Найти тему
Владислав Семёнов

Проекты СССР, которые так и не увидели свет в современной России

Оглавление

В СССР было создано множество проектов, которые просто поражают, но они были слишком заоблачными для того времени, даже для настоящего

Летающая подводная лодка

В 1934 году Борис Ушаков разработал и представил начальству проект мощного гидросамолёта, способного погружаться под воду и наблюдать за обстановкой через перископ. Проект передали в Научно-исследовательский военный комитет. Но, к сожалению, технологии СССР 1937 года не были настолько передовыми, и техническое воплощение летающей подводной лодки застопорилось. Споры между Ушаковым и военными чиновниками привели к тому, что инженер решил сам найти средства для постройки гидроплана. Он считал, что его проект просто необходим ВМФ СССР.
С его помощью можно было без проблем преодолевать минные поля, скрытно подходить к городам противника и производить разведку с воздуха. Всего три подлодки Ушакова нужны были, чтобы создать заслон кораблям противника на рубеже 10 километров. Гидросамолёт был оснащён отдельными отсеками для двигателей, жилым помещением и отсеком для гребного электродвигателя. Но в 1938 году военная комиссия закрыла его. Официальной причиной стала низкая скорость передвижения самолёта под водой.

Летающая машина

-2
В 1962 году в СССР был изобретён "летающий" автомобиль ГАЗ-16. Официально он назывался автомобилем "повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой". Автомобиль был разработан на Горьковском заводе под руководством конструктора Алексея Смолина при участии инженеров авиазавода им. Орджоникидзе и центра НАМИ.
По сути, это был универсальный автомобиль, сочетающий в себе качества обычной машины и судна на воздушной подушке. Он был сконструирован на автомобильном шасси с волговской подвеской и с двигателем от "Чайки", выдающим 195 л.с., и мог развивать 170 км/час на шоссе. Воздушная подушка приподнимала авто над дорогой на 150 мм. При движении над водой машина создавала сильный туман.

Туристическая подлодка

-3
В 1990 году в СССР построили небольшую подводную лодку для туристических экскурсий "Нептун". Лодка проекта "Ихтиандр" была разработана в КБ "Рубин". Её корпус был изготовлен из легированной стали и имел длину 28 метров, ширину — четыре метра. Обзор обеспечивали 22 иллюминатора. Лодка имела серьёзные ограничения — погружаться в море она могла лишь в том случае, если волнение было менее двух баллов, а температура воздуха — выше нуля и ниже +35 градусов.
Уже после падения СССР лодку доставили на остров Антигуа в Карибском море, где планировалось отбить вложенные в проект миллионы, совершая по семь экскурсий в день три года подряд. Но проект не задался: местные спасатели решили, что лодка не отвечает правилам безопасности, и её запретили эксплуатировать.

Лазерное оружие

-4
Начиная с 1950-х годов СССР начал разрабатывать системы применения лазеров. Результатом программ стало проявление летающей экспериментальной лаборатории А-60 на базе самолёта Ил-76. У самолёта были две функции — научная и военная. Он предназначался для исследования распространения лазерных лучей в атмосфере и для подавления разведки врага. В носовой части самолёта на месте метеорадара был установлен лазер наведения, а основной боевой лазер скрывался за защитными створками в специальной башне. Для снабжения лазера энергией были установлены турбогенераторы. Первый полёт лаборатории состоялся в 1981 году, но самолёт сгорел во время испытаний в 1991 году. В настоящее время в России ведутся разработки нового проекта с использованием лазера — "1А2".
В 1983 году на вооружение Советской армии поступил лазерный самоходный комплекс "Сангвин", который должен был бороться с самолётами противника, поражая их оптико-электронные приборы. Боевые лазеры устанавливали на кораблях и даже на вертолётах. Вершиной инженерной мысли стал наземный противокосмический комплекс "Терра-3", который должен был сбивать баллистические ракеты противника.