Найти тему

Связка направлений МЖД, или история Алексеевской соединительной ветви.

Как получилось так, что Московские Центральные Диаметры запустили без дополнительных усилий, начав напрягаться лишь спустя время после начала тактового (нет) движения на маршрутах Одинцово-Лобня и Нахабино-Подольск? К какому направлению относится платформа Станколит – Курском, Рижскому или вовсе к Смоленскому? Правда ли, что в Москве после запуска МЦД появилась платформа-призрак, поезда у которой, если и останавливаются, то только на бумаге (и то не точно)? Нет, участников «Битвы экстрасенсов» в чат не зовем: в тайнах Московской железной дороги нет ровным счетом ничего паранормального или волшебного. Все подчинено законам железнодорожья и логике. Сегодня мы поговорим об Алексеевской соединительной ветви, которая и является связующим звеном между направлениями.

Схема Алексеевской ветви, взято из открытых источников.
Схема Алексеевской ветви, взято из открытых источников.

Расположен сей объект на границе Центрального, Северного и Северо-Восточного округов Москвы, имеет электрифицированный участок длиной 11 км и границу по бывшему Алексеевскому посту (ныне – территория станции Москва-Рижская). Казалось бы, что такое 11 км в масштабах МЖД? Капля в море, не иначе, но, тем не менее, там расположено 4 остановочных пункта: Савеловская (в границах ст. Москва-Бутырская, известной среди ширнармасс как Савеловский вокзал), Москва-Станколит, Рижская (ранее - Ржевская) и Каланчевская. Соединяет Курское направление со Смоленским, также имеются ответвления на Савеловское и Рижское направления МЖД и Ленинградское направление, являющееся уже территорией Октябрьской железной дороги. Да-да, не все московские направления принадлежат МЖД – такой вот интересный факт.

Каланчевская, осень 2020
Каланчевская, осень 2020

Некогда Алексеевская ветвь соединяла Нижегородский вокзал с Николаевской жд, а в 1870 году была продлена до Смоленского (ныне Белорусский) вокзала. Пару десятилетий спустя проложили рельсы да шпалы, позволившие соединить Смоленский вокзал с линией Петербург-Москва, а в 1896 году у Каланчевской возникло здание Императорского вокзала, которое должно было служить для приема их высочества Николая II. Здание стоит и по сей день, правда, рискует не пережить реконструкцию участка между Курским вокзалом и Каланчевской.

Спустя почти столетие после своего появления в Москве, Алексеевская ветвь помогла организовать транзит пригородных поездов между Смоленским и Савеловским направлениями, благодаря продлению первого пути ст. Москва-Бутырская до, собственно, этой самой ветви. В 2011 году добавили еще один путь – для поездов Аэроэкспресса, следующих и по сей день с Белорусского вокзала в Шереметьево и обратно. Впрочем, транзит пассажирских поездов был там и ранее. Иными словами, маршруты первых двух Московских Центральных Диаметров прекрасно существовали на протяжении долгого времени, и вполне успешно!

Ну а платформы-призраки случились уже в ноябре 2019 года, благодаря запуску МЦД: движение через Станколит и платформу Савеловская было попросту упразднено. Да, пассажирские поезда продолжали следовать через этот участок, но с пришествием коронавируса исчезли и они, чтобы впоследствии пройти через новый Восточный вокзал. Такие пироги, котята! =)

Другие публикации на моем канале:

Савеловский вокзал - Бескудниково, немного зарисовок, 28.05.2017