Найти тему
Kinoдилетант

Дюна поборется со Звездными Войнами за оригинальность

Оглавление
Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

Зритель жаждал новой киносаги - эпичной, как Властелин Колец; затягивающей в свою многомерную вселенную, как Мстители; философской, как Звездные Войны. И мы дождались премьеры крупнобюджетной версии культового научно-фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна».

Рекламная компания была массированной и мощной, даже мой тостер кричал «Дюна», выплевывая хрустящие хлебцы. Вынужденные карантинные переносы даты выхода ленты на большой кран сделали ее главным кинособытием года. В общем, мы истосковались и теперь можем позволить себе мусолить, обсуждать, восхищаться и критиковать выстраданное детище уже признанного режиссёра Дени Вильнёва («Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049»)

Если вспомнить историю, то в начале была "Дюна" Дэвида Линча, который был ограничен непродолжительным хронометражем. Затем, в 2000 году, появился телевизионный мини-сериал, здесь уже было достаточно времени, но нужного бюджета так и не сложилось, чтобы достойно воссоздать любимый роман Фрэнка Герберта. На память приходит еще сюрреалистическое видение Алехандро Ходоровски, которое, как известно, так и не было снято (но есть документальный фильм о подготовке к созданию).

И вот, наконец, у нас есть то, что теоретически должно стать фильмом-венцом - мегабюджетный эпик с самыми современными визуальными эффектами, супер звездным актерским составом, мощной кинокомандой во главе с режиссером Дени Вильнёвом, который, говорят, мечтал адаптировать книгу на протяжении десятилетий. НО! Что же так смущает некоторых критиков и фанатов? Что может стать кошмаром для всех, вложивших столько сил в создание картины?

Javier Bardem and Denis Villeneuve in Dune (credit IMDB)
Javier Bardem and Denis Villeneuve in Dune (credit IMDB)

Как оказалось, одной из самых сложных задач была установка сделать так, чтобы фильм не выглядел как подражание одной из самых любимых поп-культурных саг - «Звездным войнам». Непосредственно роман Герберта был опубликован в 1965 году (это более чем 10 лет до выхода первого фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны"). Но Лукас достаточно много позаимствовал из книги, и теперь зритель, придя на сеанс «Дюны», может задуматься, что где-то уже видел нечто подобное, давным-давно в далекой-далекой галактике. Сам Фрэнк Герберт, конечно, видел заимствования из своего романа и иронизировал над этим. Он и несколько его коллег даже создали шуточную организацию «Мы слишком велики, чтобы судиться с Лукасом» (We’re Too Big to Sue George Lucas Society).

Давайте найдем главные сходства между этими фильмами, а также пройдемся по фундаментальным отличиям. (БУДУТ СПОЙЛЕРЫ)

Арракис/Таттуин

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

Самые известные планеты в «Дюне» и «Звездных войнах» невероятно похожи. Люк Скайуокер родом с безлюдной и почти необитаемой пустынной планеты на дальних рубежах галактики под названием Таттуин. Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) и его семья переезжают на пустынную и почти необитаемую планету на дальних рубежах известной вселенной под названием Арракис. Обе песчаные планеты занимают центральное место в сюжете этих историй; именно на них герои откликаются на зов судьбы.

На обеих планетах вода – большой дефицит. На Таттуине дядя Люка - фермер, который устанавливает в пустыне устройства для получения влаги из атмосферы. На Арракисе ту же функцию выполняет устройство под названием "собиратель росы".

Местные жители (фремены на Арракисе и джавы на Таттуине) передвигаются по песчаной поверхности планет на очень похожем гусеничном транспорте – харвестеры и краулеры соответственно.

Пол Атрейдес/Люк Скайуокер

Lucasfilm/Warner Bros/Legendary
Lucasfilm/Warner Bros/Legendary

Юный худощавый герой Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе), как и Люк Скайуокер имеет аристократическое происхождение, зарождающиеся экстрасенсорные способности и прекрасные навыки боя на мечах. Забавно, что в обеих научно-фантастических вселенных, где тяжелая артиллерия класса "земля-космос" давно является стандартным оружием, меч все равно могущественнее бластера.

Пол - сын великого феодального правителя, герцога Лето Атрейдеса (Оскар Айзек), и наложницы герцога, леди Джессики (Ребекка Фергюсон), которая принадлежит к древнему ордену мистиков, контролирующих сознание (почти как джедаи, но женщины).

