Найти тему

Божественная архитектура

Нельзя сказать, чтобы церкви вокруг Москвы строили в каком-то одном стиле. Тут сплелись и элементы Запада, такие как готика и барокко, и псковский стиль зодчества, который появился под влиянием византийских и новгородских традиций. Самые интересные церкви нашей округи — в обзоре Евгении Поповой.

Всем жителям Одинцовского городского округа известно, что усадьба Большие Вязёмы, расположенная в одноимённом посёлке, входит в комплекс Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина. Но у этого архитектурного ансамбля богатое прошлое, уходящее корнями в глубь веков. Усадьба строилась и перестраивалась с XVI по XIX века. Она была и царской, и боярской, и княжеской резиденцией.

-2

Впервые село Вязёмы (изначально оно называлось Никольское-Вязёмы) упомянуто в ХVI веке. Известно, что 1584 году царь Фёдор I Иоаннович подарил село своему шурину Борису Годунову. Он построил здесь деревянный терем, здание ярмарки и Иоанно-Богословский монастырь. Из всех этих сооружений сохранился только белокаменный храм со звонницей. Семиглавый двухэтажный храм, известный как Спасо-Преображенская церковь, являет собой настоящую жемчужину Подмосковья.

Храм когда-то располагался напротив царского деревянного дворца. Надо полагать, что Борис Годунов часто присутствовал в нём на службах. Молилась здесь и невеста Лжедмитрия I Марина Мнишек по пути своего следования в Москву. В записках она оставила свои восторженные впечатления от красивого храма. Бывал в этой церкви и следующий после Годунова владелец Вязём — сам Дмитрий Самозванец.

У алтаря церкви захоронен Николай Сергеевич Пушкин, младший брат Александра Сергеевича. Великий русский поэт, подолгу живший в имении своей бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в Захарово, часто ходил в Большевязёмскую церковь — так её называли в начале ХIХ века.

-3

Изящное украшение Спасо-Преображенской церкви — её воздушная двухъярусная колокольня, представляющая собой самостоятельную композицию. Сегодня это единственный пример звонницы-аркады, или «звонницы на столпах», в московском церковном зодчестве XVI столетия. В Новгороде и Пскове часто встречаются арочные колокольни, но все они одноярусные. Вязёмская же звонница двухъярусная и, кроме этого, имеет прекрасную архитектурную композицию, которая нигде больше не встречается.

-4

Каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Перхушкове был построен в 1763 году на месте одноимённой деревянной церкви, возведённой ещё в начале ХVII века. Строительство храма из камня было инициативой владельца местной усадьбы — генерал-майора, члена государственной военной коллегии Михаила Яковлева.

Церковь в Перхушкове — светлая и воздушная, чему способствует бело-голубой цвет её фасада. Прилегающая к храму территория по степени ухоженности может сравниться с ботаническим садом Москвы. В тёплое время года здесь благоухают тысячи цветов.

Мимо этой церкви часто проезжал Пушкин по пути в Захарово. Бывал в этих местах Гоголь. Во время Отечественной войны 1812 года в усадебном доме Яковлевых останавливался Наполеон. Его солдаты разграбили церковь, попутно превратив её в конюшню. На стенах храма до сих пор сохранились следы от шрапнели.  Летом 2014 года церковь в Перхушкове снова пережила драму: во время грозы в основание её купола ударила шаровая молния. Это повлекло за собой демонтаж всего навершия храма.

-5

В нашем округе есть храм в стиле барокко. Спасская церковь в селе Уборы настолько изысканна, что напоминает одновременно и торт, и старинное бальное платье.

И это неудивительно, ведь постройку храма поручили крепостному архитектору Якову Бухвостову, одному из основоположников так называемого нарышкинского стиля, распространённого в XVII—XVIII веках в архитектуре Москвы и её окрестностей. Отметим, нарышкинское барокко сочетает нарочитое архитектурное изящество с традициями русской архитектуры. Для зданий «нарышкинского стиля» характерны черты маньеризма, готики, ренессанса и романтизма.

Итак, церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа была построена по заказу владельца этих мест, боярина Петра Шереметьева, взамен деревянной предшественницы в 1690-х годах. По названию храма в те же времена село переименовали в Спасское, но это имя не прижилось. Со временем его заменили на Спас-Уборы, а потом и вовсе вернулись к просто Уборам.

Храм имеет четыре яруса. Весь четырёхъярусный объём покоится на высоком стилобате — верхней части ступенчатого цоколя зданий. На нижний ярус с полукружиями притворов и алтаря опираются уменьшающиеся по размеру восьмерики — восьмигранное сооружение. Центральная возвышающаяся часть храма, по мнению современников, чем-то похожа на космическую ракету.

Посетителей Саввино-Сторожевского мужского монастыря в Звенигороде ожидает сюрприз в виде архитектурного изящества, которое явно выбивается из общего стиля мужского ставропигиального монастыря. Так называемые Царицыны палаты были здесь построены для супруги царя Алексея Михайловича, Марии Ильиничны Милославской, в середине XVII века. Дело в том, что царь Алексей Михайлович подолгу жил здесь со всем своим семейством: супругой, сёстрами, дочерьми. Чтобы женщины не ходили-бродили по мужскому монастырю и не вводили во искушение монастырскую братию, им построили отдельное для проживания место.

-6

Прелестная бело-красная одноэтажная постройка (раньше у неё был второй, деревянный этаж) выходит фасадом на соборную площадь. В этой каменной пристройке располагались покои царицы. Судя по тому, как богато украшены палаты, Мария Милославская любила проводить здесь время. Наличники и крыльцо здания, сложенные из белого камня, ювелирно декорированы и своей резьбой и напоминают затейливые женские украшения.

Главный вход в палаты украшен изображением одноглавого орла по центру — память о литовско-польском происхождении рода Милославских — и двуглавыми орлами, символами России, по бокам.

-7

Любили останавливаться в Царицыных палатах и последующие венценосные дамы — Елизавета Петровна и Екатерина II. Сейчас в палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.