Пролог.
Большая часть населения нашей страны уже успела привыкнуть к пестрящей на каждой вкладке браузера информации о различных аспектах пандемии COVID-19. Гораздо более интересной эта “неновая” тема стала относительно недавно, с появлением информации об очередной волне пандемии, увеличении числа заболевших и как следствие новых ограничительных мерах.
Как часто водится в нашем государстве рекомендательные нормы приобретают добровольно-принудительный характер. Вакцинация населения само собой не стала исключением. Несмотря на все предупреждения, население страны не особо спешит “уколоться спутником”. Вместо этого многие задались вопросом: как и где получить волшебный документ, подтверждающий удачное прохождение вакцинации? Свято место пусто не бывает, как следствие спрос рождает и предложение.
В частности, на различных ресурсах в сети интернет (преимущественно его теневой сегмент, именуемый DARKNET) стали появляться оферты по приобретению сертификатов о вакцинации от COVID-19, COVID-паспортов, справок о медотводе от соответствующей прививки. Некоторые “коммерсанты” даже делают уклон на сервис, предлагая изготовить указанные документы в течение суток с момента оплаты.
Государство, в лице некоторых должностных лиц и политических деятелей, поспешило предупредить граждан о возможной уголовной ответственности за приобретение, изготовление вышеперечисленных документов, чем никоим образом не снизило спрос на предлагаемые в DARKNETe услуги.
В данной статье, к счастью, мы не будем затрагивать рынок вышеперечисленных услуг и какие-либо морально-этические аспекты данного вопроса, так как указанные темы являются дискуссионными. “Дамокловым мечом” является вопрос ответственности за покупку, приобретение, изготовление перечисленных выше официальных документов, ведь Ignorantia juris nocet (незнание закона не является оправданием).
Что такое официальный документ?
Для начала сразу стоит ввести аксиоматику и дать толкование понятию “официальный документ”, так как для целей уголовного права, не любой документ является официальным. Для признания таковым он должен обладать следующими признаками:
1. Предоставляет права и (или) освобождает от обязанностей,
2. Выдается либо заверяется в установленном законом или иным нормативно-правовым актом порядке уполномоченным на то органом,
3. Удостоверяет юридически значимые факты.
В силу того, что наличие сертификата о вакцинации от COVID-19 является обязательным условием для посещения некоторых общественным мест, перемещения между субъектами РФ, международных перелетов, его несомненно следует рассматривать как официальный документ.
Что дают?
Выделяется несколько составов преступлений, а именно: приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ); приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных официальных документов (ч.3 ст. 327 УК РФ). Указанные деяния не зря описаны разными статьями особенной части Уголовного кодекса РФ и в, казалось бы, идентичных ситуациях конкретные действия квалифицируются по-разному. Элементы указанных составов преступлений так же синонимичны, но это только на первый взгляд…
Проще говоря, если купили неподдельный сертификат – ст. 324 УК РФ, если же досталась подделка – 327 УК РФ. Указанный вывод так же подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 43 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 324 - 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" ввиду чего не является субъективным суждением.
Для чего различать?
Очевидно, указанные выше составы отличаются не только порядковым номером расположения в особенной части Уголовного кодекса. Гораздо более важным критерием дифференцирования являются санкции. Если по ст. 324 УК РФ можно отделаться штрафом или в худшем случае арестом, то по ч.3 ст. 327 УК РФ можно в теории получить реальное лишение свободы сроком до года, хотя на практике это конечно же маловероятно.
Я у врача настоящий купил!
Уполномоченный медицинский работник, может оформить и выдать сертификат о вакцинации в соответствии со всеми установленными процедурами, о чем в медицинском учреждении несомненно останется информация. В то же самое время, указанный медработник может выдать визуально схожий документ, который надлежащим образом не оформлен. Кроме того, как уже указано выше, от уголовной ответственности это не освобождает.
Итого
Уголовная ответственность наступит вне зависимости от места приобретения сертификата о вакцинации от COVID-19 и степени его подлинности, просто-напросто потому, что данный официальный документ не является предметом купли-продажи и его получение невозможно без введения самого препарата.