Айра Олдридж был сыном проповедника, изгнанного белыми плантаторами из англо-французской колонии Сенегамбия (ныне республики Сенегал и Гамбия). По одним сведениям, будущий актер родился в африканском лесном убежище, по другим – в Нью-Йорке.
С юности Олдриджа привлекала сцена. В американских городах постоянно выступали небольшие театральные труппы, но в те времена афроамериканцам вход на представления был воспрещен. Чтобы приобщиться к профессии, Айра нанялся в один из театров лакеем и гримером.
Вскоре ему стали поручать некоторые роли и в конечном счете доверили даже главную – в «Ромео и Джульетте». Американские расисты стали угрожать разгромом театра и расправой с Олдриджем, и он навсегда покинул Штаты, перебравшись в середине 1820-х годов в Британию.
Сначала он учился в университете Глазго, потом отправился в Лондон, где играл на подмостках различных театров вплоть до королевского «Ковент-Гардена».
К тому времени, когда Олдридж впервые прибыл в Петербург, он уже имел солидный опыт исполнения главных ролей в пьесах Шекспира. На петербургской сцене Олдридж представал в ролях Отелло, Шейлока, короля Лира. Уникальный по тем временам случай: высокопоставленного мавра играл темнокожий артист, которому не требовалось гримироваться.
Петербургские журналисты описывали артиста как джентльмена среднего роста, с большим широким лбом, черными выразительными глазами, густыми курчавыми волосами и менее полными, чем это характерно для негроидного типа лица, губами. Одет он был, как правило, в красный бархатный камзол, в ушах носил тяжелые золотые серьги.
На сцене он держал себя скромно, с достоинством, но кульминационные сцены играл истово, с пеной у рта и с налившимися кровью глазами, оглашая театр раздирающими воплями отчаяния. Его партнерши боялись играть с ним Дездемону, опасаясь, что он задушит их по-настоящему.
«Ну что вы! – успокаивал их артист. – Отелло я играл раз триста, а придушил или зарезал не более чем троих!».
Игру Айры Олдриджа высоко оценили такие авторитетные «театра злые законодатели», как Гликерия Федотова и Владимир Давыдов, знаменитый юрист Анатолий Кони, критик Владимир Стасов, написавший: «На своем веку не увижу лучшего Отелло!».
Гастроли в России в 1858 году оказались для Олдриджа не единственными. В Петербург он приезжал еще несколько лет подряд, участвовал в постановках шекспировских трагедий «Отелло» и «Король Лир».
По материалам рубрики «Наследие» автора Льва Барона.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.