Найти тему
Газета Солидарность

Кому довериться? О главной задаче избирателя.

primamedia.gcdn.c
primamedia.gcdn.c

За невозможностью собраться всем на одной площади (как в Древней Греции) граждане современных государств нанимают депутата как представителя своих интересов. Отсюда понятие: представительная власть. Депутат в этом плане не отличается от риэлтора, адвоката, любого человека, которого мы привлекли, чтобы он совершал за нас определенные действия. Ключевой вопрос - о доверии. Если адвоката поймают на сговоре в ущерб клиенту - выгонят из профессии. Вообще у представителя не может быть в деле независимого интереса типа: вы заказали деревянные плинтусы, но я тут перетер с друзьями на рынке и решил, что пластмассовый креативнее.

Или: баллотируюсь как оппозиционер, потом голосую за бюджет.

Только политики влиятельнее, чем ремонтные рабочие или даже адвокаты. Создали для себя особый режим. Через “как бы”.

Беру собственный округ 198. Список из 11 кандидатов в ГД замечателен отсутствием официального представителя ЕР. Неужели не нашлось никого в белом халатике - позировать для рекламных плакатов? Местная газета “Наш север” связывает чудо природы с кандидатурой Г.П. Хованской от “Справедливой России”. Зачем одноразовые фотомодели, если в списке проверенный кадр? Как бы оппозиционная Хованская вполне устраивает чиновников и застройщиков. В Думе с 2004 г., специализируется на ЖКХ, возглавляет соответствующий комитет. Одна из тех, кому мы обязаны “реновацией”, т.е. законом о праве сносить нормальные, не аварийные жилые дома.

Ей бросила вызов как бы принципиальная оппозиционерка, политтехнолог М.А. Литвинович. Чем политтехнолог отличается от других политиков? Даже не притворяется, что связан долгосрочными обязательствами. Сегодня за анархистов, завтра за монархистов. В творческой биографии кандидата - ассортимент контор и персоналий. Кому только не помогала ходить во власть, от Сергея Кириенко до Виктора Шендеровича, включая Ксению Собчак (плюс “дизайнер А. Лебедев” в качестве супруга. Кого поддержит завтра? Не знаю. Но сомневаюсь, что это будут немодно одетые жители моей стандартной 12-этажки.

А вот молодежь экзотических профессий. Либеральный демократ с 16 лет В.М. Власов, депутат ГД в 21 год, сейчас ему 26, и есть надежда доработать по избранной специальности до заслуженной льготной пенсии. Специалистка по урбанистике А.А. Брюханова из песочницы “Городские Проекты И. Варламова и М. Каца”. Показным радикализмом по части “десталинизации” и “прав ЛГБТ” присыпано худшее, что есть в нынешней социально-экономической политике (пресловутая урбанина).

Фамилии остальных земляков слышу впервые. Наверное, они симпатичные люди, только претензии заседать в парламенте не обоснованы ничем: ни биографией, ни программой, ни авторитетом организации. С равным успехом они могли бы претендовать на место в сборной по футболу. Или в экипаже космического корабля.

Всерьез интересуясь экологией, понятия не имел, что рядом целых две зеленые партии. Вот счастья-то привалило. Если бы эти как бы партии еще где-нибудь себя проявили, кроме списка для голосования.

Взрослый человек не может не понимать эффекта от заведомо непроходных кандидатур. “Коммунисты России”, РПСС, РОС, “Новые люди” - чем больше карт в колоде, тем сильнее размываются голоса и легче реализовать административный ресурс.

Власть можно обвинить в том, что кого-то не допустила на выборы (хотя в нашем случае все флаги в гости) - но не в том, что ее оппонентам нечего сказать. Даже в 1905 г. у оппозиционеров были программы. Сейчас - наборы общих слов вроде тостов: “чтоб всех учили”, “чтоб всех лечили”. Они заведомо ни к чему не обязывают.

Задача избирателя - честно ответить на простой вопрос. Не от противного (другие еще хуже), а по существу.

Кого из списка я считаю своим представителем?

Кому можно доверить ключи даже не от квартиры - хотя бы от сарая с инструментами?

И еще немного истории под занавес. Представительная власть вообще-то не обязательная. Предки не смущались тем, что в боярской Думе представлен только феодальный класс, да и тот по назначению. И как-то выживали. Другой вопрос - как.

Илья Смирнов, историк