В советское время тема космонавтики была под грифом секретности, и простые обыватели могли только мечтать о том, что когда-нибудь вблизи смогут увидеть настоящие космические экспонаты и даже прикоснуться к ним без риска стать арестованным. Нам повезло, что настало то самое время "когда-нибудь", когда тема космонавтики стала открытой и ей стали посвящать целые музеи.
Один из этих музеев находится в Самаре. В городе, где и в наши дни производят реактивные двигатели и собирают ракеты-носители. #Самара играет главную роль в освоении космоса сегодня, поэтому музей #Самара Космическая собрал в себе одну из лучших экспозиций в России.
Космический сквер
Отправляемся на проспект Ленина 21, что сравнительно близко к центру. На подходе к музею нас в небольшом сквере встречают марсиане с летающей тарелкой. Вроде бы мелочь, но так все с любовью сделано, что невозможно пройти мимо, не сделав пару фото
Ракета-носитель "Союз"
Главная жемчужина музея, прикрепленная к фасаду, #ракета-носитель "Союз". И это не макет, как на ВДНХ. Это настоящая ракета, собранная здесь в Самаре в 1984 году. Служила она для тренировок боевых расчетов на космодроме Плесецк.
В 1999 году ресурс ракеты был исчерпан, и ее подарили заводу "ЦСКБ-Прогресс", который любезно передарил ракету городу для открытия музея в 2001 году в рамках двойного праздника: юбилей полета Гагарина в #космос , и годовщина выпуска ракеты #Союз . Других подобных памятников нет во всей Европе.
Под ракетой можно увидеть реактивные двигатели, которые собирают в черте города на заводе "Кузнецов". Посмотреть на процесс сборки и испытаний можно по ссылкам ниже:
🚀 Ссылка на статью: Испытание двигателя для ракеты "Союз". Экскурсия по секретному полигону в Самаре
🚀 Ссылка на статью: Завод "Кузнецов" в Самаре. Как собираются двигатели для космических ракет
Режим работы и цена билета
Заходим внутрь. Вопреки ожиданиям, #музей оказался очень компактным. Вся его территория рационально используется под такое большое количество экспонатов. Компактность чувствуется уже при входе, где мы оказываемся сразу в гардеробе.
Я сомневаюсь, что здесь следят за сохранностью вещей, поэтому лучше ценные предметы не оставлять, либо сдать их в камеру хранения.
Если нужна будет полноценная #экскурсия с гидом, то записаться можно заблаговременно по телефону 8 (846) 263 39 35. Что касается #режима работы , то он не из простых для запоминания:
Понедельник: выходной
Вторник, среда, пятница: 10:00-18:00
Четверг: 13:00-20:00
Суббота: 11:00-17:00
Воскресенье: 11:00-15:00
Каждый первый вторник месяца: выходной
Музей состоит из 3-х залов и для каждого своя цена. Стандартная прайс на "Основную экспозицию" — 250 руб, во второй зал "Ожидание космоса" — еще 250 руб, а в третий зал "Космос не игрушки" из-за дороговизны экспонатов проход только с экскурсоводом по цене 3000 рублей с группы из 6 человек.
Зал 1. Основная экспозиция
В первом зале представлены все самые главные экспонаты. Музей дружит с "Роскосмосом" и заводом "Прогресс", поэтому космическая коллекция постоянно пополняются.
Также экспонаты пополняются личными вещами космонавтов, которые являются частыми гостями музея. Как я понял в программу подготовки космонавтов входит посещение Самары для экскурсии по заводам и музеям. Чтобы космонавты могли познакомиться с историей и процессом производства ракет.
Конструкция ракеты
Знакомство с ракетой начинается с технической справки об основном устройстве ракеты-носителя "Союз": из скольких частей она состоит, как происходит процесс отделения "ступеней" после взлета и т.д.
