Найти тему
Киношная ночь

Карандаш против компьютера: проиграна ли битва за аниматора?

Казалось бы, в эпоху глобальной цифровизации ни о какой "битве" компьютерной анимации со своими предшественниками не может быть и речи. Рисованная вручную (тем более кукольная или пластилиновая) мультипликация давно её проиграла, и сегодня выбор большинства аниматоров очевиден. Однако, когда редкие исключения производят фурор в мире кино, возникает вопрос: можно ли объяснить возвращение к старым инструментам одной лишь ностальгией художников?

Кадр из мультфильма "Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня" (2005). В его производстве было использовано почти 3 тонны пластилина
Кадр из мультфильма "Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня" (2005). В его производстве было использовано почти 3 тонны пластилина

С преимуществами компьютерной анимации действительно сложно спорить. Как условный карандаш может противостоять возможностям программирования? Компьютер точно знает, как ведёт себя тот или иной материал в любых обстоятельствах. Аниматор задаёт необходимые параметры, и алгоритмы быстро и безошибочно создают идеальное изображение. Только вот гений отечественной мультипликации Юрий Борисович Норштейн относит этот факт не к преимуществам, а к недостаткам новых технологий и вспоминает строки классика: "И случай, бог изобретатель".

Мастер-класс Норштейна, на котором он рассказывает о работе над фильмом "Шинель" (1981). Источник: multfest.ru
Мастер-класс Норштейна, на котором он рассказывает о работе над фильмом "Шинель" (1981). Источник: multfest.ru

Неизбежные в живом творческом процессе ошибки иногда помогают художнику в поисках точного визуального решения. Случайный штрих – и вот найдена характерная черта для создания необходимого образа нарисованного персонажа. Записи мастер-классов Норштейна выложены в открытый доступ, и любой желающий может узнать о том, как создавались любимые мультфильмы и сколько художественных открытий было сделано в скрупулёзной работе с живыми материалами.

Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане". Режиссёр – Юрий Норштейн (1975). Образ знаменитого героя получился у художника случайно, в процессе рисования на целлулоиде
Кадр из мультфильма "Ёжик в тумане". Режиссёр – Юрий Норштейн (1975). Образ знаменитого героя получился у художника случайно, в процессе рисования на целлулоиде

На стороне идеальной картинки, созданной с помощью компьютерной графики – голоса юных зрителей. Фантастические миры, которые с каждым новым витком развития техники становятся всё объёмнее, красочнее и реалистичнее, приковывают к себе внимание и безусловно выигрывают у нарисованных на бумаге. Но нельзя не замечать и голоса на стороне иных технологий, ведь какая-то часть взрослой аудитории не рассматривает кино (и анимацию в частности) как развлечение. И своего зрителя всегда найдут авторы тех замыслов, для реализации которых компьютер со всеми его возможностями, как это ни странно, попросту не подходит.

Промо к фильму "Ван Гог. С любовью, Винсент". Режиссёры – Дорота Кобела, Хью Уэлшман
Промо к фильму "Ван Гог. С любовью, Винсент". Режиссёры – Дорота Кобела, Хью Уэлшман

Например, анимационный фильм "Ван Гог. С любовью, Винсент" покорил многих атмосферой, возникшей именно благодаря выбору режиссёров. Настоящая живопись на экране потребовала больших затрат создателей картины, но победила компьютер своей душевной, недоступной поверхностному взгляду, составляющей. Живое воспроизведение творческого метода – благодарность и посвящение непризнанному при жизни художнику.

Работа над фильмом "Ван Гог. С любовью, Винсент". Все кадры анимационного фильма были написаны масляными красками. Источник: ArtsLife
Работа над фильмом "Ван Гог. С любовью, Винсент". Все кадры анимационного фильма были написаны масляными красками. Источник: ArtsLife

Телевидение не убило театр, с появлением электронной книги не исчезли бумажные, а каллиграфия, например, вернулась в нашу жизнь в качестве одного из популярных хобби. Так, может быть, и живые материалы в мультипликации, и современные компьютерные технологии – всего лишь инструменты, выбор которых зависит от художественных задач? К слову, их сочетание сегодня используется в развитии детских студий: на экранах воплощаются истории пластилиновых, песочных, рисованных персонажей, всесторонне развивающие авторов и зачастую поражающие воображение даже взрослых профессионалов. А что вы об этом думаете? Ставьте лайк, оставляйте комментарий и подпишитесь на канал, будет много интересного!

Автор: Мария Лебедева

Тут ещё:
Как в Африке рисовали постеры к фильмам на мешках от муки