Найти тему
Muslimlife.Kz

Глава 19. Что такое нафс (душа)?

Существуют разные мнения по этому вопросу. Некоторые неверно истолковывают понятие душа. Последователи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, придерживаются правильной точки зрения в этом вопросе. В этой главе мы приведем мнения и доводы разных ученых и, с помощью Аллаха, поясним, какое из этих мнений правильное.Существуют разные мнения по этому вопросу. Некоторые неверно истолковывают понятие душа. Последователи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, придерживаются правильной точки зрения в этом вопросе. В этой главе мы приведем мнения и доводы разных ученых и, с помощью Аллаха, поясним, какое из этих мнений правильное.

Абу аль-Хасан аль-Аш'ари сказал: «Ученые по разному определяют такие понятия, как «рух» (дух), «нафс» (душа), «хайат» (жизнь). Одно ли то же душа и жизнь? Одно ли тоже душа и тело? Ан-Низам сказал: «Дух (рух) - это тело и душа». Ан-Низам считал, что дух может существовать самостоятельно».

Джа'фар ибн Харб сказал: «Мы не знаем материальна ли душа или нет». Он ссылался на слова Аллаха: «Они спрашивают тебя о Духе. Скажи: «Дух – это от повеления моего Господа, а вам дано знать об этом очень мало» (Коран 17/85).

Некоторые ученые говорят: «Дух (рух) относится к одному из таких четырех природных явлений: жара, холод, влажность и сухость».

Некоторые другие ученые говорят: «Наряду с такими природными явлениями, как жара, холод, влажность и сухость, существует дух».

Некоторые другие ученые говорят: «Дух (рух) - это чистая кровь, в которой нет ни мути, ни гноя».

Аль-Асамм говорил: «Тело - это жизнь (хайат) и дух (рух)».

Некоторые ученые говорят: «Душа (нафс) имеет размер, части, длину, ширину и глубину».

Джа'фар ибн Мубашшир сказал: «Душа (нафс) не является духом (рух), дух (рух) не является жизнью (хайат)».

Иногда бывает так, что во время сна душа (нафс) и дух (рух) человека отсутствуют, но жизнь (хайат) присутствует в нем. На это указывают слова Аллаха: «Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает,-во время сна» (Коран 39/42).

Абу Бакр ибн аль-Бакиллани и его последователи говорят: «Душа (нафс) - это легкий ветерок, который заходит и выходит [из тела человека], когда человек дышит. Дух (рух) - это масса, дух (рух) является жизнью. Дух (рух) не является душой (нафс)».

Некоторые ученые говорят: «Душа (нафс) не является ни телом, ни массой. Она не имеет ни местонахождения, ни длину, ни ширину, ни глубину, ни цвета, ни составляющих. Она имеет отношение и связь с телом, однако ее нет внутри самого тела». Это мнение принадлежит Аристотелю.

Мухаммад ибн Хазм сказал: «Некоторые мусульмане и те, кто верит в воскресение, заявляют, что душа (нафс) - это длинная, широкая и глубокая форма, которая находится в определенном месте тела человека. Следовательно, душа (нафс) и дух (рух) - одно и то же».

Некоторые люди заявляют, что человек представляет собой только тело. Тем не менее, все разумные люди и ученые считают, что человек - это тело и душа (рух).

Существует множество определений понятия «душа». Однако, наиболее верным является следующее: душа отличается от физического тела, так как она светлая, духовная, живая, движущая. Она движется внутри человеческих органов, подобно тому, как вода течет внутри цветка, а огонь тлеет внутри угля. Пока человеческие органы способны принимать полезные вещества от души, она будет находиться в органах и способствовать их функционированию. Если человеческие органы не способны принимать полезные вещества от души, то она покинет тело человека и уйдет в мир душ.

На правильность данного определения души указывают Коран, Сунна, единогласное мнение всех сподвижников, разум и врожденная чистая человеческая природа. Ниже приведены доказательства на верность данного определения:

1. Всевышний Аллах сказал: «Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, - во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока» (Коран 39/42). В данном аяте приведены три действия, которые Аллах совершает над душой, что подтверждает те качества, которые были приведены в определении:

– Аллах забирает душу;
– Аллах удерживает душу;
– Аллах отпускает душу.

