Найти тему
Лекторий СПВ

Актрисы боялись играть с ним Дездемону. Лучший исполнитель роли Отелло Айра Олдридж

Айра Олдридж был сыном проповедника, изгнанного белыми плантаторами из англо-французской колонии Сенегамбия (ныне республики Сенегал и Гамбия). По одним сведениям, будущий актер родился в африканском лесном убежище, по другим – в Нью-Йорке.

С юности Олдриджа привлекала сцена. В американских городах постоянно выступали небольшие театральные труппы, но в те времена афроамериканцам вход на представления был воспрещен. Чтобы приобщиться к профессии, Айра нанялся в один из театров лакеем и гримером.

Айра Олдридж в образе Отелло. Художник Джеймс Норткот. Фоторепродукция из открытых источников.
Айра Олдридж в образе Отелло. Художник Джеймс Норткот. Фоторепродукция из открытых источников.

Вскоре ему стали поручать некоторые роли и в конечном счете доверили даже главную – в «Ромео и Джульетте». Американские расисты стали угрожать разгромом театра и расправой с Олдриджем, и он навсегда покинул Штаты, перебравшись в середине 1820-х годов в Британию.

Сначала он учился в университете Глазго, потом отправился в Лондон, где играл на подмостках различных театров вплоть до королевского «Ковент-Гардена».

К тому времени, когда Олдридж впервые прибыл в Петербург, он уже имел солидный опыт исполнения главных ролей в пьесах Шекспира. На петербургской сцене Олдридж представал в ролях Отелло, Шейлока, короля Лира. Уникальный по тем временам случай: высокопоставленного мавра играл темнокожий артист, которому не требовалось гримироваться.

Айра Олдридж в образе Отелло. Фоторепродукция из открытых источников.
Айра Олдридж в образе Отелло. Фоторепродукция из открытых источников.

Петербургские журналисты описывали артиста как джентльмена среднего роста, с большим широким лбом, черными выразительными глазами, густыми курчавыми волосами и менее полными, чем это характерно для негроидного типа лица, губами. Одет он был, как правило, в красный бархатный камзол, в ушах носил тяжелые золотые серьги.

На сцене он держал себя скромно, с достоинством, но кульминационные сцены играл истово, с пеной у рта и с налившимися кровью глазами, оглашая театр раздирающими воплями отчаяния. Его партнерши боялись играть с ним Дездемону, опасаясь, что он задушит их по-настоящему.

«Ну что вы! – успокаивал их артист. – Отелло я играл раз триста, а придушил или зарезал не более чем троих!».
Портрет Айры Олдриджа работы Тараса Шевченко. 1858 г. Фоторепродукция из открытых источников.
Портрет Айры Олдриджа работы Тараса Шевченко. 1858 г. Фоторепродукция из открытых источников.

Игру Айры Олдриджа высоко оценили такие авторитетные «театра злые законодатели», как Гликерия Федотова и Владимир Давыдов, знаменитый юрист Анатолий Кони, критик Владимир Стасов, написавший: «На своем веку не увижу лучшего Отелло!».

Гастроли в России в 1858 году оказались для Олдриджа не единственными. В Петербург он приезжал еще несколько лет подряд, участвовал в постановках шекспировских трагедий «Отелло» и «Король Лир».

По материалам рубрики «Наследие» автора Льва Барона.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.