Басист Нил Маррей (иногда Мюррей - Neil Murray) дал интервью известному музыкальному журналу о своих годах в Black Sabbath, Whitesnake и Брайан Мэй Бэнд. Если честно, то многое из того, что он говорит в своем интервью, для меня было откровением.
Маррей провел десятилетия, играя бок о бок с крупнейшими музыкантами в хард-роке и металле, но все время страдал от неудачного выбора времени и, может, какого-то жизненного невезения. Недаром его интервью вышло в серии "Неизвестные легенды". Интервью получилось очень длинным, и из него я пока выбрал те места, где он рассказывает о своем пребывании в Whitesnake. Это будет в первой части. А во второй будет Black Sabbath. Ну и дальше его сольная карьера и Брайан Мэй Бэнд, если первые две части вам понравятся.
Нил Маррей провел почти 10 лет в Whitesnake и играл в оригинальной версии “Here I Go Again” и римейке 1987 года, но был "отправлен в отставку" Дэвидом Ковердейлом прямо перед тем, как MTV выпустил ее в жизнь, и группа, наконец, добилась успеха в мейнстриме.
Вопрос: Как случилось, что вы получили работу у Дэвида Ковердейла?
Это было сделано через Берни Марсдена. Я оставался с ним в дружеских отношениях. Он присоединился к Бейбу Руту после "Cozy Powell's Hammer". Берни попросил меня сыграть пару песен на одном из их альбомов. Затем он присоединился к Paice, Ashton, Lord, осколок Дип Перпл, которая просуществовала совсем недолго. Когда все это сложилось, для меня это было простым совпадением, и он и я оказались вовлечены в рождение Whitesnake, которыми изначально были Дэвид Ковердейл и гитарист Мики Муди. До этого момента они записали два сольных альбома Дэвида с сессионными музыкантами.
Позже они хотели собрать группу, поэтому пригласили Берни. А потом уже они начали прослушивать басистов и барабанщиков. У них уже был парень по имени Крис Стюарт, который был басистом у Фрэнки Миллера. Он был басистом в Whitesnake, хотя в тот момент, в конце 1977 года, они, вероятно, не называли себя Whitesnake. Я все еще работал в группе National Health.
Однажды Берни позвонил мне и сказал: “Сегодня мы проводим прослушивание барабанщика для группы Дэвида Ковердейла. Крис занят. Ты сможешь пойти со мной? Там надо немного подыграть на басу”. На самом деле я жил в нескольких минутах ходьбы от того места, где они репетировали. И вот я пошел, поиграл, и мне это очень понравилось. Это было своего рода возвращением к моим настоящим корням как басиста блюз-рока. Я был полностью поражен харизмой Дэвида, его вокальными способностями, силой и всем прочим. Он и на репетиции пел как будто в Мэдисон-сквер-Гарден, столько самоотдачи он вкладывал в каждую песню.
В любом случае, я просто помог им пару дней. Но несколько недель спустя Крис Стюарт решил вернуться к Фрэнки Миллеру. И вот меня снова пригласили на прослушивание. Вот так все произошло.
Если бы я был занят и решил не идти с ними, или если бы я не знал Берни, мне бы никогда не позвонили по этому поводу. И даже знакомство с Клайвом Чейманом за много лет до этого было чисто случайным. Во многом это было просто одно, ведущее к другому. Так много в моей карьере совпадений - это просто использование своих связей. Это может быть хорошо, а может быть и плохо. Вероятно, я многое упустил, потому что не знал нужных людей или не был в нужном месте в нужное время. Всегда нужно следовать тому, что вам подсказывают сверху.
Вопрос: Дэвид был тогда известен как участиник Deep Purple. Похоже, что в Whitesnake он хотел пойти в более блюз-роковом направлении.
Да. Его сольные альбомы White Snake и Northwinds были гораздо более американскими - ритм-н-блюзовыми, фанковыми, непринужденными, гораздо менее тяжелыми, чем Purple. Это определенно то, откуда он пришел в свое время, и Мики Муди был очень разносторонним и очень американским гитаристом. Он играл на слайд-гитаре и немного кантри, немного фолка, все стили, смешанные в одно целое. Берни был больше похож на обычного блюз-рок-гитариста. Но сочетание между ними двумя было действительно хорошим. В то время Дэвид сказал, что ему гораздо больше нравится стиль игры Берни и Мики, чем, например, стиль Ричи Блэкмора.
