Найти тему
Focus Designsprint

Как сэкономить ресурсы на создание продукта, который в конечном счете может оказаться невостребованным и ненужным?

Команда направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica придумала тренажер Focus DIY для быстрого тестирования продуктовых гипотез на основе дизайн-спринтов от Google Ventures. О том, чем интересен этот формат, почему тренажер предназначен не для учебы, а для использования в текущих рабочих задачах, какие сложности возникают при использовании методологии и как с ними бороться рассказывает Анастасия Актёрская, куратор тренажера Focus DIY. Команды Focus с 2020 года помогает лучшим командам роста и инноваций тестировать гипотезы и экономить время разработчиков.

Как у команды возникла идея создания тренажера? Что послужило толчком, отправной точкой?

Последние 2 года мы как агентство проводим спринты для продуктовых команд. С нашей стороны есть дизайнеры, исследователи, модераторы, консультанты, менеджеры. Мы высаживаемся в команду заказчика как агентский десант, погружаемся в задачу и своими силами проводим дизайн-спринт. Мы видим эффективность таких спринтов, слышим обратную связь, видим ROI, которые приносят спринты бизнесу, и меняем продуктовый процесс к лучшему. В какой-то момент заявок на дизайн-спринты от команд стало очень много и людям приходилось ждать, когда мы сможем взять их задачи в работу. В процессе дискавери очень важна скорость и нам хотелось максимально сократить это ожидание. Поэтому мы придумали формат, который помогает быстро тестировать продуктовые гипотезы самостоятельно, без нас. При этом делать это так же качественно, круто и быстро, как если бы спринты проводила внешняя команда с большим опытом. Так появился тренажер для быстрого теста гипотез Focus DIY. Это более демократичный инструмент, чем агентские услуги нашей команды.

Обычно у продуктовых команд уже есть все необходимое для быстрого тестирования гипотез: глубокая экспертиза относительно своего продукта, понимание аудитории и их проблем, увлеченные задачей специалисты. Часто не хватает только методологии процесса, понимания, как его организовать, чтобы все получилось четко и быстро, схемы, помогающей сфокусироваться на самых важных гипотезах, собрать прототип, получить обратную связь и понять, что делать с гипотезой дальше. Порой такие процессы занимают у команд месяцы, а не недели. А мы помогаем ускориться.

По сути, мы придумали для дизайн-спринтов формат инструкции из Икеи. Вы покупаете полку, у вас есть доски, винтики, гвоздики, молоток, отвертка, острое желание все это быстро собрать и красиво повесить. Непонятно только, с чего начать и в каком порядке делать. Вы открываете инструкцию и просто следуете написанному. К этому не надо долго готовиться или изучать инженерное дело. На выходе точно получится классная полка.

Цель инструкции – доходчиво объяснить пошаговый план действий. Так и в тренажере – мы даем необходимые алгоритмы, структурируем работу, но не делаем ее за команду. Это не разовая активность, команды будут вновь и вновь продолжать тестировать гипотезы, и нам хочется, чтобы они смогли делать это самостоятельно. Это наша попытка помочь рынку, помочь продуктовым командам перенастроить, пересобрать свой процесс.

Создание нового продукта всегда пролегает через путь клиента. Почему самым важным становится именно разговор с людьми, для которых создается продукт?

Продукт всегда создается для людей. Если команда, создающая что-то, не понимает нужды своей аудитории или не собирает обратную связь, есть риск сделать то, что окажется никому не нужным.

Основная задача при разработке чего-то нового – максимально быстро получить обратную связь от реальных пользователей. Тренажер дает возможность ускорить темп получения обратной связи от живой аудитории продукта. Быстро получив фидбэк, команда прощается с первоначальными иллюзиями и понимает, нужно ли брать в работу данную гипотезу или лучше и дешевле от нее отказаться. С быстрой обратной связью проще понять, это ли нужно людям. Потому что конечная цель – продукт, которым будут пользоваться.

Если говорить об экономии времени, сейчас культура продуктовых команд, в основном, настраивается на скорость. Почему так важно быстро узнать мнение аудитории?

Клиенты не смогут составить свое мнение о несуществующем продукте. Задавая аудитории вопросы, основанные только на гипотезах, команда получит ответы настолько же гипотетические, как и тот гипотетический продукт, о котором спрашивает.