Люк Скайуокер сын сенатора с Набу Падме Амидалы Наберри и рыцаря-джедая Энакина Скайуокера

Принцесса Алия/принцесса Лея

Lucasfilm/SciFi
Lucasfilm/SciFi

Все мы знаем и любим принцессу Лею из "Звездных войн". Как мы помним, она является сестрой Люка Скайуокера. Между ними существует мощная духовная и психическая связь. Это напоминает принцессу Алию из "Дюны", сестру Пола Атрейдеса, с которой он разделяет мощную духовную и психическую связь.

Происхождение от злодея

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

В отличие от Люка Скайуокера, Полу Атрейдесу не приходится бороться с демонами, связанными с поиском его родителей. Дюк Лето - очень хороший отец, не смотря на свой образ феодала и махинатора. Пол общается со своей матерью, леди Джессикой, и учится быть сильным, наблюдая за ней. Люк Скайуокер, напротив, никогда не знал свою мать, и ему пришлось противостоять отцу, который был чудовищным тираном.

В "Звездных войнах" Люк и Лея в конце концов узнают о своей тайной родословной. Они - дети главного злодея саги, Дарта Вейдера. В "Дюне" Пол и Алия узнают, что они внуки главного злодея этой саги, Владимира Харконнена (Стеллан Скарсгард)

Империум/Империя

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

В оригинальной трилогии "Звездных войн" правителем галактики является злая галактическая империя. В "Дюне" известной вселенной управляет злой межзвездный Империум. В обоих случаях во главе стоит император. Обе саги в конечном итоге рассказывают о крахе этой тоталитарной системы правления.

Голос/Сила

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

В "Дюне" члены ордена Бене Гессерит используют нечто, называемое Голосом, - силу, которую они приобрели благодаря ментальному обучению и которая позволяет им контролировать разум другого человека. Пол Атрейдес также слышит голос и ему приходят видения.

В "Звездных войнах" существует мистическое и непостоянное поле, называемая Силой, которое позволяет некоторым персонажам выполнять джедайские трюки. Они могут использовать ее для убеждения и манипулирования другими людьми.

Прана Бинду/Джедай Бенду

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

В "Дюне" Прана Бинду - это метод тренировки, который приводит к полному контролю над своей нервной системой и мускулатурой, что помогает в бою. Это главный принцип Бене Гессерит.

В первоначальном черновом варианте "Звездных войн" Джорджа Лукаса джедаи назывались "джедаями Бенду", носителями Силы - связи со всем живым во Вселенной. В конечном итоге во вселенной "Звездных войн" повторно использовался термин "бенду" лишь в мультсериале "Повстанцы", где мы встречаем одноименных чувствительных к Силе существ, которые представляют собой центр Силы.

Оба термина происходят от символа Бинду, на санскрите означающего "точка". Бинду ассоциируется с чакрой, а также означает "точка, в которой начинается творение и становится единством".

Дункан Айдахо/Хан Соло

Jason Momoa/Warner Bros/Lucasfilm
Jason Momoa/Warner Bros/Lucasfilm

Дункан Айдахо (Джейсон Момоа) - мастера меча Дома Атрейдесов. В романе Айдахо приписан к Дому Атрейдесов, но существует немного в стороне. Он становится послом к фременам, чтобы объединить народ Арракиса с Атрейдесами. Он отступник и дамский угодник. Сам Момоа в одном из интервью назвал своего персонажа "Ханом Соло". Нетрудно понять, почему напрашивается такое сравнение. Мы видим, что у него есть все шансы стать Ханом Соло из новой кинофраншизы "Дюна".

Слизнеобразные существа

Lucasfilm
Lucasfilm

Во вселенной "Дюны" сын Пола Атрейдеса, Лето II Атрейдес, медленно превращается в червеобразное существо, стоящее на помосте, которое в буквальном смысле является королевской особой. В фильме "Звездные войны: Возвращение джедая" мы видим жизнь Джаббы Хатта, слизнякоподобного существа, которого носят на помосте и который живет как король на Таттуине.

Тема чистой любви

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

Любовь Пола к Чани (Зендейя) в "Дюне" - одна из самых замечательных вещей в первом и втором романах. Хотя Чани не играет большой роли в первой половине первой книги, похоже, что новый фильм изменит часть повествования, чтобы рассказать о Дюне с точки зрения Чани. Любовь – это дополнительная сила и смысл в сюжете «Дюны».

Мы помним, что Люк Скайуокер так и не смог найти настоящую любовь в своей борьбе с Империей. Это, конечно, не вина Люка, но тот факт, что Люк часто бывает одиноким волком, разительно отличает его от Пола Атрейдеса. К концу "Дюны" Пол и Чани становятся сильной парой, и история рассказывает о них, а не только о Поле. История Люка (в фильмах) остается сосредоточенной на нем, это история одиночки.