Вопрос: Была ли запись Trouble, первого альбома Whitesnake, положительным опытом?
О, да. В каком-то смысле и сейчас его сложно слушать, потому что мы привнесли в него много такого джазового фьюжена. Здесь много песен, которые слишком быстры или даже слишком сложны по сравнению с тем, чем стал Whitesnake пару альбомов спустя. Он может показаться немного неоформленным по сути своей, но в выраженном в нем энтузиазме группе отказать нельзя.
Невозможно переоценить, насколько веселой была та группа в конце семидесятых и примерно до начала восьмидесятых, и насколько демократичной и равной в отношениях она была. На самом деле мы все были просто приятелями. Это был не Дэвид и его группа сопровождения. Это было во многом общее творение шести парней из группы, где приветствовалась их музыкальная индивидуальность.
Вопрос: Вы стоите в авторах в песне “Don’t Mess With Me". Она родилась из студийного джема?
Ну, дело в том, что в этих песнях с несколькими авторами на каждом альбоме, вообще говоря, мы договорились, что одна песня будет зачислена как групповая композиция, чтобы дать людям вроде меня, которые на самом деле не были писателями и композиторами, немного подзаработать и получить в дополнение к зарплате еще авторские гонорары - не то, чтобы я когда-либо получал их тогда. Это был своего рода способ приравнять наши доходы к доходам Дэвида, Мики и Берни, которые были тремя авторами в группе.
Возможно, я оказал гораздо большее влияние на какую-то другую песню, скажем так, но в целом, это была дань тому, что каждый что-то вкладывал в песню.
Песни приносились в очень сыром состоянии. Там вообще не было ничего похожего на законченные вокальные партии или тексты песен. Это было почти так “Вот гитарный рифф” или “Вот последовательность аккордов. Давайте сыграем это”. И так это будет нарастать как снежный ком и превратится в песню. Иногда я не слышал законченную версию, пока Дэвид не записывал вокальный трек и все микшировалось инженерами. У нас было довольно хорошее представление о том, какой будет песня, когда мы записывались. Но все равно это была всего-навсего версия, пока менеджеры не выпускали песню. Это на самом деле никак не отражалось в авторстве песен, но это могло быть своего рода яблоком раздора с публикацией в целом.
Это могло быть в том случае, если только вы не находитесь в равных договорных отношениях, когда ко всем относятся крайне справедливо или, возможно, даже чрезмерно справедливо... Такие группы, как Genesis и очень поздние Queen решили: “Хорошо, давайте не будем придираться к этому. Давайте разделим все поровну, чтобы у нас не было ситуации, когда пара парней разъезжает на”Роллс-ройсах", а кто-то другой ездит на велосипеде". Мне такая ситуация нравится..
Вопрос: Была ли обложка Love hunter создана для того, чтобы вызвать споры? Она неплохо получилась.
Я думаю, в какой-то степени. Но на самом деле это была скорее управленческая идея, чем что-либо связанное с группой. Я был меньше всего за такую обложку. На мой взгляд, она не отражала музыку группы. Это популярный образ для товаров, но он довольно подростковый, скажем так.
В каком-то смысле это лучше, чем следующий альбом, Ready An' Willing, где они просто взяли кучу фотографий с обратной стороны альбома "Troubles", превратили их в силуэты и откуда-то вставили фотографию Берни. Я думал, это было очень дешево. Никакого духа группы вообще.
Была еще одна идея, которая пришла до этого. Я не уверен, но, по-моему, Дэвид подбросил ее. В любом случае, это было своего рода временное предложение. Более того, группа, тексты песен Дэвида и то, как он выступал на сцене, подвергались большой критике. Дэвид воспринял это как красную тряпку для быка. “Хорошо, мы такие. Принимайте нас как есть.”
Это уже была его группа. … Последнее слово оставалось за ним, особенно когда он писал все тексты. Мне не нравятся артисты, которые очень просты в музыкальном плане, и все их внимание сосредоточено на их блестящих текстах. В этом мой недостаток. Но может быть и обратное. Если вы уделяете слишком много внимания текстам песен Whitesnake и игнорируете их музыку, то уходит общая суть песен и альбомов.
Вопрос: Как вы чувствовали себя в начале восьмидесятых, когда MTV набирал обороты и длинноволосый металл стал модой?
