Вот мы и дождались очередных выборов в Государственную Думу. Снова перед нами встаёт вопрос, за кого голосовать. Да, конечно, кто-то (в силу многолетней привычки, по велению сердца или ещё кого-то) голосует всё время за одну партию и потому особо не терзается сомнениями. Но что же остальные? Чем будут руководствоваться они при выборе той партии, которой готовы вверить страну на ближайшие 5 лет?
Конечно, лучше всего было бы руководствоваться рассудком. Почитать предвыборные программы всех партий и выбрать ту партию, обещания которой полнее всего соответствуют нашим потребностям. Совсем уж хорошо было бы при этом не просто верить этим обещаниям, но и оценивать их адекватность и реалистичность. А то наобещать можно с три короба, а как потом это всё выполнять?..
Но будем честны перед собой – никто так партии не выбирает. Я ещё никогда не встречал в жизни человека, который бы читал партийные предвыборные программы. Даже я, при всей своей педантичности и въедливости, никогда так не делал. Так что голосуем мы до сих пор не головой, а сердцем (у тех, кто голосовал за Ельцина в 1996 году, от этих слов потеплело на душе, да?), не рационально, а эмоционально. А социологи и политологи пытаются понять, какие же факторы влияют на выбор избирателей помимо логики. Вероятно, таких факторов может быть очень много, все не проанализируешь. Но кажется, что на политические предпочтения должно серьёзно влиять мировоззрение человека. А одной из заметных составляющих мировоззрения принято считать религиозные убеждения людей. Значит ли это, что религия во многом предопределяет политический выбор?
Такая методологическая установка свойственна прежде всего американским исследователям, так как американское общество значительно более религиозно, чем население большинства европейских стран. Поэтому не приходится удивляться тому, что американцы скрупулёзно изучают, какие религиозные группы за кого голосуют. В эпической битве между Трампом и Байденом в 2020 году оба кандидата в президенты представали пред избирателями в качестве людей верующих. Некоторую пикантность их соперничеству придавал тот факт, что если Трамп принадлежал к традиционной для США пресвитерианской церкви (одно из направлений в протестантизме), то Байден является католиком. Президентов-пресвитериан в истории США было немало, а вот католик возглавлял США лишь раз (и то плохо кончил – это был Джон Кеннеди). И хотя Трамп проиграл Байдену, религиозная карта была им разыграна успешно. Накануне выборов он заявил, что больше не относит себя к пресвитерианскому направлению в протестантизме и является просто христианином (так сказать, «широкого профиля»). Такое «вероотступничество» не помешало, а возможно, что и помогло ему привлечь голоса религиозных американцев. (У нас перед этими выборами похожий фокус попробовал провернуть Жириновский, призвав всех верующих голосовать за ЛДПР.)
Вообще, по данным американского Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), выявилась закономерность: наиболее религиозные американцы чаще голосовали за Трампа, менее религиозные – за Байдена. Что удивительно, это правило сработало даже в среде католиков! Зато за Байдена более активно голосовали атеисты и агностики, верующие, не причисляющие себя ни к какой религии, а также иудеи, буддисты, индуисты и представители прочих, как принято выражаться в России, «нетрадиционных» религий.
У нас в России столь любопытной статистики по религиозно обусловленным политическим предпочтениям населения я, к сожалению, не встречал. И всё же исследования в этой сфере ведутся. С некоторыми из них не грех будет интересно ознакомиться.
Авторы статьи «От «красного пояса» – к «библейскому»: исторические предпосылки сдвигов в политической географии России» регистрируют связь между уровнем православной религиозности и готовностью голосовать на выборах за В. В. Путина и «Единую Россию». Обнаруживается интересная закономерность – те российские регионы, которые раньше (в 90-е годы) относились к так называемому красному поясу (там большинство населения голосовало за коммунистов) теперь обнаруживают преобладание проправославных и провластных настроений. На первый взгляд это выглядит как парадокс – как же так, раньше голосовали за коммунистов-атеистов, а теперь вдруг уверовали в Бога и голосуют за «Единую Россию»? Уж не чудо ли Господне? Но авторы зрят в корень и выдвигают гипотезу, что причина этой кажущейся странности в традиционной для этих регионов ещё со времён крепостничества тяге населения к патернализму (для удобства восприятия я не поленился дать ссылочку на значение этого слова). Так это или нет, в данном случае не столь важно. Достаточно запомнить, что партия власти и православие идут в одной упряжке.
Авторы другой интересной статьи («Политика в Церкви: за кого агитируют православные священники?») развивают эту тему и приходят к выводу, что:
На основании полученных результатов можно заключить, что в современной России религия оказывает ощутимое воздействие на электоральные предпочтения верующих. Как минимум 21,1% православных верующих, попавших в выборку исследования, при принятии решения о своем электоральном выборе находятся под непосредственным влиянием священников и общинников.
Выяснилось, что священники нередко ведут политическую агитацию среди прихожан своих храмов. Правда, и тут нас подстерегает парадокс: прихожане, оказавшиеся свидетелями прямой агитации священнослужителей, продемонстрировали меньший процент поддержки «Единой России», чем те, кто подобной агитации не слышал. То есть люди, сталкивающиеся с политической агитацией в церкви, склонны пойти наперекор и либо проголосовать за какую-то другую партию, либо вовсе не ходить на выборы. Но на самом деле ничего парадоксального здесь нет. Просто наиболее воцерковлённые верующие (те, кто чаще посещают церковь и больше доверяют своему священнику) составляют меньшинство среди всей совокупности прихожан. А вот менее воцерковлённые верующие как раз с настороженностью относятся к мнению священника по тем вопросам, которые не относятся напрямую к сфере религиозного.
Однако более весомое воздействие на политические предпочтения православных верующих оказывает не мнение священника, а сумма мнений других верующих. Вовлечённость в жизнь местной церковной общины повышает вероятность того, что человек будет голосовать за «Единую Россию».
Итак, мы видим, что религиозность населения – это важный ресурс для политиков. К сожалению, в научных исследованиях остался не изученным вопрос о том, что именно привлекает православных верующих в «Единой России». Но, думается, отнюдь не предвыборная программа, которую никто никогда не читает. Это типичное «голосование сердцем», при котором главную роль играют эмоции, образы, ассоциации. В партии власти много подчёркнуто православных политиков, первые лица партии частенько фигурируют на телеэкранах в компании священнослужителей, посещают храмы, богослужения, крестятся перед иконами – так формируется имидж, который и работает на политиков.
Надеюсь, со временем появятся исследования и на тему взаимовлияния политических и религиозных взглядов среди представителей других конфессий. Пока же предлагаю вам почитать о необычном мировоззренческом перерождении коммунистов из КПРФ, отринувших марксистско-ленинский атеизм и окунувшихся в эзотерику.
Было бы интересно узнать из комментариев, как религиозные взгляды влияют на ваши политические предпочтения и почему. Кто-то задумывался об этом?