Зритель жаждал новой киносаги - эпичной, как Властелин Колец; затягивающей в свою многомерную вселенную, как Мстители; философской, как Звездные Войны. И мы дождались премьеры крупнобюджетной версии культового научно-фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна».
Рекламная компания была массированной и мощной, даже мой тостер кричал «Дюна», выплевывая хрустящие хлебцы. Вынужденные карантинные переносы даты выхода ленты на большой кран сделали ее главным кинособытием года. В общем, мы истосковались и теперь можем позволить себе мусолить, обсуждать, восхищаться и критиковать выстраданное детище уже признанного режиссёра Дени Вильнёва («Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049»)
Если вспомнить историю, то в начале была "Дюна" Дэвида Линча, который был ограничен непродолжительным хронометражем. Затем, в 2000 году, появился телевизионный мини-сериал, здесь уже было достаточно времени, но нужного бюджета так и не сложилось, чтобы достойно воссоздать любимый роман Фрэнка Герберта. На память приходит еще сюрреалистическое видение Алехандро Ходоровски, которое, как известно, так и не было снято (но есть документальный фильм о подготовке к созданию).
И вот, наконец, у нас есть то, что теоретически должно стать фильмом-венцом - мегабюджетный эпик с самыми современными визуальными эффектами, супер звездным актерским составом, мощной кинокомандой во главе с режиссером Дени Вильнёвом, который, говорят, мечтал адаптировать книгу на протяжении десятилетий. НО! Что же так смущает некоторых критиков и фанатов? Что может стать кошмаром для всех, вложивших столько сил в создание картины?
Как оказалось, одной из самых сложных задач была установка сделать так, чтобы фильм не выглядел как подражание одной из самых любимых поп-культурных саг - «Звездным войнам». Непосредственно роман Герберта был опубликован в 1965 году (это более чем 10 лет до выхода первого фильма Джорджа Лукаса "Звездные войны"). Но Лукас достаточно много позаимствовал из книги, и теперь зритель, придя на сеанс «Дюны», может задуматься, что где-то уже видел нечто подобное, давным-давно в далекой-далекой галактике. Сам Фрэнк Герберт, конечно, видел заимствования из своего романа и иронизировал над этим. Он и несколько его коллег даже создали шуточную организацию «Мы слишком велики, чтобы судиться с Лукасом» (We’re Too Big to Sue George Lucas Society).
Давайте найдем главные сходства между этими фильмами, а также пройдемся по фундаментальным отличиям. (БУДУТ СПОЙЛЕРЫ)
Арракис/Таттуин
Самые известные планеты в «Дюне» и «Звездных войнах» невероятно похожи. Люк Скайуокер родом с безлюдной и почти необитаемой пустынной планеты на дальних рубежах галактики под названием Таттуин. Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) и его семья переезжают на пустынную и почти необитаемую планету на дальних рубежах известной вселенной под названием Арракис. Обе песчаные планеты занимают центральное место в сюжете этих историй; именно на них герои откликаются на зов судьбы.
На обеих планетах вода – большой дефицит. На Таттуине дядя Люка - фермер, который устанавливает в пустыне устройства для получения влаги из атмосферы. На Арракисе ту же функцию выполняет устройство под названием "собиратель росы".
Местные жители (фремены на Арракисе и джавы на Таттуине) передвигаются по песчаной поверхности планет на очень похожем гусеничном транспорте – харвестеры и краулеры соответственно.
Пол Атрейдес/Люк Скайуокер
Юный худощавый герой Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе), как и Люк Скайуокер имеет аристократическое происхождение, зарождающиеся экстрасенсорные способности и прекрасные навыки боя на мечах. Забавно, что в обеих научно-фантастических вселенных, где тяжелая артиллерия класса "земля-космос" давно является стандартным оружием, меч все равно могущественнее бластера.
Пол - сын великого феодального правителя, герцога Лето Атрейдеса (Оскар Айзек), и наложницы герцога, леди Джессики (Ребекка Фергюсон), которая принадлежит к древнему ордену мистиков, контролирующих сознание (почти как джедаи, но женщины).
Люк Скайуокер сын сенатора с Набу Падме Амидалы Наберри и рыцаря-джедая Энакина Скайуокера
Принцесса Алия/принцесса Лея
Все мы знаем и любим принцессу Лею из "Звездных войн". Как мы помним, она является сестрой Люка Скайуокера. Между ними существует мощная духовная и психическая связь. Это напоминает принцессу Алию из "Дюны", сестру Пола Атрейдеса, с которой он разделяет мощную духовную и психическую связь.