Интересный факт: отстыковка всех ступеней происходит за 9 минут после взлета, а стыковка с международной станцией в космосе занимает 3 часа, и это считается рекордом скорости
Любопытная схема, как 50-метровую ракету устанавливают на стартовую площадку для взлета. Хотел бы я на такое посмотреть в живую
С помощью подсветки нам показывают, на каких заводах производят главные узлы для ракеты. Скажу вам, что вклад Самары самый весомый. Так что Самарская область не только автомобилями славится, но и ракетами. Почему-то об этом многие забывают
"Лепесток" топливного бака
Прислонившись к стене, во время рассказа о конструкции ракеты. К своему удивлению узнал, что это вовсе не стена, а часть крупногабаритного топливного бака для ракеты под названием "Лепесток"
Фотошпион "Янтарь 2К"
С освоением космоса начал активно развиваться фотошпионаж за США. Но фотошпионаж из космоса мог бы стать очень затратным, так как пленка может жить в космосе лишь 30 дней, а каждый месяц делать запуски в космос для этих целей – опустошила бы государственную казну.
Тогда в 1970-х на выручку пришел фотошпион "Янтарь 2К", который мог каждый 10 дней отстреливать пленку где-то в Оренбургской области. Затем военные с помощью радиопередатчика находили фотопленку и отправляли в штаб для анализа.
Фотошпион "Янтарь-2К", представленный в музее, никогда не был в космосе в отличии от своего шарообразного соседа.
Космический комплекс "Ресурс—Ф1"
Серия советских космических аппаратов "Ресурс—Ф" была разработана в интересах геодезии и картографии: контроль за районами сейсмической активности, обновление топографических карт и т.д..
Аппарат мог находиться 25 суток в космосе, из которых 19 в режиме съемки. "Ресурс" был на вооружении с 1979 года по 1993 год. С помощью этой серии были стерты "белые пятна" на картах Памира и Тянь-Шаня, дополнены и уточнены карты Чукотки, Новой Земли, Курильских островов, пустынь Средней Азии, приполярных районов Антарктиды.
Образец из музея трудился в космосе, но его внешний вид слегка изменен работниками музея: вырезали "окно" в аппарате, чтобы посетители могли посмотреть на фотоаппаратуру внутри.
Космический комплекс "Ресурс—Ф1"
Полет Гагарина
Музей не мог обойти стороной историю с первым полетом в космос человека. Этому событию в центре зала посвящен специальный стенд, рассказывающий о подготовке, полете и возвращению Гагарина. Кстати, #юрий гагарин приземлился совсем не там, где его ждали — в Саратовской области. После чего личным самолетом отправили в Куйбышев.
Интересный факт: после приземления у Гагарина не было другой одежды, кроме, как спасательного космического костюма. С Куйбышева Гагарину нужно было сразу лететь на прием к Хрущеву. За рекордные сроки в Куйбышеве Гагарину была сшита военная форма с майорскими погонами, в которой он встретился с Хрущевым
Ракета Н-1 для покорения Луны
Первоначально ракета Н-1 разрабатывалась для полетов к планетам Венера и Марс. Но после инаугурационной речи Кеннеди в 1961 году, в которой он послал сигнал СССР – начинается "Лунная гонка" за покорение Луны
По задумке конструкторов ракета Н-1 должна была доставить космонавтов на Луну, а потом вернуть обратно. К сожалению, были провалены первые 2 тестовых пуска. Пока наши конструктора занимались решением этих проблем – в июле 1969 американцы первыми высаживаются на Луну.
В 1971 и 1972 еще 2 неудачных запуска ракеты "Н1" привели к тому, что проект покорения Луны закрыли. С обязательной утилизацией всех ракет, двигателей и прочих комплектующих.
Только посмотрите, какая ракета "Н-1" была огромная (105 метров). В красный круг обвел людей на ее фоне.
Как спасли двигатели НК-33
Глупый приказ сверху об утилизации всех лунных двигателей НК-33 для конструкторов, которые почти 15 лет своей жизни посвятили этому проекту – звучал как страшный сон.
К этому времени успели уничтожить две собранных ракеты "Н-1" и еще два задела "Н-1. Оставалось уничтожить 150 готовых двигателей НК-33 и НК-43. Руководство КБ "Кузнецова" пошло на отчаянный шаг, и все двигатели спрятали на территории завода.