Прийти к аудитории с чем-то осязаемым, с первым прототипом – максимально эффективное решение. В таком случае диалог с клиентами состоится не на пустом месте. Проверка на реальных пользователях дает более четкое представление о структуре продукта, о его плюсах и минусах, о том, где можно доработать, а где уже можно оставить все как есть. В случае, если предложенный продукт не подходит аудитории, затраты на тестирование прототипа гораздо ниже затрат по выпуску и лончу продукта, который никому не нужен, неактуален или фактически не востребован.

Проверка прототипа – это работа на скорость. На этапе тестирования не стоит слишком вдаваться в детали, следует проверять основные и самые рискованные идеи. Если они не сработают, то не сработает ничего. Если кнопка неудобна и не нужна, всем уже нет никакого дела до ее красивого цвета и удачного расположения.

Что в майндсете команды может помешать быстрой проверке гипотез?

Часто мешает мысль о том, что нельзя идти к пользователю с чем-то сырым: чтобы начать тестировать, нужно показать готовый полноценный максимально проработанный продукт.

Но в действительности все наоборот: чем быстрее и экономнее будет сделан прототип и проведено его тестирование, тем больше вероятность, что можно будет от него отказаться или доработать его. Здесь важен баланс: прототип должен быть сделан быстро и дешево, и, тем не менее, должен максимально наглядно демонстрировать идею и задумку. Когда команда идет с прототипом к аудитории, главное – показать, как это будет работать, дать человеку пощупать реальный прототип. В рамках тренажера и процесса дизайн-спринта мы собираем кликабельный прототип, но тратим на это всего два дня, за которые дизайнеры успевают сделать минимально работоспособную версию, но при этом демонстрируют саму идею.

В тренажер заложена скорость: мы структурируем работу команды и помогаем вовремя остановиться, особенно когда команда не хочет показывать аудитории условно недоделанные, непроработанные супердетализированно вещи. Мы пропагандируем культуру тестирования по принципу: делаешь – быстро тестируешь – дорабатываешь.

Первое, что мешает быстрой проверке гипотез, – это скорость. Второе – команды часто не знают, где взять аудиторию, как позвать людей на тестирование, не умеют организовать процесс с точки зрения рекрутинга и привлечения целевой аудитории. И эту проблему мы тоже снимаем в тренажере, даем инструкции, чек-листы и подсказки о том, каким образом найти людей, что им сказать, чтобы они захотели поговорить с командой в рамках глубинных интервью, как их замотивировать, как с ними общаться.

Чем может помочь тренажер Focus DIY? В чем его сила?

Focus DIY представляет из себя пошаговый процесс быстрого поиска ответов на критически важные для бизнеса вопросы через проектирование, создание прототипа и тестирование идей на реальных пользователях продукта.

Название тренажера раскрывает наш основной посыл: DIY – это Do It Yourself. Мы хотим, чтобы как можно больше команд научились искать ответы быстро и самостоятельно. С тренажером не нужно будет обращаться за внешней помощью. Он выполняет роли и помощника, и мотиватора. Помогает задать структуру процесса, организовать график действий участников команды. Получается, он такая палочка-выручалочка, которая и структурирует, и дает удобное пространство для решения задач, и помогает команде пройти спринт организованно.

Тренажер рассчитан на работу во время этапа дискавери. А дискавери это бесконечные ресерчи, касдевы, интервью, аналитика, поиск свободных слотов времени, чтобы обсудить результаты всей командой, снова ресерчи, выбор методологий исследования, согласования друг с другом, поехавшие дедлайны, потерянные деньги на долгой проработке гипотез, которые оказались не нужны реальным пользователям, возврат к истокам, тонны результатов исследований, в которых все тонут, и все это превращается в замкнутый круг. Команды постоянно проходят процесс дискавери, он кажется невероятно рутинным и затянутым. Это больное место многих продуктовых команд. Поэтому мы решили, что нужно настроить этот процесс. Наш тренажер, можно сказать, инструмент для настройки.

Лучший способ его применения – в бою, на своих собственных задачах. Можно взять в работу актуальную задачу, у которой вот-вот подгорит дедлайн, и Focus DIY поможет ее спасти.

Для его применения необходима одна важная вещь: внутренняя готовность команды пройти по этому пути от начала до конца.

Как еще можно настроить сбалансированный процесс?