Происхождение от злодея
В отличие от Люка Скайуокера, Полу Атрейдесу не приходится бороться с демонами, связанными с поиском его родителей. Дюк Лето - очень хороший отец, не смотря на свой образ феодала и махинатора. Пол общается со своей матерью, леди Джессикой, и учится быть сильным, наблюдая за ней. Люк Скайуокер, напротив, никогда не знал свою мать, и ему пришлось противостоять отцу, который был чудовищным тираном.
В "Звездных войнах" Люк и Лея в конце концов узнают о своей тайной родословной. Они - дети главного злодея саги, Дарта Вейдера. В "Дюне" Пол и Алия узнают, что они внуки главного злодея этой саги, Владимира Харконнена (Стеллан Скарсгард)
Империум/Империя
В оригинальной трилогии "Звездных войн" правителем галактики является злая галактическая империя. В "Дюне" известной вселенной управляет злой межзвездный Империум. В обоих случаях во главе стоит император. Обе саги в конечном итоге рассказывают о крахе этой тоталитарной системы правления.
Голос/Сила
В "Дюне" члены ордена Бене Гессерит используют нечто, называемое Голосом, - силу, которую они приобрели благодаря ментальному обучению и которая позволяет им контролировать разум другого человека. Пол Атрейдес также слышит голос и ему приходят видения.
В "Звездных войнах" существует мистическое и непостоянное поле, называемая Силой, которое позволяет некоторым персонажам выполнять джедайские трюки. Они могут использовать ее для убеждения и манипулирования другими людьми.
Прана Бинду/Джедай Бенду
В "Дюне" Прана Бинду - это метод тренировки, который приводит к полному контролю над своей нервной системой и мускулатурой, что помогает в бою. Это главный принцип Бене Гессерит.
В первоначальном черновом варианте "Звездных войн" Джорджа Лукаса джедаи назывались "джедаями Бенду", носителями Силы - связи со всем живым во Вселенной. В конечном итоге во вселенной "Звездных войн" повторно использовался термин "бенду" лишь в мультсериале "Повстанцы", где мы встречаем одноименных чувствительных к Силе существ, которые представляют собой центр Силы.
Оба термина происходят от символа Бинду, на санскрите означающего "точка". Бинду ассоциируется с чакрой, а также означает "точка, в которой начинается творение и становится единством".
Дункан Айдахо/Хан Соло
Дункан Айдахо (Джейсон Момоа) - мастера меча Дома Атрейдесов. В романе Айдахо приписан к Дому Атрейдесов, но существует немного в стороне. Он становится послом к фременам, чтобы объединить народ Арракиса с Атрейдесами. Он отступник и дамский угодник. Сам Момоа в одном из интервью назвал своего персонажа "Ханом Соло". Нетрудно понять, почему напрашивается такое сравнение. Мы видим, что у него есть все шансы стать Ханом Соло из новой кинофраншизы "Дюна".
Слизнеобразные существа
Во вселенной "Дюны" сын Пола Атрейдеса, Лето II Атрейдес, медленно превращается в червеобразное существо, стоящее на помосте, которое в буквальном смысле является королевской особой. В фильме "Звездные войны: Возвращение джедая" мы видим жизнь Джаббы Хатта, слизнякоподобного существа, которого носят на помосте и который живет как король на Таттуине.
Тема чистой любви
Любовь Пола к Чани (Зендейя) в "Дюне" - одна из самых замечательных вещей в первом и втором романах. Хотя Чани не играет большой роли в первой половине первой книги, похоже, что новый фильм изменит часть повествования, чтобы рассказать о Дюне с точки зрения Чани. Любовь – это дополнительная сила и смысл в сюжете «Дюны».
Мы помним, что Люк Скайуокер так и не смог найти настоящую любовь в своей борьбе с Империей. Это, конечно, не вина Люка, но тот факт, что Люк часто бывает одиноким волком, разительно отличает его от Пола Атрейдеса. К концу "Дюны" Пол и Чани становятся сильной парой, и история рассказывает о них, а не только о Поле. История Люка (в фильмах) остается сосредоточенной на нем, это история одиночки.