У нас были видео с Whitesnake, и они были очень похожи на живые выступления, но это были имитации. На самом деле на MTV мы появились только пару лет спустя. Но, конечно, я и Берни и в большей степени, Дэвид, мы все больше проникались американским роком, который стал появляться в поп-чартах, например, Foreigner и Journey и некоторые другие группы. Может быть, некоторых было слишком легко слушать. Но, похоже, стиль, который был у нас в Whitesnake, к 1981 году стал немного одинаковым и усталым.
Если бы группа стартовала в Америке, все могло бы быть по-другому. Но там у нас не было особого успеха. Все это очень сложно в музыкальном, деловом и личностном плане. В течение следующих нескольких лет все становится очень хаотичным. Попытаться объяснить это вкратце действительно довольно сложно. Но, конечно, я видел, что Дэвид хотел в какой-то степени отойти в музыкальном плане от того, чем он занимался последние пару лет. Он восхищался написанием песен Мэлом Галлеем из "Трапеции". Когда стало необходимо что-то менять … менеджер был и издателем, а также звукозаписывающей компанией. Эта ситуация должна была измениться.
В этот момент Дэвид получает всевозможное советы и рекомендации, от потенциальных менеджеров и потенциальных звукозаписывающих компаний. В этот момент он подписал контракт с Дэвидом Геффеном. Они начинают финансировать его по-крупному, но также оказывают большое влияние, особенно глава A&R Джон Калоднер, на то, какой должна быть группа и ее музыка. Вы, конечно, получили морковку огромного американского успеха, которой размахивали перед Дэвидом, и Геффен действительно сказал Дэвиду: “Ты единственный, кто нас интересует. Избавься от всех этих старикашек. Начни сначала”.
В какой-то степени Дэвид сопротивлялся этому, по крайней мере, поначалу. Следующий альбом Slide It In, в котором я не участвовал, во многом является переходным альбомом, где он приближался к тому, чего хотел Геффен, и больше к меняющимся вкусам Дэвида, но он так и не прошел весь путь к успеху, которого жаждал Дэвид.
Вопрос: Итак, вы играете на "Saints And Sinners", который включает в себя оригинальную “Here I go Again”. Думали ли вы тогда, что это важная песня, которая может подвинуть группу к элите рока?
Это было предназначено как своего рода сингл, потому что он был довольно балладным. В оригинальном формате ... первая часть - это просто вокал и клавишные. На самом деле это не было большим хитом, пока не было полностью переделано, и группа, так сказать, сессионные ребята, все подключились к работе над нею. Это то, чего хотел Джон Калоднер, но мы немного забегаем вперед.
Я изначально думал, что это хороший коммерческий трек, но, конечно, ничего похожего на то, чем он стал, я не предполагал. Группа записала видео с другим составом, синхронизируя его с тем, на чем играли я, Иэн Пейс и Берни, но с новым составом. Я думаю, что в Британии он добрался только до 18-го места или что-то в этом роде. Если бы в тот момент это был мега-хит, я, возможно, был бы удивлен и поражен этим. Я, конечно, не думал, что в тот момент это был рок-гимн на века. Молодец Джон Калоднер, что заметил это.
Вопрос: Забегая вперед, в 1987 году, было очевидно, что Уайтснейк дал толчок тому, что называют видео-роком на MTV. И у них было много последователей.
Ну, мы с Иэном Пейсом сыграли с Гэри Муром пару альбомов. У меня появилась возможность присоединиться к Whitesnake в конце 1983 года. На тот момент это все еще была группа из шести человек с Джоном Лордом. Но Джон Сайкс пришел на смену Мики Муди. Затем, после небольшого турне, весной 1984 года, Джон Лорд уехал, чтобы воссоздать Deep Purple, и произошел несчастный случай с Мелом Галлеем, когда он уже не смог играть. И вот в тот момент мы сняли видео для “Slow and Easy”, но вы видите только четырех человек в кадрах клипа Уайтснейк. Над головой Дэвида как бы загорелась какая-то лампочка, и он подумал: “Ага, отлично, Они все выглядят довольно хорошо. Теперь нас будет четверо". Ему это было удобнее - Джон Сайкс, Кози, я и Дэвид.
Вот так он видел будущее группы. В таком составе она определенно гораздо больше подходила для эпохи MTV и гораздо больше подходила для того, чего Геффен хотел от группы. Но их основное внимание было сосредоточено на Дэвиде, а затем на Джоне Сайксе, хотя на тот момент он не внес ничего в песни группы, так что это была очень непонятная величина для нас.
