Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..." 55 лет экранизации Пушкина "Выстрел"

Оглавление

Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, пламенная гамарджоба, или как вам угодно!

Когда вспоминаешь этот фильм, хочется по-стариковски заохохохать и, мечтательно закатив выцветшие от времени глаза, подтвердить: даааа... даавнеееенько... Хотя, если откровенно, своих пятидесяти пяти "Выстрел" и стОит - но не как прабабушкин черепаховый лорнетъ (если, конечно, кто-то в вашей семье знает хоть что-то о прабабушке и - уж само собою - этот самый лорнет сумел каким-то образом сохраниться!), а как, скажем, бутылочка Chateau La Croix Landon Medoc урожая как раз 1966 года, каким-то непостижимым образом завалявшаяся в вашем баре. И то сказать: заохохохать есть от чего! Именно в пятидесятые-шестидесятые экранизации отечественной классики достигли вершин трепетности по отношению к первооснове и мастерству переноса её на киноплёнку, а зритель - при тогдашнем "малоэкранье" - щедро платил и трудовой копеечкой, да и дома, собравшись всей семьёю у экранов телевизоров (у кого они были), смотрел классику с удовольствием. В этом жанре практически не бывало неудач, сохранилась кое-где ещё "имперская" натура - без бросающихся в глаза антенн, стеклопакетов и современных скамеек, и актёры были соответствующие - "старой школы" - либо из довоенного поколения, либо прошедшие войну... органически не умевшие лгать и фальшивить. Да и страна была другая - недаром именовавшаяся "самой читающей", уж что-что, а классику худо-бедно знали даже тогдашние троечники!

"...Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. В *** не было ни одного открытого дома, ни одной невесты; мы собирались друг у друга, где, кроме своих мундиров, не видали ничего.
Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка...."

Начало нехитрое, а - завораживает! И - самое любопытное - чрезвычайно киногенично: так и видишь это "местечко", пыль от солдатских сапог или случаем проехавшего мимо экипажа, и...

— Вы знаете, — продолжал Сильвио, — что я служил в *** гусарском полку. Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии...
— Вы знаете, — продолжал Сильвио, — что я служил в *** гусарском полку. Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии...

... и "Выстрел" не обманывает тебя, зритель, с первых же кадров, являя собою стопроцентный образчик "дистиллированного" Пушкина - если такое вообще возможно! Пресловутое "попадание в эпоху" здесь я бы ставил в пример многим (если не всем) современным "экранизаторам", считающим, что компьютерные эффекты, скверные (по обыкновению) парики и дорогущие свежепошитые (только "с иголочки", так и хочется их порою чуть потрепать или помять) костюмы - всё, что необходимо для переноса классики на экран. Но - вот беда-то! - костюмы сами по себе неспособны перенести тебя на двести лет назад. Атмосфера нужна... воздух особый... некоторая бесплотная и неосязаемая материя... Ну и - актёры, само собою.

"...Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки, бывшей со мною в связи, я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость. Он вспыхнул и дал мне пощечину. Мы бросились к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, и в ту же ночь поехали мы драться..."
"...Наконец однажды на бале у польского помещика, видя его предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки, бывшей со мною в связи, я сказал ему на ухо какую-то плоскую грубость. Он вспыхнул и дал мне пощечину. Мы бросились к саблям; дамы попадали в обморок; нас растащили, и в ту же ночь поехали мы драться..."

В случае с "Выстрелом" его актёрский состав - это синефильское пиршество, безумная роскошь, которая была позволительна только в СССР: свести в одном кадре (под музыку не кого-нибудь, а самого Карена Хачатуряна) блистательных Михаила Козакова и Олега Табакова, бархатноголосого Юрия Яковлева и не по-советски умопомрачительную Ариадну Шенгелая - такое сопоставимо только с "большой голливудской" постановкой с многонулёвым бюджетом. А у нас - так вот, запросто!.. Смотрите - наслаждайтесь.

Второй офицер слева - будущий "Анисим" из "Тени исчезают в полдень" - великолепный Лев Поляков
Второй офицер слева - будущий "Анисим" из "Тени исчезают в полдень" - великолепный Лев Поляков

Градус сыгранности звёзд тогдашнего первого десятка настолько велик, что невольно хочется продлить это неземное удовольствие и пересмотреть, например, "Обыкновенную историю", снятую четырьма годами позже, всё с тем же неповторимым тандемом Козаков-Табаков. Лишённый возможности следить за мировыми киноновинками, советский зритель не умел тогда ценить то, что на его глазах, по сути, творилось чудо: никакие Николсон или Брандо не стоили и пяти минут из бондарчуковской "Степи" со Смоктуновским-Моисеем, или дуэта Марецкой и Мартинсона из "Свадьбы"! Наверное, именно поэтому, натрескавшись Голливуда "от пуза", мы возвращаемся к "советскому ретро": настоящее, подлинное - ТАМ!

"...Граф замолчал. Таким образом узнал я конец повести, коей начало некогда так поразило меня. С героем оной уже я не встречался. Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами"

У вашего покорного слуги при выборе новой книги есть следующая, весьма полезная привычка - пробегать глазами начало и финал. В силу последнего обстоятельства десятки тонн макулатуры счастливо миновали меня, а я, стало быть, их. Все эти "Джонсон стоял у окна..." или "Телефон зазвонил в шесть утра..." или "Дождь шёл третьи сутки..." - наше свидание не состоится никогда, adieu!

"...Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия..."
"...Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия..."

Я не случайно привёл здесь именно эти два пушкинских отрывка (понятно, что "Выстрел" при любом раскладе мою "проверку" прошёл бы!) Его экранизацию смотреть хочется с первой секунды и, как полюбившуюся книгу, с досадою перелистнуть последнюю страницу с грустным титром "конец фильма". А, спустя несколько лет, всё с теми же эмоциями пересмотреть, словно и не было предыдущих десяти сеансов... За что земной поклон его создателям!

Как там у Куприна в "Поединке"? "И как это начальство позволяет шущештвовать такой красоте?.."
Как там у Куприна в "Поединке"? "И как это начальство позволяет шущештвовать такой красоте?.."

Поднимая, подобно пушкинским героям, добрый бокал шампанеи за юбилей "Выстрела", радуюсь от души - и за то, что помню свой "первый раз", и за то, что всем нам есть, что вспомнить, и по праву гордиться!

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

"Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Краткий гид по каналу (в том числе и предыдущие статьи цикла "Пропущенные юбилеи или "Даавнооо это быыло..."

"Русскiй ГеродотЪ" - гид по историческим циклам канала "Русскiй РезонёрЪ"