Тренажер не является единственной волшебной палочкой. Настраивать процесс можно разными способами. Можно позвать консультанта по настройке процессов, ментора или коуча, человека, который отстроит процесс. Команда сама может попробовать наладить процесс, делать это постепенно, органично соотнося со своим командным опытом, учиться на собственных ошибках. Члены команды могут читать специализированную литературу, смотреть интервью, брать оттуда информацию и пытаться интегрировать удачные решения из опыта других команд или предпринимателей. Можно прийти в агентство Focus и попросить, чтобы мы сделали для команды дизайн-спринт и быстро протестировали. Мы провели множество спринтов и поняли, как эта методология интегрируется в командную работу, мы набили свои шишки, посмотрели, как команды набивают свои, и взяли из этого опыта только самые действенные инструменты. Мы понимаем, как команда может внедрить их в свою рабочую практику.

Наш тренажер позволяет использовать весь этот опыт, не набивать свои шишки, а взять этот алгоритм и начать идти по нему своей командой. Не нужно будет долго разбираться, как это работает. Мы даем структурированный инструмент, чтобы команда понимала, что, когда и зачем нужно делать. В рамках тренажера мы постоянно на связи. Мы находимся в чатах 24 на 7, помогаем и отвечаем на все вопросы. Если говорить о привлечении консультантов или помощников по настройке процессов, то это очень дорого. Если команда старается настроить все процессы самостоятельно, это практически бесплатно, но занимает много времени. А наш вариант оптимальный: это недорого и довольно быстро.

Теперь всем интересно, что же происходит внутри тренажера?

Внутри Focus DIY создана среда, позволяющая прямо на ходу освоиться в процессе, пройти за месяц как минимум две итерации дизайн-спринта, протестировать 10+ гипотез и понять, что делать с продуктом дальше. Самостоятельно, но под чутким присмотром команды Focus. Мы будем помогать с энтузиазмом дойти до конца и предостережем от неосторожных шагов.

У нас есть четкая последовательность шагов для поиска problem solution fit, пространство для синхронной и асинхронной командной работы, база знаний, место хранения всех артефактов на этапе дискавери, видео-помощник, продуманная организация времени, возможность проходить спринты снова и снова и продвигаться дальше.

На 1 неделе команда разбирается с процессом, фокусируется на рабочей задаче, распределяет роли, букирует время друг у друга в календаре, готовится морально. Неделя закончится Q§A установочной сессией, где у представителей команды будет возможность задать все вопросы о процессе, поговорить об ожиданиях и тревогах, связанных со спринтом, и мы все это будем разбирать для того, чтобы старт был комфортным.

2 и 3 неделя будут посвящены первой и второй итерации дизайн-спринта, на каждой из которых проходится путь от фокусировки на 3-4 гипотезах до получения обратной связи от реальных пользователей. Обе недели также закончатся Q§A сессиями о процессе решения своей рабочей задачи. Участники точно захотят поговорить о пройденном пути и им будет чем поделиться и что спросить. Мы будем отвечать на все вопросы, которые возникнут, разбирать, что вызвало недопонимание, или наоборот обсуждать, что было удачно и хорошо сработало.

На 4 неделе можно будет доделать все, что команды не успели доделать, а также будет возможность проконсультироваться и задать дополнительные вопросы.

Завершается все финальной Q§A сессией, на которой мы в целом говорим про процессы команд, про то, к чему они пришли, на какие продуктовые результаты это повлияло и какое видение продукта у них появилось. Отвечаем на все вопросы, делимся опытом, эмоциями, ощущениями и двигаемся дальше в рабочую продуктовую жизнь.

К каким результатам могут прийти команды этим путем?

Команды научатся быстро принимать решения, исходя из общей картины проекта, фокусироваться на том, что приносит деньги бизнесу, и отказываться от того, что не выстрелит. В итоге выигрывают все. Продуктовые команды точно знают, что работает, а что нет. Бизнес экономит деньги на решениях, которые не сработают, и вкладывают их в те решения, которые подтверждают свою целесообразность. Люди получают продукты, которые им действительно нужны.

Это очередная часть серии интервью от Максима Шпаковского об инновациях и предпринимательстве. Предыдущие части читайте здесь.

Команда Focus с 2020 года помогла лучшим командам роста и инноваций провести 38 продуктовых дизайн-спринтов и сэкономить 114 месяцев работы их разработчикам в корпорациях Сбера, Яндекс.Деньги, ГазпромНефть, WorldClass, Лаборатория Касперского, Tele2, ВЭБ.РФ.

Научиться проверять за месяц 10+ продуктовых гипотез на реальных пользователях с помощью тренажераи Focus DIY можно за 4 недели. Читайте подробнее на сайтах:

https://focus.ms/trenager_person

https://focus.ms/trenager_group

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц