Заветная мечта наверняка есть у многих из нас. У кого-то она вполне приземленная, вроде покупки машины или новой шубы. Кто-то мечтает изменить мир, а кто-то – перевернуть собственную жизнь. Герои Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет хотели переехать в Париж. Но их мечта разбилась о реальность семейного быта.
Фильм Сэма Мендеса, снятый по одноименному роману американского писателя Ричарда Йэтса, я впервые посмотрел, когда был еще холост. Кино мне показалось откровенно скучным. Многого тогда не понимал, и жизненные перипетии героев мне не были близки. Но когда сам стал семейным человеком, то горькая жизненная история открылась совершенно с другой стороны. А недавно пересматривал эту драму опять. И она снова пробудила во мне целый спектр противоречивых эмоций.
Напомню сюжет. В глухой американской провинции 50-х годов живет семья Уиллеров. Фрэнк (Леонардо ДиКаприо) – успешный торговец автомобилями. Работа не приносит ему удовольствия. Однако семья не бедствует. Живут в нормальном доме, имеют приличную по тем временам машину. Заработок позволяет главе семейства содержать жену, кормить двоих детей да еще и нанимать для них няню.
Эйприл (Кейт Уинслет) – неудавшаяся актриса, не слишком заботливая мать и, как выяснилось, плохая домохозяйка. Особой любви между супругами нет. Все чувства давно растворились в лодке семейной рутины. Супруг не прочь сходить на сторону. Жена тоже не особенно заботится о верности. Как выразилась одна из героинь фильма, оба слишком эксцентричны и истеричны.
В провинциальном американском болоте семейная жизнь Уиллеров вот-вот полетит под откос. И вдруг Эйприл предлагает своему вечно занятому супругу все бросить и переехать в Париж. Мол, я буду трудиться секретаршей в крупной компании (а там они зарабатывают ого-го!), а ты, любимый, найдешь себе занятие по душе. И Фрэнк после недолгих раздумий соглашается.
Но это только в красивых сказках все получается легко и просто. В жизни все гораздо сложнее. Перед непростым выбором оказались и Уиллеры. Фрэнк получает выгодное предложение по работе. А Эйприл узнает, что ждет третьего ребенка. Казалось бы, вопрос о переезде на другой континент, в чужую страну можно считать закрытым.
Но Эйприл ради своей мечты (или ради каприза?) готова на все. Даже – избавиться от будущего малыша. А вот Фрэнк оказывается более приземленным и рассудительным. Но никакие рациональные аргументы на супругу не действуют. Женщина упрямо стоит на своем, и это в итоге приводит к роковой развязке.
Кто же из них в той ситуации был прав? Супруг, легко отказавшийся от будущего ради обеспеченной жизни «здесь и сейчас»? Или жена, готовая кинуться в омут своей мечты с головой? Оба, повторюсь, слишком эксцентричны и истеричны. Если бы Фрэнк был чуть спокойнее, то мог бы поставить свою супругу перед жесткими и очень неприятными вопросами.
Откуда она знает, сколько в Париже зарабатывают секретарши? С чего она взяла, что ее непременно возьмут на такую работу? У нее есть для этого необходимые навыки, образование, компетенции? Она знает французский язык? Она хотя бы раз в своей жизни бывала в Париже? Как быть с детьми, которые вот-вот пойдут в школу – в совершенно чужой и чуждой для них языковой среде?
И это лишь то, что сразу приходит на ум. А есть еще масса чисто бытовых, житейских и финансовых нюансов, связанных с переездом в другую страну. Страну, где иностранцев никто не ждет. Да и какой нормальный мужчина согласится сидеть на шее у жены-секретарши. Вряд ли на ее зарплату они смогли бы нормально прожить вчетвером (а с учетом ожидания третьего ребенка – впятером). Такова жизнь. И это понимаешь лишь с возрастом, когда спадают радужные очки.
Все это, я уверен, прекрасно понимал, и Фрэнк Уиллер. Поэтому когда встал выбор между хорошей работой дома и мутными перспективами в чужой стране, он принял единственно верное решение. Мужское решение. И ведь оказался прав. В финале мы узнаем, что из провинции он перебрался в Нью-Йорк, и работа никак не мешает ему заботиться о двоих детях.
Эйприл же показала себя очень незрелым, инфантильным и эгоистичным человеком, который думал только о себе. Витала в облаках, строила воздушные замки, мало совместимые с реальностью. Наличие же в семье детей явно считала ошибкой.
На мой взгляд, фильм насаждает ложные и даже вредные стереотипы. Создатели явно сочувствуют Эйприл. Фрэнка же пытаются выставить трусом и конформистом. Мол, чтобы жить так, как хочется тебе, нужно мужество. Безусловно! Только бросить все и уехать с женой и двумя детьми в никуда – это не мужество, а глупость. Давно пора понять, что рая в шалаше не бывает. Терема же с дворцами давно заняты. А чтобы построить собственный замок – нужны время, упорство и усилия. И только тогда радужные мечты станут реальностью.
А на что ради своей мечты готовы вы сами? Пишите в комментариях.
А также ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.