2. Всевышний Аллах сказал: «Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями». Вы явились к Нам одинокими, какими Мы сотворили вас в первый раз» (Коран 6/93-94). В этом аяте приведены четыре действия, совершаемые душой или над душой:

– ангелы простирают свои руки, чтобы забрать душу;
– душа выходит;
– душа неверующего человека будет наказана в тот день, когда выйдет;
– душа придет к своему Господу.

3. Всевышний Аллах сказал: «Он тот, кто усыпляет вас ночью и знает, что вы делаете днем. Затем Он воскрешает вас днем, чтобы исполнился назначенный срок (завершился срок вашей жизни). Затем к Нему вам предстоит вернуться, и затем Он поведает вам о том, что вы совершали. Он - Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений» (Коран 6/60-61).

В этом аяте содержится три действия, совершаемые душой:

– душа временно покидает тело во время сна;
– душа возвращается обратно в тело после сна;
– душа покидает тело перед смертью человека.

4. Всевышний Аллах сказал: «О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (Коран 89/27-30).

В этом аяте содержится три действия, совершаемые душой:

– душа возвращается к Господу;
– душа входит в круг рабов Аллаха;
– душа будет довольна.

У ученых есть разные мнения относительно того, когда ангелы скажут эти слова человеку: перед его смертью, после воскресения, или как перед смертью, так и после воскресения. В одном из хадисов говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Бакру: «Ангел скажет тебе эти слова перед смертью» [1]. Зейд ибн Аслям сказал: «Душа будет обрадована этими словами перед смертью человека, в День сбора и в День воскресения».

Абу Салих сказал:«О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!» - так будет сказано душе перед смертью человека. «Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» - так будет сказано душе в Судный день».

5. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда душа выйдет [из тела], за ней последует взор» (Муслим «сахих» 920). В этом хадисе два действия, совершаемые душой и человеком:

– душа выходит;
– взор человека увидит ее.

6. Сообщается, что Хузейма ибн Сабит рассказывал: «Однажды во сне я увидел, что я сделал земной поклон на лоб Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о чем я рассказал ему. Тогда он сказал мне: «Души встречаются друг с другом», после чего он подставил мне свой лоб, и мы соприкоснулись лбами».

Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас рассказывал: «Души живых и мертвых людей встречаются и общаются между собой во сне. После их встречи Аллах удерживает души мертвых (а души живых возвращает)».

7. В хадисе, переданном от Биляла, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах забирает ваши души и возвращает их вам, когда пожелает». В этом хадисе содержатся два действия, совершаемые душой:

– душа выходит;
– душа возвращается.

8. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Душа верующего человека будет птицей, которая питается (или висит) на Райском дереве». В этом хадисе содержится два действия, совершаемые душой:

– душа будет птицей;
– душа будет питаться или висеть на дереве.

9. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души мучеников будут находиться внутри зеленых птиц, летающих по тем Райским местам, по которым они пожелают. Они будут собираться около ламп, висящих на Троне. Аллах взглянет на них и спросит: «Чего вы желаете?» …». В этом хадисе содержится шесть действий, совершаемых душой:

– душа будет находиться в животе птицы;
– душа будет находиться в Раю;
– душа будет питаться райскими плодами и пить из райских рек;
– души будут собираться около ламп;
– Аллах будет обращаться к душе, спрашивать ее, и она будет Ему отвечать;
– душа будет просить, чтобы Аллах вернул ее в земной мир.

10. Сообщается, что Убайдуллах рассказывал: «Однажды, когда я был в пути, я прилег поспать около могилы Абдуллаха ибн Умара ибн Харама. Во сне я услышал самое красивое чтение Корана, которое я когда-либо слышал. Когда я пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, он сказал: «Это был Абдуллах. Разве ты не знаешь, что Аллах забирает души верующих, помешает их в жемчужно-изумрудные лампы и вешает их посередине Рая. Каждую ночь Аллах возвращает их души в тела, где они пребывают вплоть до наступления рассвета. По наступлении рассвета их души возвращаются на свои места». В этом хадисе содержится четыре действия, совершаемые душой:

– души будут находиться в лампах;
– души будут возвращаться в тела;
– души будут говорить и читать в могиле;
– душа будет иметь местопребывание.

