Найти в Дзене
Дмитрий Меренков

Пропажа Фердинандов

В битве на Курской дуге участвовали САУ Фердинанд. По немецким данным потеряно безвозвратно на 2 единицы больше, чем указано в советских источниках. Версия из книги "Место действия Земля"
В битве на Курской дуге участвовали САУ Фердинанд. По немецким данным потеряно безвозвратно на 2 единицы больше, чем указано в советских источниках. Версия из книги "Место действия Земля"

https://ridero.ru/books/widget/mesto_deistviya_zemlya_2/

Всего по немецким данным в период с 5 по 20 июля 23 "Фердинанда" потеряно безвозвратно. Что самое интересное, по советским данным за этот же период была уничтожена только 21 машина этого типа.

"Направленные на погибель Валерой две самоходки как раз и не были учтены. Свидетелей и следов их гибели не осталось.

Реконструкция. Двигавшийся первым «Фердинанд» катил по мощённой брёвнами грунтовке, известной местным жителям как «Гиблая Гать», как по асфальту шоссе.

-2

Очередное чудо немецкого Военно-промышленного комплекса внушало механику-водителю уверенность в себе и окружающем мире. Отстали от эшелона не по своей вине – попали под бомбёжку и повреждённые платформы отцепили. Зато теперь он вспоминал бесполезный стук осколков по броне, даже не оставивший следов, и грохот взрывов, не причинивших вреда, с улыбкой. Рассказы фронтовиков, с точки зрения собственного опыта, выглядели "слегка преувеличенными". Встречный ветер приятно холодил лицо и разгонял тучи, в лужах поблёскивала вода, где-то полыхали зарницы, и дорога к фронту казалась дорогой к славе. Он один из экипажа не спал и чувствовал себя заботливым папашей этих везунчиков, которых он везёт в будущее. На обочинах мелькали столбики с предупреждением «Achtung, Minen». Значит, прошли сапёры, значит, на дороге мин нет.

Уложенные поперёк дороги брёвна, из-за которых дорога называлась гатью, не везде покоились на болотистом грунте. Впереди, на протяжении десятка метров, они лежали на параллельных движению длинных брёвнах, образуя мост через топкий, заросший мхом, ручей. Его строили для телег и тракторов. Под летевшей со скоростью 15 км/час громадиной чёрные, осклизлые, продольные брёвна разъехались, треща и ломаясь. Поперечные, утратив баланс, становились стоймя огромным чёрным веером по мере соскальзывания с них тяжёлой машины. Она заваливалась на правый борт, хлюпала гусеницами, одновременно погружаясь кормой. В открытые люки хлынула чёрная торфяная вода, смещая центр тяжести «Фердинанда». Он опрокинулся, какое-то время передняя часть задержалась из-за опоры на лежавший на брёвнах ствол пушки, потом он соскользнул и болото утробно чавкнуло.

Механик второй машины инстинктивно затормозил. Гусеницы прекратили свой, казалось, нескончаемый бег, брёвна под ними получили мощнейший импульс кинетической энергии и поползли, проворачиваясь, вперёд. Ужасающе неотвратимо, хоть и медленно, «Фердинанд» несло юзом к отвратительно выглядевшей в проблесковом свете луны «чёрной дыре». Механик врубил задний ход, гусеницы ожили, и самоходка остановилась, с ужасающим рёвом и медлительностью, поползла прочь от гибели. Экипаж начал приходить в себя, то бишь, пробуждаться и тут под днищем ухнуло и машину закрутило на месте. Стремясь убежать от трагедии с первой самоходкой, мехвод второй забыл об указателях «Achtung, Minen». В результате контузия экипажа и разорванная взрывом мины гусеница. Командир САУ вылез через большой круглый люк в задней бронеплите рубки осмотреться и сразу юркнул назад в боевое отделение. Над беспомощным «истребителем танков» пронеслась шестёрка ИЛ 2, вполне способная стать «истребителями САУ». Кто-то из ведомых штурмовиков заметил фонтан грязи от подрыва ТМ 42 под гусеницей «Фердинанда» и доложил ведущему:

-- Коля! Слева-сзади какой новый танк на мину наехал!

-- Нехай постоит, -- ответил капитан Нестеренко, и тут же доложил авиа наводчику. Тот переадресовал находившуюся в воздухе девятку «Бостонов А20» со словами «Вам всё равно по пути». Комэска углядел и чёрное озерко, и обездвиженную громадину, штурман дал поправку, и девятка отбомбилась «по ведущему». Записали на счёт 57 БАП тяжёлый танк Т 6.

50-ти килограммовая бомба проломила крышу рубки и вызвала детонацию боезапаса. Железо растащили колхозные крестьяне.

-3

Возможно, всё было по-другому, возможно бомба весила в 10 раз больше, фактом остаются два «Фердинанда», потерянные в немецких архивах и не найденные в советских. Затонувший нашли «чёрные копатели только в 1998-м году, и он украшает музей в одной из богатых стран антигитлеровской коалиции. Останки второго «Фердинанда» долгое время мешали земледелию, пока меркантильные времена не преобразовали их в металлолом. В 1998 году их, вместе с утилизированной бронёй советских Т-55 переплавили в Испании."