Вспомнили о спрятанных двигателях лишь после распада СССР. Руководство уже новой страны попросило конструкторов космической отрасли показать что-то интересное на Московской выставке. Тогда и решили "откопать" и показать двигатели НК-33 и НК-43.
Так как не было денег на транспортировку до Москвы – работники КБ "Кузнецов" поехали с фотографиями и распечаткой тех характеристик реактивного двигателя. Что не помешало американцам купить 2 таких двигателя, а в дальнейшем и всю лицензию на производство для американской компании "Аэроджет".
США до 2014 года закупали двигатели НК-33 в Самаре, пока из-за двух аварийных запусков не начались разногласия. После чего американцы отказались от закупки.
В музее представлен легендарный двигатель НК-33, который так и не смог помочь в покорении Луны
Камера сгорания НК-33
Американцы отказались от двигателей, но не от камеры сгорания, которая продолжает закупаться и отправляться за океан и в наши дни.
Скафандр космонавта
В центре зала крутится космический скафандр в позе эмбриона. Это настоящий спасательный скафандр, который побывал в космосе на космонавте Юрии Лончакове.
Скафандр со стулом делаются индивидуально под каждого космонавта, чтобы обеспечить максимальный комфорт в полете. Это снаряжение космонавты надевают только на наиболее опасных участках полета: при выведении, стыковке и спуске с орбиты на Землю
Космическая еда
Важный пункт в космическом путешествии — еда. Она не может быть в привычном нам виде, потому что вся жидкость превратится в капли и разлетится по всему кораблю по причине отсутствия гравитации
Поэтому придумали вот такие тюбики, где привычную нам еду превращают в густую пасту.
Еда для космонавтов изготавливается в Бирюлево по индивидуальному заказу. Космонавт просто в анкете отмечает то, что будет есть и ему готовят индивидуальный заказ на все путешествие.
Зал 2. Ожидание космоса
Отправляемся во второй зал, где представлена преимущественно мультимедийная экспозиция, наполненная материалами из научно-фантастических фильмов 1900 – 1950-х годов. Когда люди могли только фантазировать про космос и его покорение.
Космический модуль
В центре зале представлен космический модуль будущего, сделанный творческой группой работников музея
В окнах этого модуля можно увидеть представление о космической технике будущего
А также увидеть сцены их художественных фильмов XX века, где фантазируют о космосе. Многие вещи прям угадали. Так что кино может тоже предсказывать будущее
Амуниция космонавта глазами наших предков
Перед нами настоящий скафандр нашего времени. Он в этом зале выставлен с целью сравнения с рисунками прошлого
Так несколько тысяч веков назад представляли инопланетян
Экспозиция второго зала на любителя. Так как за этот зал просят доплаты, то рекомендую ограничиться осмотром первого зала.
Зал 3. Космос — не игрушки!
Следующий зал очень интересный и скорее всего сюда индивидуальным туристам невозможно будет попасть. Всему виной уникальность и дороговизна экспозиции.
В третьем зале история освоения космоса рассказывается через авторскую коллекцию матрешек. Здесь настолько интересно, что этому залу я посвятил отдельную статью по ссылке ниже:
🚀Ссылка на статью: "Космос — не игрушки!": новый зал с космическими матрешками
Сувенирный магазин
За самыми необычными сувенирами из Самары нужно ехать сюда – в музей "Самара Космическая". Сувенирный магазин открыт для всех желающих. Даже для тех кто не собирается идти на экскурсию.
Ассортимент товаров большой, думаю, что каждый сможет найти себе что-нибудь по карману
Я рекомендую взять космическую еду в тюбиках. Ведущая трэвал шоу "Орел и Решка" Регина Тодоренко, как раз взяла себе такой вкусный сувенир: борщ и творог в тюбиках. Говорят, что творог настолько вкусный, что американцы буквально борются друг с другом за право его заполучить или поменять у российских космонавтов.
Подписывайтесь на канал и хештег #manikol.путешествия чтобы не пропустить новые статьи об интересных местах нашей необъятной страны
Еще статьи от автора:
🏙 Ссылка на статью: Самара за 1 день. Что посмотреть самостоятельно
🏙 Ссылка на статью: Самара | Маршрут по главным достопримечательностям