Как получилось так, что Московские Центральные Диаметры запустили без дополнительных усилий, начав напрягаться лишь спустя время после начала тактового (нет) движения на маршрутах Одинцово-Лобня и Нахабино-Подольск? К какому направлению относится платформа Станколит – Курском, Рижскому или вовсе к Смоленскому? Правда ли, что в Москве после запуска МЦД появилась платформа-призрак, поезда у которой, если и останавливаются, то только на бумаге (и то не точно)? Нет, участников «Битвы экстрасенсов» в чат не зовем: в тайнах Московской железной дороги нет ровным счетом ничего паранормального или волшебного. Все подчинено законам железнодорожья и логике. Сегодня мы поговорим об Алексеевской соединительной ветви, которая и является связующим звеном между направлениями.
Расположен сей объект на границе Центрального, Северного и Северо-Восточного округов Москвы, имеет электрифицированный участок длиной 11 км и границу по бывшему Алексеевскому посту (ныне – территория станции Москва-Рижская). Казалось бы, что такое 11 км в масштабах МЖД? Капля в море, не иначе, но, тем не менее, там расположено 4 остановочных пункта: Савеловская (в границах ст. Москва-Бутырская, известной среди ширнармасс как Савеловский вокзал), Москва-Станколит, Рижская (ранее - Ржевская) и Каланчевская. Соединяет Курское направление со Смоленским, также имеются ответвления на Савеловское и Рижское направления МЖД и Ленинградское направление, являющееся уже территорией Октябрьской железной дороги. Да-да, не все московские направления принадлежат МЖД – такой вот интересный факт.
Некогда Алексеевская ветвь соединяла Нижегородский вокзал с Николаевской жд, а в 1870 году была продлена до Смоленского (ныне Белорусский) вокзала. Пару десятилетий спустя проложили рельсы да шпалы, позволившие соединить Смоленский вокзал с линией Петербург-Москва, а в 1896 году у Каланчевской возникло здание Императорского вокзала, которое должно было служить для приема их высочества Николая II. Здание стоит и по сей день, правда, рискует не пережить реконструкцию участка между Курским вокзалом и Каланчевской.
Спустя почти столетие после своего появления в Москве, Алексеевская ветвь помогла организовать транзит пригородных поездов между Смоленским и Савеловским направлениями, благодаря продлению первого пути ст. Москва-Бутырская до, собственно, этой самой ветви. В 2011 году добавили еще один путь – для поездов Аэроэкспресса, следующих и по сей день с Белорусского вокзала в Шереметьево и обратно. Впрочем, транзит пассажирских поездов был там и ранее. Иными словами, маршруты первых двух Московских Центральных Диаметров прекрасно существовали на протяжении долгого времени, и вполне успешно!
Ну а платформы-призраки случились уже в ноябре 2019 года, благодаря запуску МЦД: движение через Станколит и платформу Савеловская было попросту упразднено. Да, пассажирские поезда продолжали следовать через этот участок, но с пришествием коронавируса исчезли и они, чтобы впоследствии пройти через новый Восточный вокзал. Такие пироги, котята! =)
Другие публикации на моем канале:
- Платформа Станколит незадолго до закрытия Курско-Смоленской связки, 14.09.2019
- Каланчевская: незадолго до запуска и вечером в день запуска МЦД-2. Ноябрь 2019
Савеловский вокзал - Бескудниково, немного зарисовок, 28.05.2017