Вопрос: Почему Кози Пауэлл ушел?
Контракт, который нам предложили, не понравилась Кози, поэтому он ушел. Итак, на данный момент в группе нас трое. Джон с Дэвидом начали писать песни вместе, и я был в какой-то степени вовлечен в это и делал демо или что-то еще, разрабатывал басовые партии, и мы искали барабанщика все лето 85-го. Наконец-то мы заполучили Эйнсли Данбара. Все минусовки были сделаны в течение шести недель осенью 85-го. После этого я уехал в отпуск, а Дэвиду и Джону требуется целая вечность, чтобы записать вокал и все гитарные треки, и они используют разные студии. В конечном итоге это обходится менеджерам в целое состояние. Здесь можно уж точно сказать - "время -деньги".
Что это значило для нас, так это то, что мы были на зарплате. Денег нет. Никаких гонораров не будет выплачено. Никто из нас в тот момент ничего не зарабатывал на старых альбомах. Когда в апреле 86-го нам внезапно перестали платить зарплату, Эйнсли немедленно уволился. Мне пришлось искать способ на что жить, а Дэвид и Джон месяцами работали в Штатах в студии. Тогда я вернулся в Лондон.
Вопрос: Куда все пошло дальше?
Действительно трудно объяснить всю ситуацию в целом, но к концу года, Джон дал понять, что он хотел быть на равных с Дэвидом, Это было важно для него. Он много сделал и в значительной степени был с точки зрения написания песен и его вклада в музыкальный стиль альбома не последним человеком. Но когда дело дошло до микширования, Геффен не хотел, чтобы Джон был в студии, и Дэвид не хотел, чтобы он был там. Но он появился в студии, и ему сказали, чтобы он уходил. Он сказал: “Хорошо, все понятно, я ухожу".
И теперь остались только я и Дэвид. Мне тоже не было понятно - я "внутри или снаружи". Я не знал.
И в начале 1987 года, когда он начал собирать группу для съемок видео, он сказал: “Давай просто соберем группу парней из Лос-Анджелеса”. В прошлые годы у нас были выступления с группой Quiet Riot, где-то осенью 1984 года, по-моему, Дэвид и Джон были очень впечатлены Руди Сарзо и тем, как он вел себя на сцене. Но Руди бас-гитарист. Я не чувствовал, что нахожусь в полной безопасности в том, что касается моей работы, но со мной не обращались так, как будто я был вне группы, как будто я уже не нужен. Никто мне ничего не говорил.
В январе 1987 года я все еще был членом Whitesnake. Но потом я услышал: “У Дэвида появилась целая группа новых людей”. Забавно, что борьба за власть между Дэвидом и Джоном была такой, что Джон летом 1985 года пытался заполучить Томми Олдриджа в качестве барабанщика Whitesnake. У них была встреча, и Дэвид был так бесцеремонен и груб с Томми, что тот встал и вышел. Дэвид просто не хотел делать то, что Джон советовал ему делать. Он хотел быть боссом и не позволять гитаристу указывать ему, кого он должен взять в группу.
Здесь можно вспомнить момент, когда барабанщик Дэйв Доул покинул Уайтснейк в 1979 году. В тот момент мы просили Кози присоединиться. Он нам отказал. Тогда я предложил Томми Олдриджа. Никто о нем не слышал. Вот тогда-то и пришел Иэн Пейс. Но это совсем другое дело.
Интересно, что было очень заметно, насколько важно было для Руди попасть в группу. В этот момент ты не знаешь, кто приходит в группу. Это не твое решение. Если вы посмотрите первое видео для “Still of the Night”, вы никогда не скажете, что это не Джон Сайкс. Забавно и то, что Томми все-таки взяли в группу, хотя Дэвид был недоволен этим.
Вопрос: Как вы себя чувствовали, когда эти синглы ворвались в чарты, а видео появились по всему MTV, и совсем другие люди делали вид, что играют ваши роли?
Сказать, что я был расстроен, это значит ничего не сказать... С одной стороны, по сравнению со звуком на ранних альбомах Whitesnake, где бас очень заметен, и у меня была большая свобода играть мелодичные, подвижные линии с каким-то влиянием Джека Брюса или Энди Фрейзера, в 1987 году я уже на заднем плане. Мне сказали, что так надо для песен. Это меня еще больше разозлило. И хотя мое имя написано на обратной стороне обложки альбома, люди все равно думали, что Руди играл на альбоме, потому что он есть на видео. Но я все равно не слышу басов, так что это уже и не важно.
