Найти тему

Что получается, когда лётчики и авиатехники создают авиамузей? «Таганрогский музей авиационной техники»

Музей начал свою работу в 1995 году. Подтолкнуло к созданию музея желание сохранить образцы авиатехники, когда её начали уничтожать по договору о сокращении вооружений.

Сотни самолётов должны были быть распилены по договору о сокращении вооруженных сил в Европе под контролем американских спецов. Военный аэродром в Таганроге стал базой по утилизации. Самолёты прибывали своим ходом, некоторые после капитального ремонта с ресурсом на несколько лет.

Главный инженер этой базы подполковник Владимир Стоянов с единомышленниками обратились к руководству с инициативой сохранить хотя бы по одному экземпляру и создать авиационный музей.

Военное командование услышало энтузиастов, желающих создать авиамузей. Было решено оставить и передать по одному экземпляру техники в будущий музей. В результате первыми экспонатами музея стали четыре самолёта МиГ-21бис, МиГ-23М, МиГ-25БМ и Су-22УМК.

Вход в таганрогский музей авиационной техники
Вход в таганрогский музей авиационной техники
На входе в таганрогский музей авиационной техники
На входе в таганрогский музей авиационной техники
Разнообразные подвесные авиационные блоки в таганрогском музее авиационной техники
Разнообразные подвесные авиационные блоки в таганрогском музее авиационной техники

Су-22УМК – учебно-боевой истребитель-бомбардировщик. экспортная версия Су-17 («К» - коммерческая).

Су-22УМК в таганрогском музее авиационной техники
Су-22УМК в таганрогском музее авиационной техники
Су-22УМК в таганрогском музее авиационной техники
Су-22УМК в таганрогском музее авиационной техники

МиГ-23М – многоцелевой истребитель третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности. Данный экземпляр воевал в Афганистане. На левом борту у него нанесено 25 белых и две красных звезды. Белая звезда – 10 боевых вылетов. Красная – воздушные победы.

МиГ-23М в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-23М в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-23М в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-23М в таганрогском музее авиационной техники
Белые и красные звёзды на левом борту МиГ-23М в таганрогском музее авиационной техники
Белые и красные звёзды на левом борту МиГ-23М в таганрогском музее авиационной техники

МиГ-25БМ - одноместный сверхзвуковой самолет прорыва ПВО противника с радиоэлектронным и огневым подавлением средств ПВО. Самолётов этой модификации было создано всего 40. Один остался в Таганроге.

МиГ-25БМ в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-25БМ в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-25БМ в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-25БМ в таганрогском музее авиационной техники

МиГ-21бис – самая совершенная модификация из семейства МиГ-21. Данный экземпляр прибыл на аэродром своим ходом. Он настолько тщательно сохранён со всеми внешними элементами, что не удивлюсь, если он может летать после проведения должного техобслуживания и подготовки.

МиГ-21бис в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-21бис в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-21бис в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-21бис в таганрогском музее авиационной техники

МиГ-15УТИ – учебно-тренировочная модификация МиГ-15, самого массового реактивного боевого самолёта за всю историю авиации. Ранее находился около клуба “Юный летчик” в Ростове-на-Дону и пострадал от вандалов. Его перевезли в музей и восстановили до идеального состояния.

МиГ-15УТИ в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-15УТИ в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-15УТИ в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-15УТИ в таганрогском музее авиационной техники

Як-38 – палубный штурмовик. Первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. Этот экземпляр был сдан на базу металлолома в городе Ейске. Сотрудники музея выменяли его на такое же по весу количество металлолома и привезли в музей. Был в удручающем состоянии. Сотрудники музея привели его в порядок. Теперь он ждёт дальнейшей основательной реставрации.

Як-38 в таганрогском музее авиационной техники
Як-38 в таганрогском музее авиационной техники
Як-38 в таганрогском музее авиационной техники
Як-38 в таганрогском музее авиационной техники

Л-39 учебно-тренировочный самолет. Доставлен в музей из расформированной Марцевской школы механиков.

Л-39 в таганрогском музее авиационной техники
Л-39 в таганрогском музее авиационной техники
Л-39 в таганрогском музее авиационной техники
Л-39 в таганрогском музее авиационной техники

МиГ-19С – фронтовой сверхзвуковой истребитель с цельноповоротным стабилизатором. Раньше стоял в военном городке истребительного полка ПВО в Ростове-на-Дону. При прокладке новой теплотрассы его решили убрать. Силами сотрудников музея он был демонтирован и перевезён в музей.

