НАША ЭЛИТА БРЕДИТ?
Ходить в кино нынче стрёмно. По крайней мере всей семьёй. Даже если кино про семью. Пусть и в гриппе.
Вот и на просмотре "Петровых в гриппе" в Каннах не все тамошние критики два с половиной часа выдерживали. Многие покидали зал.
Уж не знаю, что их так отвращало - то ли количество детородных членов на экране, то ли свинцовые мерзости дикой русской жизни. Зато, в утешение авторам, как сообщают очевидцы, "на светском показе аплодировали 10 минут".
Как бы то ни было, лента Кирилла Серебренникова на этот раз осталась без главных призов.
Обозреватель "Литературной газеты" Александр Кондрашов объясняет это недостаточной беспросветностью фильма. Там ведь всё кончается хорошо. Снегурочка Марина решает не избавляться от ребёнка, Петровы выздоравливают. И даже покойник воскресает.
Вообще-то лента не только про болезнь. Она про Новый год. Один встречают ещё в СССР. А другой в России, судя по антуражу, 90-ых годов.
У ребёнка -температура, но ему очень хочется на ёлку. Родители тщетно пытаются сбить температуру просроченным лекарством. Звонят в "Скорую".
-Рвота есть? Судороги есть?-спрашивают там.
-Нет!
-Когда будут -тогда и приедем! - отвечает "Скорая".
Но температуру удаётся сбить. Так что папа везёт сына на ёлку, попутно вспоминая, что у него в детстве тоже была температура, но мама всё равно поехала с ним на праздник. И какой ледяной показалась ему тогда ладонь Снегурочки!
Пожалуй, эти ностальгический эпизоды - единственное просветление Кирилла Серебренникова. Всё остальное -это смрадная помойка.
В рецензии"Отменённый аборт", опубликованной в "Литературной газете" ( №37), Александр Кондрашов возмущается:
"...С чего и зачем в кинематографе завелась манера раздевать мужчин?Очень мешает, отвлекает детородный орган. Возникает чувство неловкости. В первую очередь за артиста. Не все же прирождённые эксгибиционисты... Драматического актёра таким образом опускают до уровня специальных мужских журналов..."
Ну что тут скажешь? -Зато на красной дорожке в Каннах артисты побывали.
Однако Кирилл Семёнович пошалил не только с Эросом, но и с Танатосом.
В фильме ставят к стенке неких солидных господ, а главный герой вместе с солдатиками их расстреливает.
Чулпан Хаматова в фильме вообще играет психопатку, перерезающую горло сыну кухонным ножом.
Сценарий фильма написал сам Кирилл Серебренников, находясь под домашним арестом в ходе расследования дела о мошенничестве.
Это экранная версия одноимённого романа уральского автора Алексея Сальникова. Сам режиссёр в одном из интервью превозносит текст до небес, полагая, что это выдающееся произведение русской литературы, которое будут читать и спустя века.
Его мнение разделило в 2018 году и жюри конкурса "Национальный бестселлер".
Что известно о писателе?
Сальников - это такой "парень с нашего района", Лёша с Уралмаша.
Позади у него два курса сельскохозяйственного института и один семестр на факультете литературного творчества Уральского университета. Его главные университеты - это сама "жизнь-жестянка".
Судя по интервью, Алексей - человек простой, от сохи и станка, но выросший на таких фильмах, как американская "Красотка". Дескать, русский зритель думал, что все капиталисты- это сплошь ричарды гиры, а вон оно как вышло.
Российский капитализм оказался не с человеческим лицом, как рисовал Голливуд, а со свиным рылом. В принципе об этом Сальников и пишет. О том, как русский человек попался на красивый, но пустой фантик. И что из этого вышло.
Пишет, как дышит.
Почти документально. Чего стоит пространное описание домашней аптечки Петровых!
В книге сбрендивший пассажир толкает речь в общественном транспорте, требуя казнить олигархов и чиновников. А недужному Петрову мерещится расстрел Бориса Николаевича Ельцина и бывшего губернатора Свердловской области Эдуарда Эргартовича Росселя. Режиссёр, слава Богу, заменяет их на неких солидных господ при галстуках. Всё- таки жанр фильма в трейлере определён как фантастика, хотя и не научная.
Вот и критик Виктор Матизен всё в той же "Литературке", проводя сравнительный анализ литературного первоисточника и киноленты, констатирует:
" Разница в том, что автор книги воспринимает свой мир как существующий в реальности и в головах героев, тогда как мир фильма для его создателя является площадкой для игр".
Вот здесь и наступает момент истины.
Если для Лёши с Уралмаша - это боль на разрыв аорты, которую он анестезирует известным русским способом, то для нашей элиты - это путь на красную дорожку.
Критик Александр Кондрашов видит разницу между писателем и режиссёром в том, что первый "сочувствует своим непутёвым героям, да и сам не далеко от них ушёл", а второй "на персонажей смотрит свысока - как на диковинных зверьков".
Это отличие в мировосприятии позволяет, видимо, и критику Виктору Матизену, как в известном анекдоте про изнасилование, "расслабиться и получить удовольствие". В то время как его оппонент выдаёт следующее умозаключение:
"Наше так называемое авторское кино держится не на народной любви, а на "штыках" либеральной критики, поддержке международных кинофестивалей и на западных ценностях(последние фильмы Серебренникова, Звягинцева финансируются из-за рубежа).
Когда же окончательно спадёт этот "гриппозный" морок?
Когда же наши добры молодцы выберутся из-под плиты , под которую их загнали каннские, берлинские, оскаровские и прочие чародеи?"
Вопрос , что называется, на засыпку.