А потом мне пришлось бороться вместе с Эйнсли, чтобы получить не очень большой процент по сравнению с тем, что некоторые люди сочли бы справедливым, с гонораров за альбом 1987 года. Это было после того, как были списаны миллионы расходов, которые от меня не зависели. Все это было по вине Джона и Дэвида.
Это было что-то вроде … "Ну ты же был в группе....". Мне казалось, что я являюсь частью чего-то успешного, но это не так. Это по-человечески и финансово обидно. Они отправились в турне очень, очень успешное и, очевидно, заработали на этом много денег, но по отдельности. А расплатиться с другими музыкантами забыли.
Но с этого момента произошло так много изменений в составе и способов, благодаря которым Whitesnake стал проектом "Дэвид Ковердейл и сопровождающая его группа". В некотором смысле, я не особенно возражаю. Здорово быть частью чего-то действительно великого и успешного, точно так же, как здорово выступать перед огромной аудиторией, но когда ты значимая часть группы. А если ты довесок, то и отношение к тебе именно такое.
Сразу скажу, что я, наверное, предпочел бы играть в театре или клубе и любить ту музыку, которую я играю, которая действительно показывает меня наилучшим образом, чем быть в какой-нибудь мега-группе, где любой мог бы быть басистом, пока он хорошо выглядит и танцует на сцене.
Я бы предпочел, чтобы меня ценили как музыканта. По мере того как ты становишься старше и старше, тем больше ты чувствуешь себя так, потому что ты не можешь конкурировать внешностью и энергией с каким-нибудь 25-летним парнем. Я никогда не увлекался чем-то вроде “покрась волосы в черный цвет и сделай кучу татуировок”. Может быть, это то, что каждый должен делать, особенно на американской рок-сцене, но это просто не для меня. Было бы довольно фальшиво, если бы я с грубым американским акцентом со сцены крикнул публике: “Эй, давайте танцевать рок-н-ролл!” Я не такой человек.
Вопрос: Когда вы в последний раз разговаривали с Дэвидом Ковердейлом?
Возможно, несколько месяцев назад. Я не разговаривал с ним много-много лет. Я несколько раз ходил на концерты Whitesnake, когда уже не был в группе. и он даже говорил со сцены: “Я слышал, что Нил Маррей в зале. Я надеюсь, что после концерта он зайдет за кулисы”. И я не пошел просто потому, что была такая разница между их уровнем успеха и тем, что я делал в то время. Мне просто было бы очень неудобно.
Мы несколько раз с ним беседовали. Я бы сказал, что мы больше не на одной волне, если честно. Он живет в Америке с 1985 года. Он был женат дважды на американках. Весь успех в плане карьеры после 1987 года и далее был сосредоточен на его стиле музыки. Несмотря на то, что он испытывает большую привязанность и ностальгию по более ранним альбомам, он больше никогда не пытается играть в этом стиле рока.
Я не знаю. Если кто-то мультимиллионер, а я наоборот, независимо от того, кто он, знаете ли вы его, работали ли с ним или что-то еще, между вашим стилем жизни такая огромная пропасть, что довольно трудно говорить на одном с ним языке.
Я прекрасно к нему отношусь, но в большей степени я принимаю его условия отношений. Если вы читаете интервью с ним, вы никогда не узнаете, что у него внутри, на сердце. Это очень похоже на “Вот те же цитаты и истории, которые я рассказывал всем остальным”. Сейчас я знаю его недостаточно хорошо, чтобы выйти за рамки моего отношения к нему. За последние годы у него было больше контактов с Берни из-за огромного успеха “Here I Go Again”. Его музыку продолжают использовать для фильмов, рекламы и всего остального. Они оба очень хорошо сделали эту песню. Это был настоящий успех.
Я не буду против, если эта песня продаст еще несколько альбомов Whitesnake, и я заработаю на этом немного денег, это будет здорово. Но ни в одной группе, где я работал, у меня не было, так называемого, дня зарплаты, как у некоторых парней в группе. Отчасти это был знак того времени, так мы договорились. Я был с Sabbath, где никого особенно это не интересовало.
=======================
Но это уже тема для второй части этого интервью. Обрадую вас - вторая часть будет заметно короче, но не менее интересной, чем первая.
Еще о Ниле Маррее: