Друзья напомнили мне еще один эпизод освобождения Крыма. Краткий пересказ таков:
13 апреля 1944 г. в районе села Ашага-Джамин (в 11 км восточнее г. Саки, сейчас это село Геройское) маленькое подразделение разведчиков вступило в бой с румынами, а, потом, с немцами. По результатам этого боя, все 9 бойцов этого подразделения стали Героями Советского Союза, но у восьми стоит приставка "посмертно"
Честно говоря, не знаю случая, чтобы сразу столько бойцов получили столь высокое звание. Что же произошло?
Весна 1944-го, советские войска, освобождавшие Крым, преследовали фашистов. Вперёд высылались разведотряды. Один из них, созданный из шести бойцов 3-го Гвардейского мотоинженерного и трёх 91-го мотострелкового батальона 19-го танкового корпуса, проводил разведку по дороге Евпатория — Симферополь.
В составе отряда
Магомет Абдулманапов, дагестанец, сапер 3-го гв. шисб (омиб)
Ершов Василий Александрович, 3-го гв. шисб (омиб)
Пётр Артемьевич Иванов, 91-й мотоциклетный батальон, мотоциклист Татарская АССР
Александр Федорович Симоненко, автоматчик, 91-й мотоциклетный батальон, автоматчик
Пётр Владимирович Велигин, сапер 3-го гв. омиб , Кировоградская область
Михаил Алексеевич Задорожный, пулеметчик 3-го гв. омиб
Григорий Никифорович Захарченко, гвардии ефрейтор сапер 3-го гв. омиб ,
Николай Иванович Поддубный, гв. сержант командир отделения, Днепропетровская область
Иван Терентьевич Тимошенко , сапер 3-го гв. омиб. Черниговская область
На постаменте памятника стоит Т-34, но группа двигалась на броне танка "Валентайн" МкVII из состава 91-го мотоциклетного батальона и на мотоцикле "Харлей Дэвидсон" Группа вела разведку по маршруту предполагаемого движения 6-й гвардейской танковой бригады. Им повстречались двое подростков — Пётр Бойко и Сейт-Вели Сейтмеметов, рассказавшие о румынах в селе Ашаг-Джамин.
Село было местом расположения полуэскадрона 9-й румынкой кавдивизии, однако в село, в рамках операции по "очистке полуострова" прибыли немцы.
- Командир группы гвардии сержант Николай Поддубный принял решение разведать обстановку в селе, — рассказывает Наталья ЕГОРОВА, начальник отдела использования информации документов госархива. — Как оказалось, вовремя — в Ашаг-Джамине готовился угон населения и уничтожение объектов. На окраине села оборудовался заслон, дорога минировалась. Фашисты согнали в школу жителей. Дома в деревне должны были сжечь. Атака разведчиков отвлекла гитлеровцев, они уже знали о прорыве советских войск, заняли оборону. Однако оказалось, в атаку на них шёл всего один танк и девять бойцов.
Среди погибших танкистов нет. Танк получил попадание и отошел Судя по тому, что информация о бое дошла до командования 6-й гв. тбр, подбитый танк был направлен с донесением и просьбой о помощи. Мотоциклисты и саперы остались. Несколько часов длился неравный бой. Кончился боезапас. Как рассказывают местные жители, даже связанные и избитые разведчики сопротивлялись. Пленных поволокли на расстрел.
Легенда говорит о том, что переводчик ещё уговаривал Магомета Абдулманапова: «Они же русские, а ты мусульманин…». Гвардии младший сержант ответил: «Они — мои братья. Мы — дети одной матери Родины!».
Об этом рассказал последний, кто остался в живых.
После ухода фашистов к месту расстрела подошли местные жители. Один из бойцов с перебитыми руками и ногами, раскрошенной нижней челюстью, с семью штыковыми и десятью огнестрельными ранами ещё дышал. Им оказался 24-летний Василий Ершов.
- Сохранились воспоминания тех, кто 13 апреля 1944-го обнаружил красноармейца, выхаживал, прятал от отступавших фашистов, — говорит Марина ШУЛЬЖЕНКО, главный специалист отдела госархива. — Те самые мальчишки — Пётр Бойко и Сейт-Вели Сейтмеметов, девушка Люба Гапкова, фельдшер Ольга Собко, Нина Колесникова, Клавдия Афанасьева, Ефросинья Соседенко, Надежда Березюк, Евдокия Разумова, Устинья Долибожко, Рая Гриценко и другие.
Люба и Ольга ни на шаг не отходили от раненого. Оберегали не только его, однако и местных жителей, которым за укрывательство грозила смертная казнь от отступавших фашистов. В селе они оказались уже во время войны — одна пригнана фашистами с Кубани, другая пришла из Ялты. После войны уехали из села. Более того, говорят, что два свидетеля тех событий еще живы.
А, танки пошли дальше вперед. 6-я танковая бригада получила приказ овладеть Бахчисараем. В авангарде бригады двигался приданный ей 91-й мотоциклетный батальон (командир м-р Григорьев) в составе которого на тот момент находились четыре танка «Валентайн», 10 бронетранспортеров, 9 броневиков, мотоциклы и батарея 57-мм орудий на мехтяге (транспортеры «Скаут» М-3). В 6.00 бригада завязала бои за город. По данным 279-й сд два батальона 1003 сп 279-й сд на автомашинах был так же переброшены к Бахчисараю. По советским данным, бой за Бахчисарай завершился в 14 часов[1].
До начала операции в составе батальона было 5 танков, до Бахчисарая дошло четыре, не хватает того самого, подбитого.
После освобождения Бахчисарая, 6-я гв. танковая бригада продолжила движение в направлении Севастополя. По данным донесения 6 гв. тбр 19-го ТК:
«В 6.00 бригада достигла р. Бельбек. На пути движения бригады на р. Бельбек противник взорвал все мосты и подступы к мостам заминировал. Найдя броды в районе Биюк-Отаркой[1], бригада переправилась на южный берег и выступила в преследование в юго-западной направлении на гор. Севастополь. В 13.00 достигнув сев. скатов балки Темная бригада встретила сильное сопротивление противника, с большим насыщением артиллерией, ведущей огонь из-за проволочного заграждения. Бригада вступила в бой, но без поддержки пехоты и артиллерии не смогла добиться успеха. С наступлением темноты бригада перешла к обороне в 1,5 км юго-восточнее Камышлы…» . Но это уже немного другая история.
[1] современное с. Фронтовое
[1]ЦАМО, Фонд 1577, Опись 1, Дело 1