Путь героя
Пола преследуют путаные видения будущего (как у Люка), но ему не всегда удается избежать негативных последствий. Можно сказать, как только Пол попадает на Арракис, его путь к превращению в Муад'Диба уже определен. С этой точки зрения, Полу труднее изменить предначертанную судьбу, он больше похож на Энакина, чем на Люка
Путь Люка Скайуокера развивается по традиционной схеме "путешествия героя" - это яркое приключение. Люк непредсказуем и далеко не всегда поступает так, как думают Йода и Император. Эта непредсказуемость, возможно, является частью того, почему он в итоге спасает положение в "Возвращении джедая".
Пол не просился на Арракис. Но именно там он должен быть. Самая большая разница между Люком Скайуокером и Полом Атрейдесом может быть также самой разительной разницей между "Дюной" и "Звездными войнами" в целом.
В "Новой надежде" Люк начинает свое путешествие на пустынной планете и отправляется посмотреть галактику. В "Звездных войнах" нам снова и снова говорят, что Таттуин - это то место, от которого хочется убежать, а не то, которое хочется назвать домом.
Путешествие Пола на пустынный Арракис - полная противоположность. История Пола Атрейдеса показывает его как человека, прибывшего из широкой галактики, с уютной планеты Каладан. Его семья переезжает на планету Арракис, и история Дюны рассказывает о том, что происходит, когда они остаются там.
Люк Скайуокер хочет покинуть свой дом и найти приключения. Пол хочет сохранить свою личность в неприкосновенности; невольно попав на Арракис, он обретает новый дом. Для Пола это история взросления мальчика, который становится жестче и циничнее на пути к лидерству. Герои будто движутся в противоположных направлениях по дугам одной окружности. Но в паре поворотных точек их пути совпадают.
Юмор
Создатели «Дюны» проявили смелость, сняв колоссальный научно-фантастический блокбастер, в котором нет ни язвительности, ни сарказма, ни персонажей, совершающих глупости. «Дюна» - это серьезное, мрачное кино. Мы будто вдруг повзрослели. Визуально захватывающее, но не расслабляющее разум легким юмором и нелепыми диалогами, что так органично смотрятся в фильмах Марвел. Сарказм и юмор были также неотъемлемой чертой классических «Звездных войн» (не считая самых последних эпизодов, напыщенная серьезность которых смотрелась удручающе).
Да, визуальный ряд фильма удивительно мрачный и внушительный, но отголоски "Звездных войн" есть везде: в массовых рядах войск, в грозных транспортных средствах с гусеничными траками, в кабинах и форме пилотов.
Вильнёв и его команда отделяют свой фильм от фильма Лукаса двумя способами. Во-первых, это акцентирование геополитического резонанса истории. Арракис – место происхождения и добычи "спайса", галлюциногенного наркотика, который необходим для межзвездных путешествий. Именно поэтому военные силы разных планет постоянно прибывают, чтобы добывать его, сражаться за него. Это сильно осложняет жизнь обитающим в пустыне фременам (Хавьер Бардем, Зендая и др.), чья одежда и язык достаточно знакомы и напоминают нам, что, возможно, этот чужой мир не такой уж чужой.
И повторюсь еще раз, очевидное отличие "Дюны" от "Звездных войн" заключается в том, насколько она мрачна. Это грандиозная эпопея, с суровым настроением, пыльной, коричнево-серой цветовой гаммой и партитурой Ханса Циммера, которая состоит из слоев оглушительных визгов, дронов и гулких ударов. Здесь нет ни забавных роботов, ни милых инопланетян. Не каждый может воспринять сложную мифологию романа, но Вильнёв - смог.
Кстати, кресло оператора картины было отдано Грегу Фрейзеру, который отвечал за визуальную часть проектов «Изгой-один. Звездные войны: Истории», «Охотник на лис», «Мандалорец», «Цель номер один». Возможно, доскональное понимание атмосферы той вселенной помогло ему выстроить совершенно иное визуальное пространство, помочь зрителю взглянуть на очередную космическую сагу под новым углом и незамыленным взглядом.
Здорово, что Вильнёв не решил снимать телесериал. Сейчас это модный способ адаптации романов, и «Дюна» могла занять место отгремевшей «Игры Престолов». У нас есть кандидат на звание новой саги, выхода очередного эпизода которой ждут во всем мире. «Дюна» - это социальная фантастика, которая точно сыпет соль на самые больные и актуальные раны нашей планеты. В центре сюжета такие проблемы как, экологическая катастрофа, человеческий потенциал и личность, измененные состояния сознания и революция развивающихся стран против империализма – все сливается воедино и тесно переплетается с судьбой героев.