Социальный предприниматель. Не знаю, как у вас, но у меня первоначально эти два слова вызывали лишь когнитивный диссонанс. Бизнесмен-волонтер. Правда, это было лет 15 назад, когда бизнес у меня, у студента, все еще ассоциировался с подходами из 90-х. На самом деле, социальные предприниматели – это очень идейные люди, способные воплотить свою мечту о том, как сделать жизнь лучше, но при этом не забывать о себе, семье – в материальном плане.
Социальный бизнес – НЕ благотворительность. И кажется, наши предприниматели, задействованные в этой сфере, чаще других фраз повторяют именно эту.
Считается, что такая форма бизнеса для нашей страны – принципиально новая, однако социальное предпринимательство существовало еще во времена империи. В современной России этот термин был закреплен в законодательстве лишь в середине 2019 года. Согласно 252 ФЗ, «социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241».
Обратите внимание, - закон о развитии МСП в стране, но в этом определении прямого указания на получение прибыли от социального предпринимательства тут нет. Это как бы предполагается, так как сама по себе предпринимательская деятельность на это нацелена. Но карты в руки отдаются самому владельцу такого бизнеса. Деньги или добрые дела? И как это совместить? Каждый сам решает для себя. Но, как показала практика различных акселераторов, получать прибыль от социального предпринимательства реально: например, на многочисленных акселераторах, коучингах и проч. (рекламу давать не буду, можно посерфить в Яндексе).
Но, не буду врать, путь тернист и долог. А начинается все с создания бизнеса. В нашем случае – с социально ориентированного.
В принципе, регистрировать социальное предпринимательство надо так же, как и обычные ИП, ООО и проч. Но есть свои нюансы. Бизнес надо запускать именно с учетом прописанных в законе направлений деятельности. Главное, чтобы это приносило пользу для людей, нуждающихся в соцзащите, - одинокие родители, пенсионеры, многодетные, выпускники детских домов и интернатов, беженцы.
Итак, вот критерии, обязательные для социального бизнеса (к выполнению – один или несколько, на ваш выбор):
- трудоустройство таких граждан,
- привлечение их к производству товаров, которые затем будут реализованы
- производство товаров для нуждающихся,
- общественно значимая деятельность (образовательные услуги, отдых и оздоровление детей, обучение профессиям).
Есть, впрочем, ограничения: для тех, кто имеет даже погашенную судимость, организацией дела в сфере детского отдыха, например, заниматься нельзя.
И еще один важный момент: в законодательстве формулировки достаточно расплывчаты, так что, когда вы понесете презентацию своего бизнес-проекта на рассмотрение, решение будет приниматься индивидуально, с учетом массы факторов, а не только на основе вышеперечисленных критериев. Кстати. Статус СО-предпринимателя можно получить даже за организацию работы детских кружков и секций.
А теперь с вашим бизнесом отправляйтесь в местные органы исполнительной власти (проще говоря, в местную администрацию) с пачкой бумаг. Вам понадобятся:
- заявление о признании вашего бизнеса социальным предприятием по установленной форме за подписью учредителя,
- если заявление подает уполномоченный представитель, необходима соответствующая доверенность
- копия штатного расписания действительная на дату подачи заявления,
- копии трудовых договоров с работниками из категории социально незащищенных и копии документов, которые бы подтверждали их статус.
- сведения о численности и заработной плате работников,
- копии согласий на обработку персональных данных работников,
И, наконец, самое главное. Повторять эту процедуру придется раз в год, чтобы подтверждать статус социального предпринимателя. В противном случае из реестра вас исключат. В общем, добро – добром, а дисциплина нужна везде. Успехов!
#социальное предпринимательство