11. В Хадисе от Барра' ибн Азиба (см. Глава 6) содержится несколько действий, совершаемые самой душой и над ней:

– Ангел смерти скажет душе верующего человека «О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!», что означает, что душа обладает разумом и способностью понимать.
– слова Ангела смерти
«Выйди к прошению и довольству Аллаха» указывают на то, что душа может выходить из тела;
– душа выйдет из тела, как капля, вытекающая из сосуда;
– другие ангелы возьмут душу у Ангела смерти;
– ангелы завернут душу в саван и намажут ее благовонием;
– душа поднимается на небо;
– душа будет благоухать ароматом мускуса;
– душе откроются врата небес;
– пока душа не поднимется к Аллаху, ангелы будут приветствовать ее на небесах;
– Аллах скажет: «Верните [душу] Моего раба на землю»;
– душа вернется тело;
– душа неверующего человека захочет спрятаться в теле;
– душа неверующего будет очень сильно вонять;
– душа неверующего будет сброшена с неба и упадет на землю.

12. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Душа верующего человека выйдет и будет обладать более приятным ароматом, чем аромат мускуса. Ангелы поднимут душу верующего [на небеса]. Ангелы, находящиеся на небесах, будут спрашивать, кто этот человек, а несущие ангелы ответят: «Это такой-то, сын такого-то. Он совершал такие-то и такие-то добрые дела». Тогда они [ангелы, которые на небесах] скажут: «Добро пожаловать вам и ему». Тогда они возьмут ее [душу верующего] у этих ангелов и поднимут и пронесут ее через дверь, через которую поднимались его дела [к Аллаху]. Свет, подобный солнечному, озарит небеса и будет светить до тех пор, пока душа не поднимется к Трону. Когда ангелы заберут душу неверующего человека и поднимут ее на небо, они скажут: «Это такой-то, сын такого-то. Он совершал такие-то и такие-то дурные дела». [Ангелы, находящиеся на небесах] скажут: «Не надо ее сюда, не надо ее сюда. Верните ее в самый нижний слой земли». В этом хадисе описаны десять действий, совершаемые самой душой и над ней:

– душа выходит из тела;
– душа будет обладать ароматом;
– ангелы поднимут душу на небо;
– ангелы будут приветствовать душу;
– ангелы возьмут душу;
– ангелы поднимут душу к Трону;
– небеса осветятся от света души;
– душа поднимется вплоть до Трона;
– ангелы будут расспрашивать о том, кто это. Слово «кто» применяется только к разумному существу;
– ангелы спустят душу на землю.

13. Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ангелы придут к верующему человеку [перед его смертью]. Если он был праведным человеком, они скажут: «Выйди благая душа, пребывавшая в благом теле. Выйди восхваляемой и радуйся покою, базилике (или уделу) и Господу, Который не будет гневаться». Ангелы будут говорить ей эти слова до тех пор, пока она не выйдет, и ангелы поднимут ее на небо. Ангелы попросят открыть врата неба и при этом другие ангелы их спросят: «Кто это?», на что они скажут: «Такой-то, сын такого-то». Тогда будет сказано: «Добро пожаловать благая душа, пребывавшая в благом теле. Войди восхваляемой и радуйся покою, базилике (или уделу) и Господу, Который не будет гневаться». Это будет говориться ей до тех пор, пока ее не поднимут к Всевышнему Аллаху. Если же умирающий был неверующим человеком, то ангелы скажут: «Выйди скверная душа, пребывавшая в скверном теле. Выйди упрекаемой и радуйся кипятку, гною и другим видам подобных мучений». Ангелы будут говорить эти слова до тех пор, пока она не выйдет, и ее поднимут на небо. Ангелы попросят открыть врата неба и при этом другие ангелы их спросят: «Кто это?», на что они скажут: «Такой-то, сын такого-то». Тогда будет сказано: «Не надо сюда скверную душу, пребывавшую в скверном теле. Вернись упрекаемой, ибо врата неба не откроются для тебя». После этого она будет отправлена на землю, а затем в могилу». В этом хадисе содержится десять действий, совершаемые самой душой и над ней:

– душа пребывает либо в благом теле, либо в скверном;
– душа верующего выйдет восхваляемой;
– душа верующего обрадуется покою и базилике;
– ангелы будут радовать душу верующего до тех пор, пока не поднимут ее в небо;
– душе верующего откроются врата неба;
– душа верующего пройдет через врата небес;
– душа верующего поднимется к Аллаху;
– душа неверующего будет упрекаемой и вернется на землю упрекаемой;
– душе неверующего не откроются врата неба;
– душа неверующего вернется вернётся не землю, а затем в могилу.

14. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Души – собранные войска. Души, которые узнают друг друга, разойдутся». В этом хадисе говорится о том, что некоторые души узнают друг друга.

15. В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Мас'удом, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что души встречаются друг с другом.

16. В хадисе, переданном Абдуллахом ибн Мас'удом, да будет доволен им Аллах, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, души верующих, незнакомые между собой, могут встречаться друг с другом».

17. В хадисе, переданном Тамимом ад-Дари говорится о том, что когда душу верующего человека поднимут к Аллаху, она падет ниц перед Аллахом.

18. В хадисе о воскресении Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«…[ангел] Исрафиль, мир ему, призовет души и все они придут к нему. Души верующих людей будут светлыми, а неверующих черными. Он соберёт их всех, поместит в дудку и вдунет в неё. Тогда Всевышний Аллах, Могуч Он и Велик, скажет: «Клянусь Своим величием! Пусть каждая душа вернётся в своё тело». Тогда души выйдут из дудки, как пчёлы, и заполнят собой пространство между небом и землей. Каждая душа вернётся в своё тело. Аллах прикажет земле раскрыться для них (умерших людей), и они (умершие люди) выйдут, спеша к своему Господу …».

19. Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, рассказывал: «Люди будут спорить между собой до Судного дня, пока дух и тело не поспорят между собой. Дух скажет: «Господь! Я был только Духом от Тебя, которого Ты поместил в этом теле, поэтому нет на мне греха». Тело скажет: «Господь! Я был только телом, которое Ты сотворил. Затем в меня, как огонь, вошёл этот Дух. Только с его помощью я вставал, сидел, ходил, поэтому нет на мне греха». Тогда Аллах скажет им: «Я рассужу меж вами. Однажды слепой и инвалид оказались в саду. Инвалид сказал слепому: «Я вижу фрукты, если бы я мог ходить, то я бы сорвал их». Слепой сказал инвалиду: «Я подниму тебя и подведу к плодам. Слепой помог инвалиду, и инвалид сорвал фрукты. Они вместе съели фрукты. Скажите Мне, на ком из них грех?». Тогда дух и тело сказали: «На обоих». Аллах сказал: «Вот Я и рассудил меж вами».

Помимо вышеприведенных, существует множество других доказательств, указывающих на то, что человек состоит из тела и души, которая обладает описанными свойствами.

[1] ат-Табари «тафсир» 30/191. Хадис является слабым.

Источник
Опубликовано (по всем вопросам): muslimlife.info
Продолжение: Глава 20. Одно ли то же – нафс и рух?
Предыдущие главы:
Глава 1. Знают ли умершие люди, что их могилы посещают живые?
Глава 2. Встречаются ли души умерших праведных людей друг с другом?
Глава 3. Души мёртвых и живых людей встречаются друг с другом
Глава 4. Умирает ли душа, подобно телу?
Глава 5. Как душа мёртвого человека может узнать душу другого человека?
Глава 6. Душа человека возвращается в тело при допросе в могиле
Глава 7. Ответ тем, кто отрицает существование мучений в могиле
Глава 8. В чём мудрость того, что в Коране явно не упомянуто о мучениях в могиле?
Глава 9. Некоторые причины, по которым человек будет наказан в могиле
Глава 10. Причины, по которым люди могут быть спасены от мучений в могиле
Глава 11. Категории, которые будут подвергнуты допросу в могиле
Глава 12. Будет ли допрос в могиле проводиться только над общиной Пророка Мухаммада или над общинами всех Пророков?
Глава 13. Будут ли дети допрошены в могиле?
Глава 14. Длятся ли мучения в могиле вечно?
Глава 15. Где находятся души умерших людей до Судного Дня?
Глава 16. Могут ли живые люди своими делами принести пользу мёртвым?
Глава 17. Сотворена ли душа?
Глава 18. Что было сотворено раньше: душа или тело?

Мы в соцсетях:
Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK