Расскажет Александр Высоцкий, основатель компании "Visotsky Consulting".
Не стоит масштабировать бизнес, который имеет плохую финансовую модель, неприбыльную. Они держатся только на том, что владелец, будучи суперэскпертом, работает почти бесплатно. Не стоит также масштабировать бизнес, который не приносит классный продукт клиентам. Не нужно масштабировать то, что приносит страдания, а не пользу.
Работающая бизнес-модель не предполагает, что у вас с первых дней создания компании текут рекой деньги. Просто компания может быть устойчиво и уверенно прибыльной.
В своей практике я столкнулся с туристическим агентством, которое работало за 10 % комиссионных. Их платили туроператоры. Туроператоры формировали пакеты, а агентство продавало, получая комиссионные. Выглядит, конечно, заманчиво: ничего не делаете, просто продаёте туры и зарабатываете. Но агентства такого толка, как правило, не могут ни расширяться, ни развиваться, ни расширять круг клиентов. Они работают “по знакомым”.
Тогда мы с владелицей сели и посчитали, как работает эта модель с точки зрения финансов. И она была в шоке: поняла, почему за два года ей так и не удалось вырасти, увеличить количество сотрудников, ведь не было новых клиентов. Денег мало, а потому нельзя тратиться на рекламу - замкнутый круг.
В любом бизнесе есть стоимость привлечения и обслуживания клиентов. И 10 % кажутся привлекательными только поначалу. Сколько стоит работа менеджера по продажам, сколько он должен начать циклов и провести презентаций, чтобы закрыть клиента и так далее. А также сколько стоит реклама, чтобы получить 3-5 лидов, из которых закроется только один. И станет очевидно, что на 10 % далеко не уедешь.
Этот бизнес был изначально убыточным. И причина, по которому он и ему подобные до сих пор существуют, владелец сам работает как агент и продавец, не платя себе зарплату. Людей не нанимают, рекламу не дают - пользуются только продвижением через рекомендации. Естественное, что такое невозможно масштабировать.
Итак, бизнес можно масштабировать, если у вас есть хороший продукт. При этом, бизнес-модель должна быть прибыльной. И это всегда стоит масштабировать.
А как вы считаете, какой бизнес можно масштабировать, а какой нет? Пишите в комментариях, будет интересно почитать.
И подписывайтесь на канал, чтобы не упустить полезную информацию в наших статьях!