Из творчества Татьяны Толстой я читал только её единственный роман "Кысь". Попробовал после него взяться за сборник рассказов "Не кысь" – бросил на половине книги, не моё. Но вот "Кысь" иногда тянет перечитать. Не часто, но хочется погрузиться в странный постапокалипсис, чем-то напоминающий сатиру Салтыкова-Щедрина.
Толстая в этой книге проявила себя своеобразным и весьма ехидным автором. Многие (но не я) знают её по передаче «Школа злословия», где вместе с Авдотьей Смирновой, она задавала неудобные вопросы, стараясь вынудить собеседника раскрыться и подставиться под удар. Опять же - посмотрел как-то один эпизод. Тоже не моё.
Умная женщина, образованная, из интеллигентной писательской династии. Но то, что она напрасно избрала себе образ порицательницы устоев, её не являясь, сразу видно. Вроде бы и подмечала тонкие детали окружающего мира, давала им собственную оценку, не всегда лестную. Но слишком уж это выглядело зло и вычурно.
Однако в её романе ирония соседствует с сарказмом на более тонкой грани, лишь иногда выпирающей в виде поучений. «Кысь», по словам некоторых критиков, представляет собой «постапокалиптическую антиутопию». На самом деле, я никакой антиутопии там не увидел. Сатира - да, переложение реальных проблем в сказочном виде на фоне постапокалипсиса - есть, а антиутопии нет. Может, не там искал?
Книга хорошая. Тóлстая. Картинки необычные. Но, самое главное, при всей доле едкой злобности в ней - интересная. Мне на самом деле понравилась идея лубочного апокалипсиса и то, каким стал мир "после".
Толстая с тонкой издёвкой описывает жизнь после Взрыва. Когда-то, не так давно, случилось что-то типа мировой войны. Обстоятельства не раскрываются, если только намёками. В результате мир (точнее, небольшое местечко, оставшееся на месте Москвы) преобразился. Лишь немногие люди остались "прежними" - помнящими мир до Взрыва и вроде бы не мутировавшими. Остальное же население Мира - чудики, "а-ля каттнеровские" мутантики, глупенькие и даже няшные.
Создавая мир заново, Толстая наделяет героев необычными чертами: кого-то физическими вроде гребешков на лице, а кого-то - даже даром бессмертия. Но тут-то фантазия и фантастика и заканчиваются и начинается та самая едкая сатира, местами возведённая в степень гротеска.
В этом мире неизменными остаются человеческие качества: жадность (и не только к материальным благам), стремление к власти, умение мстить и прощать. И история кружит не вокруг фантастической части, а вокруг реализма, завёрнутого в яркую обёртку с лубочной картинкой типа такой:
И жаль, что под такой обёрткой вместо обещанного лубок-постапа скрывается пародия на антиутопию. Если захочется антиутопии - я всегда найду "Мы" или "1984".
В романе же "Кысь" окружающий мир тоже создаётся заново, появляются новые животные и растения, а старые приобретают иные качества. Мыши в качестве и еды, и валюты. Много ярких образов, персонажей, фонов.
Самое привлекающее - это то, что герои говорят на безумной смеси устаревших слов, современного сленга и новых, созданных на их основе выражений. Даже главы начинаются со славянской азбуки. Читать несколько странно, но интересно и это на самом деле затягивает.
На самом деле прочитать эту книгу стоит любому, кто хочет побольше узнать об особенностях построения и словообразования в русском языке. Из похожего могу вспомнить только потрясающие словесные кружева Михаила Задорнова.
Первое впечатление, которое складывается от чтения – сюрреализм, странный мир Босха и его последователей, где живут непонятные существа. Они барахтаются в этом бытие, слепо веря в то, что говорит им Руководство. И успевая жить для себя, запасая мышей.
Второе впечатление от книги возникает, когда внезапно видишь "толстые" отсылки на коммунистический строй с его заорганизованность и "волей масс". И тут же торчат ушки не мышки, а тоталитаризма, возглавляющего анархию как последствие ядерной войны.
И это впечатление всё портит. Никакой это не постапокалипсис, не антиутопия, не утопия. Этот роман - вообще не фантастика. Это сатирический памфлет. Нет, это я не критикую. История в книге пусть и грустная, но в то же время веселая и если не принять её, то ознакомиться стоит обязательно, чтобы составить своё мнение.
А отсылки критиков к "451 градусу по Фаренгейту" напрасны. При всей вторичности "Кысь" - оригинальное произведение, взявшееся от классических антиутопий лишь фон.
Неподражаемая ирония Татьяны Толстой в романе "Кысь", отличное владение слогом, антураж мира - всё это позволяет с головой уйти в книгу, наслаждаясь особенно «сочными» оборотами. Историю хочется смаковать, перечитывать. Главное, если хотите простого чтения, не обращайте внимания на политическую подоплёку. Если хотите серьёзного чтения и дискуссии - обращайте.
Самое интересное, что Кысь, в честь которого и назван роман, так ни разу и не появляется на его страницах. Оно проходит красной линией через всё произведение, как архетип:
- С фантастической стороны Кысь - это образ домового или лешего. О самих существах уже забыли, а вот страх остался, и он принимает вид необычного зверя, способного «вытянуть душу» из человека. Просто пугалка для детишек.
- Со стороны реалистичной прозы - это образ Большого Брата для безграмотных, невоспитанных, потерявших культуру и веру людей. И этот образ оказывается самым страшным, потому что слишком узнаваем. Стоит просто посмотреть в телевизор, где и сидит... Кысь.