Путь героя

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

Пола преследуют путаные видения будущего (как у Люка), но ему не всегда удается избежать негативных последствий. Можно сказать, как только Пол попадает на Арракис, его путь к превращению в Муад'Диба уже определен. С этой точки зрения, Полу труднее изменить предначертанную судьбу, он больше похож на Энакина, чем на Люка

Путь Люка Скайуокера развивается по традиционной схеме "путешествия героя" - это яркое приключение. Люк непредсказуем и далеко не всегда поступает так, как думают Йода и Император. Эта непредсказуемость, возможно, является частью того, почему он в итоге спасает положение в "Возвращении джедая".

Пол не просился на Арракис. Но именно там он должен быть. Самая большая разница между Люком Скайуокером и Полом Атрейдесом может быть также самой разительной разницей между "Дюной" и "Звездными войнами" в целом.

В "Новой надежде" Люк начинает свое путешествие на пустынной планете и отправляется посмотреть галактику. В "Звездных войнах" нам снова и снова говорят, что Таттуин - это то место, от которого хочется убежать, а не то, которое хочется назвать домом.

Путешествие Пола на пустынный Арракис - полная противоположность. История Пола Атрейдеса показывает его как человека, прибывшего из широкой галактики, с уютной планеты Каладан. Его семья переезжает на планету Арракис, и история Дюны рассказывает о том, что происходит, когда они остаются там.

Люк Скайуокер хочет покинуть свой дом и найти приключения. Пол хочет сохранить свою личность в неприкосновенности; невольно попав на Арракис, он обретает новый дом. Для Пола это история взросления мальчика, который становится жестче и циничнее на пути к лидерству. Герои будто движутся в противоположных направлениях по дугам одной окружности. Но в паре поворотных точек их пути совпадают.

Юмор

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

Создатели «Дюны» проявили смелость, сняв колоссальный научно-фантастический блокбастер, в котором нет ни язвительности, ни сарказма, ни персонажей, совершающих глупости. «Дюна» - это серьезное, мрачное кино. Мы будто вдруг повзрослели. Визуально захватывающее, но не расслабляющее разум легким юмором и нелепыми диалогами, что так органично смотрятся в фильмах Марвел. Сарказм и юмор были также неотъемлемой чертой классических «Звездных войн» (не считая самых последних эпизодов, напыщенная серьезность которых смотрелась удручающе).

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

Да, визуальный ряд фильма удивительно мрачный и внушительный, но отголоски "Звездных войн" есть везде: в массовых рядах войск, в грозных транспортных средствах с гусеничными траками, в кабинах и форме пилотов.

Вильнёв и его команда отделяют свой фильм от фильма Лукаса двумя способами. Во-первых, это акцентирование геополитического резонанса истории. Арракис – место происхождения и добычи "спайса", галлюциногенного наркотика, который необходим для межзвездных путешествий. Именно поэтому военные силы разных планет постоянно прибывают, чтобы добывать его, сражаться за него. Это сильно осложняет жизнь обитающим в пустыне фременам (Хавьер Бардем, Зендая и др.), чья одежда и язык достаточно знакомы и напоминают нам, что, возможно, этот чужой мир не такой уж чужой.

Dune, Warner Bros
Dune, Warner Bros

И повторюсь еще раз, очевидное отличие "Дюны" от "Звездных войн" заключается в том, насколько она мрачна. Это грандиозная эпопея, с суровым настроением, пыльной, коричнево-серой цветовой гаммой и партитурой Ханса Циммера, которая состоит из слоев оглушительных визгов, дронов и гулких ударов. Здесь нет ни забавных роботов, ни милых инопланетян. Не каждый может воспринять сложную мифологию романа, но Вильнёв - смог.

Кстати, кресло оператора картины было отдано Грегу Фрейзеру, который отвечал за визуальную часть проектов «Изгой-один. Звездные войны: Истории», «Охотник на лис», «Мандалорец», «Цель номер один». Возможно, доскональное понимание атмосферы той вселенной помогло ему выстроить совершенно иное визуальное пространство, помочь зрителю взглянуть на очередную космическую сагу под новым углом и незамыленным взглядом.

Здорово, что Вильнёв не решил снимать телесериал. Сейчас это модный способ адаптации романов, и «Дюна» могла занять место отгремевшей «Игры Престолов». У нас есть кандидат на звание новой саги, выхода очередного эпизода которой ждут во всем мире. «Дюна» - это социальная фантастика, которая точно сыпет соль на самые больные и актуальные раны нашей планеты. В центре сюжета такие проблемы как, экологическая катастрофа, человеческий потенциал и личность, измененные состояния сознания и революция развивающихся стран против империализма – все сливается воедино и тесно переплетается с судьбой героев.