МиГ-19С в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-19С в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-19С в таганрогском музее авиационной техники
МиГ-19С в таганрогском музее авиационной техники

Су-17М3 передан командованием Таганрогского гарнизона 963 учебного авиационного полка, на тренажерной площадке которого расположен музей.

Су-17М3 в таганрогском музее авиационной техники
Су-17М3 в таганрогском музее авиационной техники
Су-17М3 в таганрогском музее авиационной техники
Су-17М3 в таганрогском музее авиационной техники

Кабина Су-17. За кабиной двигатель АЛ-21Ф-3, который использовался в Су-17. Самолёты с этим двигателем на экспорт не поставлялись, т.к. он считался наиболее совершенным в тот период времени.

Кабина Су-17 в таганрогском музее авиационной техники
Кабина Су-17 в таганрогском музее авиационной техники
Кабина Су-17 в таганрогском музее авиационной техники
Кабина Су-17 в таганрогском музее авиационной техники

Головная часть самолёта Ту-154М. Передана в авиамузей безвозмездно авиакомпанией "Дон - Авиа" города Ростова-на-Дону от списанного самолёта.

Кабина пилотов Ту-154М в таганрогском музее авиационной техники
Кабина пилотов Ту-154М в таганрогском музее авиационной техники

Л-29 чехословацкий учебно-тренировочный реактивный самолёт. Доставлен из Морозовского гарнизона.

Л-29 в таганрогском музее авиационной техники
Л-29 в таганрогском музее авиационной техники
Л-29 в таганрогском музее авиационной техники
Л-29 в таганрогском музее авиационной техники

Ан-2, на котором летала В.С. Гризодубова – первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, полковник, участница одного из рекордных перелётов. Этот самолёт забрали из подмосковного «НИИ 17», который она возглавляла. Самолёт был в плачевном состоянии и восстановлен силами сотрудников музея.

Ан-2 в таганрогском музее авиационной техники
Ан-2 в таганрогском музее авиационной техники
Ан-2 в таганрогском музее авиационной техники
Ан-2 в таганрогском музее авиационной техники

А50 б/н «15 красный» – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО иУ). Один из первых опытных образцов А50 с номером (08-08). Переделан из Ил-76 в 1980 году. Давно списан и стал донором для других самолётов. Сегодня вошел в состав коллекции музея. В ближайшее время его приведут в порядок и будут показывать посетителям.

А50 (08-08) «15 красный» в таганрогском музее авиационной техники
А50 (08-08) «15 красный» в таганрогском музее авиационной техники

Помещение музея небольшое, но вместило невероятное количество авиационных артефактов. Чтобы всё рассмотреть и познакомиться, надо планировать отдельное посещение.

В помещении таганрогского музея авиационной техники
В помещении таганрогского музея авиационной техники
В помещении таганрогского музея авиационной техники
В помещении таганрогского музея авиационной техники
Пушечное вооружение и другие экспонаты в помещении таганрогского музея авиационной техники
Пушечное вооружение и другие экспонаты в помещении таганрогского музея авиационной техники

Я был во многих авиационных музеях. Как правило, там можно увидеть 1-2 катапультных кресла. Но больше, чем в таганрогском музее, я их нигде не видел. В коллекции 7 разновидностей.

В таганрогском музее авиационной техники самая большая коллекция катапультных кресел
В таганрогском музее авиационной техники самая большая коллекция катапультных кресел

Ещё одно катапультное кресло К-36ДМ использовано в макете кабины Су-17М4.

Макет кабины Су-17М4 в помещении таганрогского музея авиационной техники
Макет кабины Су-17М4 в помещении таганрогского музея авиационной техники

Туалет на территории музея не менее авиационный, чем все его экспонаты.

Авиатуалет в авиамузее в таганрогском музее авиационной техники
Авиатуалет в авиамузее в таганрогском музее авиационной техники

Когда я увидел это заведение, мне сразу вспомнился фильм «Кин-Дза-Дза» и летательные аппараты из этого фильма. Подробнее о своих впечатлениях я написал в отдельной статье:

«Замаскированный под туалет «пепелац» обнаружил в «Музее авиационной техники» в Таганроге»

Если вы захотите посетить этот музей, то помните, что он расположен на территории военной части. Поэтому надо делать предварительную заявку по телефону +7(960)462-40-91. Музей работает с понедельника по пятницу с 8 до 17 часов. Летом возможно посещение в субботу.

Большая благодарность основателю и руководителю Таганрогского музея авиационной техники Стоянову Владимиру Ильичу и его помощнику Шейкину Геннадию.Геннадьевичу за музей и организацию его посещения.