучение правилам безопасного поведения на дороге и основным навыкам вождения должно быть непрерывным. Начинаясь в семье и детском саду, оно должно быть продолжено в школах, в отрядах юных инспекторов движения, ассоциациях юношеских автомобильных школ»
Кстати, это позиция вполне напоминает советский опыт, когда школьники (обычно мальчики) посещали автомобильные кружки. После сдачи экзамена в ГАИ они получали удостоверения, которыми могли пользоваться с 18 лет.
Глава ГИБДД добавил, что подобный способ подготовки также востребован армией, где есть высокая потребность в водителях среди личного состава.
Почему ПДД не включат в ЕГЭ?
Направленное в правительство предложение поступило в Минпросвещения, ответ которого Autonews опубликовал 13 сентября. В министерстве идею встретили без особого энтузиазма, резонно указав, что дополнительный экзамен вызовет негативную реакцию и учащихся, и родителей.
Минпросвещения отметило, что школы могут включать изучение ПДД в план внеурочной деятельности. Также чиновники напомнили о центрах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, где должна проводиться отработка правил со школьниками. В итоге предложение посчитали нецелесообразным.
Представителей НАС такой ответ не устроил, и они заявили, что продолжат борьбу на появление отдельного предмета в школах. По словам Шапарина, ничего не стоит поменять школьную программу, чтобы принципиально повысить уровень безопасности.
«Ответ министерства показывает, что сложившееся положение вещей, а именно регулярные аварии с детской смертностью их устраивают».
Вот тут, на мой взгляд, как раз и происходит типичная манипуляция и подмена понятий. Давайте остановимся на этом подробнее.
В чем корень аварийности на дорогах?
Во-первых, кто сказал, что знание правил автоматически приводит к их соблюдению? Во-вторых, отказ от предложения не означает, что текущее положение со смертностью на дорогах утраивает противников этой инициативы.
По-хорошему, чем раньше человек начнет учить правила дорожного движения, тем лучше. При этом, на мой взгляд, совершенно нет необходимости сделать всех граждан водителями. Есть те, кто вовсе не хочет садиться за руль и им достаточно знать только обязательную для пешеходов (и велосипедистов/самокатчиков) часть.
Если говорить о времени обучения, то лучше всего для этого подходит детский сад и начальная школа, так как после дети обычно уже начинают самостоятельно ходить в школу без сопровождения взрослых.
Однако это все будет гомеопатией, если не победить разобщенность в российском обществе. Люди носятся, как угорелые, на самокатах, велосипедах, мотоциклах и машинах не потому, что не знают правил. Все они знают, им просто наплевать на окружающих, да и на себя самих, по большому счету, тоже.
Пока человек не будет понимать, зачем ему жизнь, он не будет ценить ни себя, ни тех, кто рядом. Вряд ли российские школьники найдут ответ на этот вопрос в ПДД.